Однотипные рабочие места. SRG в СМИ. Последовательность проведения специальной оценки условий труда

  • Дата: 30.11.2023

Проводить оценку условий труда нужно на всех рабочих местах за исключением надомников и тех сотрудников, которые работают у граждан, не являющихся предпринимателями, а также дистанционно.

Но во многих организациях сотрудники заняты в похожих условиях труда, выполняют свои обязанности на одинаковом оборудовании, подвергаются воздействию одних и тех же вредных факторов. Поэтому законотворцы логично рассудили, что подвергать исследованиям все такие места нет необходимости. Кроме того, исключив из обязательного обследования часть рабочих мест, они несколько снизили затраты работодателей на эту процедуру. Ведь за обследование каждого места нужно платить отдельно.

Таким образом, в приказе Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка аттестации рабочих мест по условиям труда» впервые появился термин «аналогичное рабочее место». Затем он в несколько измененном виде перекочевал в приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее – Приказ № 342н). Не потерял термин своей актуальности и теперь, когда вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Что изменилось в понятии аналогичного рабочего места?

Часть 6 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) также содержит определение аналогичного рабочего места. Что же изменилось в сравнении с определением, которое использовалось ранее?

Таблица. Сравнительная таблица признаков аналогичности рабочих мест

Аналогичными рабочими местами являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких идентичных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) на рабочем месте; сходный набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые: расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах); оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; занимают работники одной и той же профессии, должности, специальности; содержат сходные трудовые функции в едином режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты для работников

Как видно из признаков аналогичных рабочих мест, исключены следующие:

  • одинаковый набор вредных и опасных факторов одного класса и степени вредности;
  • одинаковое, как правило, расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте.

Кроме того, исчезло понятие совокупности признаков.

Данные изменения несколько облегчают задачу определения аналогичных рабочих мест. Ранее, если аттестация проводилась впервые, и производственные факторы не были измерены (т. е. не определены классы условий труда), это означало, что один признак аналогичности уже отсутствует. А Приказ № 342н требовал, чтобы все признаки были в наличии.

Как теперь проводить спецоценку аналогичных рабочих мест

Как и прежде, спецоценку проводит организация или эксперт. Установив наличие аналогичных рабочих мест, проверяющий проводит исследование на 20 процентах из них. Однако их число должно быть не менее двух. Результаты этой оценки применяются ко всем выявленным аналогичным местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту спецоценки, и разрабатывается единый перечень мероприятий для улучшения условий труда.

Если же хотя бы одно рабочее место, ранее признанное аналогичным, не отвечает данным признакам, придется проводить спецоценку всех таких мест.

Закон № 426-ФЗ не упоминает слово «совокупность», однако она подразумевается. Поэтому помещение, в котором трудятся работники разных профессий (должностей) нельзя рассматривать, как одно рабочее место. Здесь можно говорить лишь о количестве измерений.

Если профессии (должности) работников отличаются, значит, и трудовая функция у этих работников разная. Следовательно, аналогичными их признавать нельзя и специальную оценку должно пройти каждое из этих мест, тогда и карта специальной оценки условий труда оформляется на каждое из них.

Например, в ситуации, когда в кабинете за одним рабочим столом с 8.00 до 14.00 работает врач-терапевт, а с 14.30 до 19.20 в том же кабинете за этим же столом работает врач-эндокринолог. В перечне будет присутствовать два рабочих места: врача-эндокринолога и врача-терапевта. Если рассматривать признаки аналогичности, то видно, что названия должностей уже разные, режим работы отличается. Тот факт, что эти сотрудники работают в одном помещении за одним и тем же столом говорит лишь о количестве измерений, например, параметров микроклимата.

Кроме того, по новой методике проведения исследований ряд измерений упразднен. Они будут проводиться лишь в отношении тех факторов, которые идентифицированы экспертом, т. е. установлено совпадение имеющихся на рабочем месте факторов с их наименованиями, предусмотренными Классификатором (утвержден приказом Минтруда Росси от 24 января 2014 г. № 33н).

Так, не проводят замеры естественной освещенности. Замерять же параметры микроклимата будут, если на рабочем месте имеется оборудование, являющееся источником тепла или холода. Оценку тяжести и напряженности труда так же будут проводить не у всех работников, как было раньше, а только у определенных категорий. Например, тяжесть будет оцениваться там, где труд связан с подъемом и перемещением грузов вручную, или работа производится в вынужденном положении: стоя или при перемещении в пространстве на расстояние более 5 км. Напряженность труда будет оцениваться на рабочих местах диспетчеров, операторов, водителей и т. п.

Решение о проведении измерений принимает комиссия по специальной оценке условий труда на основании заключения эксперта организации. Комиссия проводит спецоценку и оформляет ее по результатам идентификации. Результаты идентификации эксперт вносит в протокол, который утверждает комиссия. При этом составляется новый перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное

1 Из признаков аналогичных рабочих мест исключены: одинаковый набор вредных и опасных факторов одного класса и степени вредности, а также одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте.

2 Как и прежде, нужно проводить исследование на 20 процентах аналогичных рабочих мест, но не менее, чем на двух. Результаты этой оценки применяются ко всем выявленным аналогичным местам.

3 Если профессии (должности) работников отличаются, значит, и трудовая функция у этих работников разная. Следовательно, аналогичными их признавать нельзя и специальную оценку должно пройти каждое из этих мест, соответственно и карта специальной оценки условий труда оформляется на каждое из них.

Определение аналогичных рабочих мест практически всегда вызывает трудности у работодателей при формировании , необходимых для проведения (СОУТ – Спецоценка, – ред.). Практически каждый, прежде чем обратиться в аккредитованную организацию, самостоятельно определяет перечень, чтобы рассчитать примерный бюджет на проведение процедуры. Но, как показывает практика, в 90% случаев этот перечень составлен неверно и в нем не всегда выделено нужное количество . Фундаментальные ошибки, как правило, возникают на этапе определения аналогичных рабочих мест, вследствие неоднозначного понимания требований ФЗ № 426-ФЗ «О СОУТ».

Аналогичными рабочими местами считаются рабочие места, которые располагаются в одном или нескольких идентичных производственных помещениях, оснащенных однотипным оборудованием, инструментами, системами вентиляций, отопления, кондиционирования воздуха, освещения. Обязательным условием является принадлежность работников к одинаковой профессии, специальности, должности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей. Как Вы думаете, можно ли отнести, к примеру, рабочее место бухгалтера и ведущего бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг друга к аналогичным? Верно, этого сделать невозможно. Даже если работники выполняют одинаковые функции, находятся в одной рабочей зоне, но у них разные должности, то об аналогии не может быть и речи.

Так как оценку необходимо проводить посредством обязательного привлечения организации, оказывающей за счет финансовых средств работодателя, наличие аналогичных мест составляет особую выгоду для работодателя. За счет сокращения общего количества рабочих мест, которое предусмотрено законом по специальной расчетной формуле: оценке подлежит двадцать процентов от общего числа таких мест, но строго не менее двух. Несмотря на формулу, на требования к определению аналогичных рабочих мест, ошибки при определении аналогии все же допускаются. Рассмотрим наиболее типичные примеры.

Ошибка №1. Начнем с расчётов по формуле. В штате компании на должности «менеджера по продажам» работает 5 сотрудников, все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. По всем признакам их можно отнести к аналогичным. Многие специалисты автоматически рассчитывают по формуле – 20% из 5, получают «1» и на СОУТ, соответственно, заявляют только одного работника.

Верный вариант: В данном случае специалистом упускается из виду требование закона, о том, что оценке подлежит не менее 2-х рабочих мест. Даже если у Вас всего два рабочих места, например, «менеджера», которые отвечают принципам аналогичности, СОУТ будут подлежать оба рабочих места.

Установленный минимум по рабочим местам был определен для того, чтобы в ходе проведения инструментальных исследований получался объективный результат работ. Если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, оценке будет подвергаться все 100 процентов рабочих мест.

Важно: если для работника занимаемая ставка равна одной или менее одной, то при СОУТ это приравнивается к одному рабочему месту. То есть, 0,5 ставки = 1 рабочее место; 0,2 ставки = 1 рабочее место; 2,25 ставки = 2 рабочих места (в данном примере подразумевается три рабочих места, но согласно правилу аналогии, СОУТ будет подлежать два рабочих места) и т.д.

Ошибка №2. Офисный кабинет, в котором представлены такие категории сотрудников, как бухгалтер, главный бухгалтер, ведущий бухгалтер, инженер по кадровому делопроизводству. У каждого из них на рабочем столе имеется ПК. Ряд специалистов пытаются приравнять их друг к другу по причине того, что они находятся в одном кабинете с одинаковыми условиями и выполняют работы за ПК.

Верный вариант: наличие идентичного оборудования не означает, что работники выполняют одинаковый технологический процесс. Учитываться оборудование будет только в том случае, если должности работников одинаковые. При этом марка, год выпуска оборудования должны быть идентичными. В данном случае признак аналогии не допустим.

Ошибка №3. В продолжение темы по оборудованию можно также привести пример определения аналогии на рабочих местах водителей. Уточним, рабочим местом водителя является кабина автотранспортного средства.

В организации имеется 5 водителей. Петрову выделен автомобиль «Renaultlogan» 2009 года выпуска, Иванову – трактор «Беларус-1025» 2008 года выпуска, Сидорову, Морозову и Милину тракторы «Беларус-3022» 2012 года выпуска. Наиболее часто специалисты определяют аналогию из 5-ти рабочих мест водителей и включают в перечень только два из них. Встречаются случаи, что рабочее место Петрова определяют, как одно рабочее место, а места Сидорова, Милина, Морозова и Иванова, как аналогичные места.

Верный вариант: Оба варианта распределения рабочих мест ошибочны. Из указанной совокупности рабочих мест аналогичными будут являться только места Сидорова, Милина и Морозова, т.к. они используют одинаковую марку автотранспорта с одинаковым годом выпуска. Дополнительно необходимо запросить сведения о заводе-изготовителе, типе используемого топлива, категории транспортного средства.

К сведению. На аналогичные рабочие места по результатам СОУТ оформляется одна карта спецоценки. В нее включаются все сведения о работниках, занятых на работе на данный момент.

Ошибка №4. В должностной графе указано 5 штатных единиц «Руководителей отдела». Работодатели относят их к аналогичным и при СОУТ выделяют только два.

Верный вариант: За одним отделом не может быть закреплено сразу пять руководителей. Это сродни тому, как если бы у нас было сразу пять генеральных директоров. То, что наши кадровые специалисты привыкли их объединять под одну должность в действующем штатном расписании – несколько некорректно. Если мы столкнулись с данной ситуацией, необходимо уточнять – каким именно отделом, подразделением, структурой заведует работник. Например, руководитель отдела сбыта, отдела логистики. В подобных примерах оценке будут подлежать все рабочие места.

Ошибка №5. В отделе по производству стерильных и лекарственных средств имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом лекарственных средств. Работы ведутся в 2 смены. Работодатель заявляет на оценку 3 рабочих места.

Верный вариант: Посменность выполнения работ – существенный момент и упускать его нельзя. В данном случае мы разбиваем 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычисляем из 7 рабочих мест при условии, что оставшиеся 7 человек приходят на одно и тоже место, выполняют одни и те же функции и условия работы не меняются. Оценке будет подлежать только 2 места.

Напомним, что в соответствии с п.5 ф.З. №426 ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.


Многие заблаговременно самостоятельно определяют перечень рабочих мест, чтобы рассчитать примерные затраты на проведение СОУТ.


Но, как показывает практика, очень часто этот перечень составляется неверно, в том числе из-за того, что неправильно определены аналогичные рабочие места.


Давайте разберемся, какие же места можно признать аналогичными?


Согласно п.6 ФЗ. №426-ФЗ от 28.12.2013 г. аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:


Расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);


Оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;


на которых работники:


Работают по одной и той же профессии, должности, специальности,


Осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья,


Обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.


Сколько рабочих мест можно отнести к аналогичным?


Законодательно ограничений никаких не установлено, какое количество рабочих мест может быть отнесено к аналогичным. Естественно, что работодатели стремятся отнести как можно больше рабочих мест к аналогичным, так как это уменьшает расходы на спецоценку: на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. Здесь то и начинаются ошибки.


Пример 1. В штате небольшой косметологической организации - директор, главный бухгалтер, 2 администратора. Все работают в одном кабинете, с использованием одного компьютера. При заключении договора на СОУТ работодатель предоставляет перечень, в котором эти рабочие места значатся как аналогичные, обосновывая, что условия трудна одинаковые, так как один кабинет, оборудование, т.е. компьютер один на всех, поэтому места нужно «аттестовывать» как аналогичные.


Естественно руководитель не прав, так как обязательным условием является принадлежность работников к одинаковой профессии, специальности, должности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей.


Так же рабочее место бухгалтера и ведущего бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг невозможно отнести к аналогичным, даже если работники выполняют одинаковые функции, находятся в одной рабочей зоне. Если разные должности, то об аналогии не может быть и речи.


Иногда рабочие места, на которых заняты работники одинаковой должности или профессии, все равно не являются аналогичными.


Пример 2. В штате организации 3 слесаря-сантехника. Два слесаря сантехника ремонтируют сантехнические системы, а третий еще периодически обслуживает и канализационные системы и опускается в канализационные люки.


Не смотря на то, что наименование профессии одно и тоже, трудовые функции различаются, поэтому отнести рабочие места к аналогичным так же нельзя.


Похожий пример, когда рабочие места одной профессии нельзя отнести к аналогичным, связан с использованием разного оборудования.


Пример 3. В штате организации есть водители погрузчика, 3 человека. За Ивановым закреплен дизельный погрузчик Maximal FD10T-M, за Петровым - вилочный электропогрузчик МЗиК ЭП-103КО, за Сидоровым - автопогрузчик Heli CPCD25 / CPQD25 серия H2000.


Данные рабочие места так же нельзя отнести к аналогичным, так используемое оборудование разное.


При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.


Если же при оценке аналогичных рабочих мест выявляются различия в показателях факторов, признаки, которые не отвечают требованиям аналогичности, спецоценка проводится на 100% рабочих мест, изначально отнесенных к аналогичным.


С. Бурлакова

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Готовые пакеты документов
по охране труда и кадрам
от 3500 рублей

Основной дилеммой, с которой сталкивается работодатель перед проведением специальной оценки условий труда, является определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. В большинстве случаев расчеты оказываются неверными, так как неверно используется понятие “аналогичных” рабочих мест. В данной статье постараемся разобраться, как избежать типичных ошибок.

Какие рабочих места можно отнести к аналогичным?

Согласно п. 6, ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» “аналогичными” считаются рабочие места, которые:

— расположены в одном или нескольких однотипных помещениях (зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;

— заняты работниками одной профессии, должности, специальности с одинаковыми функциями и режимом работы; они должны использовать одинаковые - , инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также обеспечиваться однотипными СИЗ.

Все эти условия должны выполняться одновременно. Если хотя бы одно условие не соблюдаются, то рабочие места невозможно подвести под понятие “аналогичные” рабочие места.

Для примера: можно рассмотреть рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера, которые не являются аналогичными. Все потому, что у них разные названия должностей и, как следствие, разная трудовая функция.

Стремление работодателя отнести как можно больше рабочих мест к “аналогичным” понятно. Это уменьшает расходы на спецоценку, так как на “аналогичные” рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и для них оформляется общий перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Но стоить понимать, что не все так гладко, как видится. Согласно п. 1, ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оцениваться должны 20% от общего числа “аналогичных” рабочих мест, но не менее двух.

Как действует понятие не менее двух?

Пример:
Штат компании насчитывает пять кладовщиков, которые работают на одном складе и выполняют одинаковые обязанности. Казалось бы, речь идет об “аналогичных” рабочих местах и оценивать нужно 20% от их общего числа, т.е. одно рабочее место. Но, опираясь на п. 1, ст. 16, “Определение количества рабочих мест подлежащих СОУТ” сводиться, как минимум, к двум рабочим местам.

Это необходимо, чтобы получить объективный результат при инструментальных исследованиях. В случае несовпадения хотя бы с одним измеряемым параметром, согласно п. 5, ст 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оценке будут подлежать 100% рабочих мест.

Рабочее место при специальной оценке условий труда будет приравниваться к одному независимо от размера ставки сотрудника. То есть занятость на полставки - одно рабочее место, на 0,3 ставки - одно рабочее место, на 2,15 ставки - одно рабочее место.

Почему рабочие места с одинаковым оборудованием не всегда “аналогичные”?

Одинаковое на рабочих местах не всегда является признаком одинакового производственного процесса. Обратимся к примеру.

Пример:
В кабинете работают: бухгалтер, ведущий бухгалтер, главный бухгалтер. Все, как правило, используют персональный компьютер, монитор и оргтехнику. Тем не менее, данные рабочие места не могут быть “аналогичными” по причине того, что на рабочих местах должно быть абсолютно идентичным: и марка, и модель, и год выпуска.
Похожий пример можно привести для рабочих мест водителей.

Проанализируем ситуацию с автомобилями:

Пример:
В организации - пять водителей, которые работают на следующих автомобилях.

ФИО водителя Марка авто Год выпуска Масса,т Гос.номер
Иванов Renault 2010 6 в111мр
Сидоров Ford 2009 5 с777кк
Петров Ford 2013 7 к999кк
Стаханов Ford 2013 7 к999кк
Павлов Ford 2013 7 к999кк
Кожемякин MAN 2017 5 о009ат
Петрухин MAN 2017 5 т567тт

Зачастую работодатели относят все такие рабочие места к “аналогичным”. Это неверно в принципе.

“Аналогичными” будут только рабочие места Петрова, Стаханова и Павлова,так как к ним относится один и тот же автомобиль.

У водителя Иванова автомобиль другой марки, другого года выпуска и грузоподъёмности, имеет совершенно другой регистрационный номер.

В общем, так можно перечислять до бесконечности. Целесообразно упростить подход к решению данного вопроса.

В данном случае количество подлежащих СОУТ рабочих мест равно количеству автомобилей. За одним автомобилем можно закрепить столько “аналогичных” мест, сколько водителей закреплено за этим же автомобилем по приказу.

Когда рабочие места для одинаковых должностей нельзя считать “аналогичными”?

Иногда рабочие места, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями, все равно не являются “аналогичными”. Допустим, что в штатном расписании организации имеется пять руководителей многофункционального отдела. Однако это не значит, что у них одинаковые функции.

В подобных ситуациях следует уточнять, каким отделом руководит сотрудник. Например, рабочее место руководителя:

  • отдела продаж,
  • интернет-отдела и
  • отдела маркетинга должны оцениваться отдельно. Не менее важный момент в определении “аналогичности” рабочих мест возникает вследствие сменности работ.

Пример:
На производстве - 24 оператора производственной линии. Операторы могут работать в одну смену или несколько смен. В данном случае необходимо четко понимать, как проводить расчеты. Обратимся к таблице:

Из таблицы наглядно видно, как происходит определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. Главное запомните, сменность должна быть подтверждена документально во внутренних локальных актах (коллективном договоре, трудовом договоре или описании организационной структуры организации и т.п.)

Теперь в картинках для закрепления результата.

Таким образом, если вы не уверены, что учли все особенности и правильно определили “аналогичные” рабочие места, то лучше обратиться за помощью в организацию, которая будет проводить спецоценку. Необходимую информацию по данному вопросу вы можете скачать во вложении Excel файл. В данном файле автоматически производится определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. Достаточно внести определенные данные.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) выступает сегодня своеобразным ядром всей действующей системы охраны труда.

СОУТ и охрана труда

Охрана труда (ОТ) - система сохранения жизни и здоровья людей в ходе осуществления ими трудовой деятельности.

Задачи по ОТ лежат в зоне ответственности административного аппарата компании, какова бы ни была ее отраслевая принадлежность, форма собственности и масштабы бизнеса.

С позиции законодательства регулирование ОТ предполагает:

  • формирование общих норм ОТ, правил техники безопасности и промсанитарии;
  • реализацию предупреждающих действий по предотвращению получения работниками травм на производстве и возникновения профзаболеваний;
  • поддержание на производствах нормальных условий труда, выполнение комплекса мероприятий по его охране, необходимого для нормального исполнения персоналом своих трудовых функций;
  • предоставление отдельным категориям персонала с более низкой трудоспособностью (в силу пола, возраста, различных обстоятельств) расширенных правовых гарантий по ОТ;
  • общественный и госконтроль рассматриваемой сферы.

Важнейшая роль в системе ОТ отведена СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - это целостный комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.

Результаты спецоценки применимы в разных целях:

  • они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;
  • они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).

ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Существовавшую прежде аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила спецоценка, представляющая собой значительно более прогрессивную технологию, приближенную к мировой практике.

1 января 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон). Им регламентирован порядок проведения спецоценки, определены требования к проводящим ее организациям и специалистам, сформулированы критерии определения классов условий труда на рабочих местах, уровней профрисков.

Вступив в силу, Закон запустил обновленную механику формирования пакета гарантий и компенсаций для «вредников» и измененный алгоритм расчета отчислений в ПФР и ФСС.

Главное отличие спецоценки условий труда от предшествующей модели - отказ от «списочного» принципа предоставления гарантий и компенсаций персоналу на «вредных» производствах в пользу принятия в расчет фактического влияния различных негативных факторов на организм каждого сотрудника.

Среди важнейших преимуществ спецоценки над аттестацией эксперты отмечают снижение нагрузки на работодателей с нормальными условиями труда: для них отпала необходимость регулярных дорогостоящих аттестаций и отчисления страховых взносов за работников, занятых в благоприятных условиях. Применительно к владельцам «вредных» рабочих мест, напротив, произошло ужесточение требований и усиление контроля, которые в конечном итоге должны послужить мотиваторами для общего улучшения условий труда и максимального сокращения доли рабочих мест с неблагоприятной производственной обстановкой.

Для кого СОУТ обязательна?

Проведение спецоценки - обязанность всех работодателей, при этом охватывать процесс должен рабочие места всех сотрудников кроме занятых на дому, удаленно, а также оформивших трудовой договор с работодателями-гражданами без статуса ИП.

Для ограниченного перечня рабочих мест действуют особые условия: СОУТ на них должна вестись с учетом нормативно-правовой базы в сфере муниципальной и госслужбы, законодательства о гостайне.

Специальная оценка условий труда и аналогичные рабочие места

Когда на предприятии много одинаковых рабочих мест, проводить СОУТ на них по сплошному принципу нерационально. Такие места признают аналогичными , спецоценке подвергается лишь 20% от суммарного их числа (но минимум два), а итоговые результаты транслируются на всю совокупность рассматриваемых мест.

По Закону, признать аналогичными можно только те рабочие места, которым свойственны все перечисленные ниже признаки сразу:

  • одни профессионально-должностные наименования;
  • одинаковые обязанности исполнителей при ведении однотипного техпроцесса в одинаковом режиме;
  • использование однотипных средств и предметов труда;
  • работа в общем/нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных инженерных систем;
  • одинаковые организация рабочих мест и наличие на них средств защиты.

Выявление из ранее признанных аналогичными по меньшей мере одного рабочего места, не отвечающего всем условиям аналогичности, влечет за собой проведение спецоценки на всей совокупности мест, считавшихся до этого момента аналогичными.

Права и обязанности участников трудовых отношений при специальной оценке условий труда

Работодатель имеет право:

  • организовать проведение спецоценки вне плана;
  • обращаться в проводящую СОУТ компанию с требованием предоставления документов о ее соответствии установленным критериям, а также за обоснованием итогов процедуры;
  • обращаться за обжалованием действий компании-исполнителя СОУТ.

Основные обязанности работодателя:

  • обеспечение условий для осуществления СОУТ;
  • подготовка и передача организации, проводящей СОУТ, запрашиваемой документации;
  • проведение ознакомления работника с итоговыми результатами в письменной форме;
  • выполнение разъяснительной работы с трудовым коллективом по вопросам СОУТ;
  • совершенствование условий труда.

Работник имеет право лично принимать участие в процессе спецоценки условий труда, запрашивать у работодателя пояснения по ходу данной процедуры, а также обращаться за обжалованием ее результатов.

Обязанностью работника является ознакомление с результатами СОУТ.

Как связаны взносы на страхование и специальная оценка условий труда?

Итоги СОУТ напрямую влияют на величину страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу за «вредников».

Напомним, в России действуют «вредные» списки:

  1. работники, занятые на подземных работах и иных, для которых характерны особо вредные/тяжелые условия труда;
  2. занятые во вредных и тяжелых условиях.

ФЗ «О специальной оценке условий труда» привел в действие механизм корреляции тарифа отчислений и условий труда: чем благоприятнее условия, тем «дешевле» тариф; и наоборот - чем хуже обстановка на производстве, тем выше процент отчислений. Когда условия безопасны, речь о доптарифе не идет вовсе; подтвердить безопасность должна СОУТ.

В современных условиях работодателям становится крайне невыгодно иметь «вредные» рабочие места: существующая нагрузка в виде допвзносов в будущем еще возрастет (повышение тарифов предусмотрено уже в 2015-2016 гг.). В совершенствовании условий, напротив, появляется материальная заинтересованность: если СОУТ покажет улучшение условий труда, сумма взносов по доптарифам уменьшится.

Условия труда по критерию вредности и опасности ранжируются по четырем классам:

  1. оптимальные,
  2. допустимые,
  3. вредные (есть четыре подкласса),
  4. опасные.

Опираясь на установленный класс/подкласс условий труда, исчисляют размер дополнительного страхового взноса: для вредных условий он лежит в пределах 2- 7%, для опасных - равен 8%.

Закон позволяет оптимизировать затраты на СОУТ, принимая к учету результаты исследований, проведенных в процессе производственного контроля.

Когда вредные/опасные факторы на рабочих местах не выявляются, в отношении этих мест проводится декларирование соответствия условий госнормативам. Условия труда признаются допустимыми, оформленная декларация действует пять лет; если за это время не будет фактов несчастных случаев или профзаболеваний, произойдет автоматическая пролонгация срока.

Кем проводится спецоценка?

СОУТ выполняет организация, отвечающая нескольким требованиям:

  • в ее уставе проведение спецоценки указано как основной/один из видов деятельности;
  • минимум пять экспертов компании, сотрудничающих с ней по трудовому договору, имеют сертификат на право проведения СОУТ, и при этом хотя бы один из их числа является дипломированным врачом по общей гигиене, гигиене труда либо санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в структуре организации присутствует аккредитованная испытательная лаборатория, область аккредитации которой - проведение исследований и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Последовательность проведения специальной оценки условий труда

1. Заключив договор с выбранной профильной организацией, работодатель формирует комиссию по проведению СОУТ, утверждает план-график реализации процесса спецоценки рабочих мест. Созданная из представителей работодателя комиссия обязательно должна иметь нечетное количество членов; в нее включают специалиста по ОТ, при наличии в компании профсоюза - его представителей.

Существуют особенности формирования комиссии работодателем-субъектом малого бизнеса. В таком случае в ее состав входят: сам частный предприниматель, руководитель фирмы, специалист по ОТ или лицо, привлеченное для выполнения данной функции по гражданско-правовому договору, члены представительного органа работников (когда такой существует).

2. На данном этапе происходит утверждение комиссией заранее подготовленного списка рабочих мест (с перечислением аналогичных), в отношении которых пройдет процедура СОУТ. Список составляет компания-исполнитель СОУТ, и обычно работа по формированию списка завершается еще до подписания договора.

3. Эксперт компании-исполнителя проводит идентификацию вредных/опасных факторов на рабочих местах, итоги утверждаются комиссией. В большинстве случаев эти факторы выявлены еще на стадии преддоговорной работы и уже включены общим перечнем в документ.

4. Если вредные/опасные факторы не идентифицированы, комиссия признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми, никакие дальнейшие исследования не требуются. Оформляется декларация соответствия условий труда действующим нормативам и подается в соответствующий полномочный орган исполнительный власти.

Когда вредные/опасные факторы идентифицированы, комиссией выносится решение о проведении их исследования в указанном Законом порядке.

5. Выполняющая спецоценку компания анализирует рабочие места, делает запрос информации о предоставляемых персоналу компенсациях и льготах, медосмотрах, обеспеченности СИЗ и пр.

6. Измеряются и оцениваются уровни вредных факторов. Этап существенно затягивается по времени, если нужны инструментальные измерения параметров в разные времена года.

7. Формируется отчет о результатах СОУТ, включающий:

  • информацию об организации-исполнителе;
  • список рабочих мест, «попавших» под спецоценку, идентифицированные на них вредные/опасные факторы;
  • формы СОУТ с информацией о классе/подклассе условий труда на различных рабочих местах;
  • протоколы выполнения исследований, анализа эффективности СИЗ;
  • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований по причине их опасности - если такая ситуация имеет место;
  • сводная ведомость СОУТ;
  • рекомендации по совершенствованию условий труда на исследованных местах;
  • заключения эксперта компании-исполнителя СОУТ.

8. Отчет подписывают участники комиссии, после чего его утверждает председатель. При несогласии кого-то из членов с изложенным, он вправе сформулировать свою позицию письменно, этот материал будет приобщен к отчету.

После добавления (когда нужно) уточняющей информации, данные вносятся в специальную информационную систему учета.

СОУТ вне плана

Спецоценка может стать внеплановой. Провести процедуру работодатель обязан, если:

  • начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;
  • поступило предписание трудинспекции;
  • изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;
  • произошел переход на другое сырье, материалы;
  • изменились используемые СИЗ;
  • был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;
  • поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.

Каковы последствия непроведения специальной оценки условий труда?

Отечественным законодательством установлена ответственность работодателя за связанные с СОУТ нарушения, включая непроведение спецоценки. Соответствующие положения внесены в КоАП РФ.

С начала 2015 г. применяется ст. 5.27.1 КоАП РФ, содержащая информацию о размерах налагаемых штрафов. Диапазон их таков:

  • 5-10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • 60-80 тыс. руб. для организаций.

Выявление правонарушения во второй раз грозит применением более серьезных санкций: штраф для юридического лица будет исчисляться суммой в 100-200 тыс. руб. или возможно приостановление его работы на период до 90 дней.

Для должностных лиц, не выполнивших соответствующее предписание, выполнивших его ненадлежащим образом либо с нарушением сроков, предусматривается штрафование (30-50 тыс. руб.) или дисквалификация длительностью 1-3 года.

Таким образом, уклоняться от проведения спецоценки либо откладывать ее на далекое будущее не стоит: риски, возникающие при этом, достаточно велики. Целесообразнее не дожидаться поступления претензий от проверяющих органов и оперативно провести данное мероприятие по собственной инициативе.

Цена СОУТ в 2019 году: средняя стоимость оценки одного рабочего места в Москве и регионах

Определение стоимости специальной оценки условий труда в большинстве случаев должно проводиться в индивидуальном порядке. Цена СОУТ априори не может быть одинаковой для различных организаций, так как на ее значение существенно влияет целый комплекс факторов:

  • количество структурных подразделений Заказчика, их территориальное расположение (удаленность);
  • общее количество рабочих мест, подлежащих спецоценке условий труда (чем больше заявленный объем, тем ниже будет стоимость);
  • сложность и многообразие производственных процессов, определяющие в конечном итоге специфические особенности конкретных рабочих мест;
  • объем и качественные требования к лабораторным исследованиям, проведение которых необходимо для корректной экспертной оценки в рамках СОУТ;
  • количество и сложность требуемого специального оборудования;
  • заявленные сроки выполнения работ.

Важно: если на предприятии велика доля аналогичных рабочих мест, общий бюджет СОУТ будет значительно снижен, так как оценке подлежит лишь каждое пятое из таких рабочих мест.

Анализ ценового предложения на рынке профессиональных услуг по проведению СОУТ в Москве и регионах показывает, что стоимость спецоценки у крупных государственных организаций примерно в два раза выше средней по рынку. Большое влияние на наблюдаемую ценовую разницу оказывает фактор так называемого «государственного бренда», оправданность использования которого в настоящее время в условиях изменившегося законодательства, предъявляющего одинаково жесткие требования ко всем компаниям, проводящим работы по СОУТ, вне зависимости от их масштаба и формы собственности, становится довольно спорным вопросом.

По нашим собственным данным, заявляемая негосударственными компаниями стоимость услуг по СОУТ в Москве и регионах сегодня находится почти на одном уровне и укладывается в следующие диапазоны:

  • в офисных и образовательных учреждениях: 200 (>500 р.м.) - 700 (<10 р.м.) руб.
  • в медицинских учреждениях: 400 (>500 р.м.) - 900 (<10 р.м.) руб.
  • на транспорте и энергетике: 450 (>500 р.м.) - 1250 (<10 р.м.) руб.
  • в локальном производстве: 500 (>500 р.м.) - 1300 (<10 р.м.) руб.
  • в химической промышленности: 600 (>500 р.м.) - 1550 (<10 р.м.) руб.

Заказать специальную оценку условий труда

Если вы хотите заказать (узнать стоимость) СОУТ для вашей организации или после ознакомления с представленным материалом у вас появились дополнительные вопросы по спецоценке, вы можете обратиться в нашу компанию.