Обязательные платежи взимаемые таможенными органами. Таможенные платежи и их виды. Исчисление и уплата таможенных пошлин в Таможенном союзе

  • Дата: 06.05.2024

1. Ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

2. По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации. Распоряжение суммами ввозных таможенных пошлин, уплаченных до подачи таможенной декларации, осуществляется применительно к порядку, предусмотренному статьей 121 настоящего Федерального закона, с учетом положений международного договора государств - членов Таможенного союза.

3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.

4. Предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, установленные Комиссией Таможенного союза, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае, если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин отсутствуют, уплаченные суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат возврату плательщику в порядке, установленном статьей 148 настоящего Федерального закона. В случае, если по результатам указанного расследования принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат зачислению на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза.

5. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, а также предварительная специальная, предварительная антидемпинговая и предварительная компенсационная пошлины, применяемые в Российской Федерации в одностороннем порядке, уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае, если по результатам расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, будет установлено, что основания для введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин отсутствуют, уплаченные суммы предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин подлежат возврату плательщику в порядке, установленном статьей 148 настоящего Федерального закона.

6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счет Федерального казначейства.

7. Налоги, а также таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования уплачиваются на счет Федерального казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

8. Уплата таможенных пошлин, налогов может осуществляться в централизованном порядке путем внесения сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в частях 1 , - настоящей статьи, за товары, предполагаемые к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации за определенный период вне зависимости от того, в какой таможенный орган будет подана таможенная декларация на такие товары.

9 - 13. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ.

14. Уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов в соответствии с настоящим Федеральным законом может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств (далее - электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов информационный обмен между участниками расчетов осуществляют юридические лица, ответственные за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства.

Таможенный платеж – это обязательная пошлина, взимаемая таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Такое определение дается в 4 статье Таможенного кодекса таможенного союза (ред. от 08.05.2015). Исходя из него, можно сделать вывод, что таможенными платежами признается оплата, которая выплачивается представителем таможни при перевозке товара через границу России.

Виды таможенных платежей

Основным документом, регулирующим действия в отношении таможенных платежей, является Таможенный кодекс таможенного союза (далее по тексту – ТК ТС), который был принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17.

В статье 70 ТК ТС расписаны платежи, которые законом отнесены к таможенным:

  1. НДС , который начисляется при ввозе товаров на территорию таможенного союза – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза (в апреле 2017 года в состав стран-участниц таможенного союза входят: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).
  2. Акциз (акцизы) , начисленный по тем же причинам, что и НДС – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза.
  3. – это платежи, которые выплачиваются при ввозе товаров на территории России.
  4. Вывозная таможенная пошлина – это платежи, которые выплачиваются при вывозе товаров из страны.
  5. Таможенные сборы (например: сбор за таможенное оформление, сбор за хранение товаров, сбор за таможенное сопровождение товаров).

Таким образом, при использовании термина «таможенный платеж» могут подразумевать каждый из перечисленных видов. Это основной перечень платежей, однако на практике встречаются выплаты к казну государства, связанные с перевозом товаров через границу, которые не прописаны в ТК ТС. Такие платежи можно отнести к сопутствующим таможенным платежам. К ним относятся: оплата консультаций, сбор за лицензию, оплата за участие в таможенных аукционах и т.д.

Большую долю в бюджете государства любой страны являются оплаты ввозной и вывозной таможенных пошлин, а так же НДС и акциза на импорт (ввоз) товаров через границу страны. Соответственно, можно сделать вывод, что эти платежи будут основной составляющей расходной части, в результате перевоза товара через границу. В результате чего, судебная практика распространена среди неуплаты (или уклонения от уплаты) этих таможенных платежей.

Порядок уплаты таможенных платежей

Основной порядок уплаты таможенных выплат продиктован статьей 84 ТК ТС. Плательщиками этой пошлины является декларант – это участник внешнеэкономической деятельности. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо. Рассчитывать суммы подлежащие оплате обязаны декларанты, (статья 76 ТК ТС), однако, в случае международных почтовых отправлений эту обязанность выполняет государственный орган (почта), без подачи декларации.

В остальных случаях заполнения декларации обязательно. В случае, когда товар завозится на территорию страны, ввозные пошлины оплачивает импортер – сторона, которая привезла этот товар в Россию. Когда товар, напротив, вывозится из страны, то вывозные пошлины оплачивает стороны, которая вывозят товар.

При ввозе товаров на территорию таможенного союза, начисленные таможенные пошлины подлежат перечислению на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой пользу которой он начисляется. После чего общая сумма ввозных таможенных пошлин распределяется между государствами-участниками таможенного союза в пропорциях, установленных договорными соглашениями. На сегодняшний день пропорции таковы:

  • Республика Казахстан – 7,33%;
  • Республика Беларусь – 4,70%;
  • Российская Федерация – 87,97%.

Если речь идет о временном ввозе товара на территорию РФ, то в этом случает ввозную таможенную пошлину платить не надо. В некоторых случаях импортер уплачивает этот вид платежа, но при дальнейшем вывозе товара с территории России, эта пошлина возвращается. Так же освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин товары российского производства, которые ранее были вывезены с территории страны и по каким-либо обстоятельствам возвращаются обратно, без изменения качественных характеристик товара.

Следует помнить, что таможенные платежи выплачиваются в валюте страны, в которой подлежат уплате. В России – это российский рубль, при этом платеж осуществляется безналичным переводом на счет Федерального казначейства.

Но для физических лиц существуют возможность наличного расчета в кассу таможенного органа.

Статьей 73 ТК ТС предусмотрена возможность уплаты авансовых платежей в счет оплаты будущих товарных пошлин. Оплачиваются они, так же, в валюте государства, в котором предстоят начисления пошлин.

Примечательным аспектом является возможность запроса у таможенных органов отчета о расходовании авансовых отчетов. Отчет предоставляется в письменной форме. Но оплата авансов по таможенным платежам – это редкость, потому что очень часто платежи списываются в Федеральный бюджет в составе прочих доходов. Чаще всего это происходит в случаях, когда таможенными органами признается окончание периода «хранения» платежа на своих счетах, хоть законом и не предусмотрены сроки для авансовых платежей. При расчете суммы таможенного платежа декларант стакивается с тремя видами ставок:

  • адвалорная – это ставка, установленная в виде процента от таможенной стоимости товара;
  • специфическая – это ставка, установленная в виде фиксированной суммы за единицу измерения товара (литр, килограмм и т.д.);
  • комбинированная – это ставка, объединяющая в себе характеристика адвалорной и специфической ставок.

Сами проценты ставок, установлены Единым таможенным тарифом Таможенного союза – ЕТТ ТС (утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54). В отличие от таможенных пошлин и сборов, ставки и суммы которых определены таможенным тарифом, ставка по НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, определяется Налоговым кодексом РФ (далее по тексту – НК РФ). Пунктом 2, 3 и 5 ст. 164 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию России, применяются налоговые ставки в размере 10% и 18%. Акцизные ставки, в свою очередь, определяется статьей 193 НК РФ.

Структура таможенных платежей

За 9 месяцев 2016 года поступление в бюджет России по таможенным платежам составил 3 218,50 млрд. рублей, когда как общая сумма, поступившая в Федеральный бюджет, составила 10 440,60 млрд. рублей. Таким образом, доход страны за этот период на 30,8% составили именно таможенные платежи.

Структура этого вида пошлин за анализируемый период имеет следующий вид:

  • ввозная таможенная пошлина – 0,1 млрд. рублей;
  • вывозная таможенная пошлина – 1 609,30 млрд. рублей;
  • таможенный сбор – 13,8 млрд. рублей;
  • НДС – 1 545,90 млрд. рублей;
  • акциз – 45,90 млрд. рублей;
  • прочие таможенные платежи – 3,50 млрд. рублей.

В данной ситуации следует помнить, что ввозная таможенная пошлина распределяется в виде долей между странами-учасниками таможенного союза.

Данные предоставленные Федеральной таможенной службой, свидетельствуют о том, что основу структуры таможенных платежей, за 9 месяцев 2016 года, составляет ввозная таможенная пошлина (50% от общей суммы). Это говорит о высокой значимости экспорта (вывоза) и НДС (48% от общей суммы) товаров российского производства за пределы таможенного союза. Наименьшую долю в структуре таможенных пошлин составляют остальные платежи: акциз – 1,4%, таможенный сбор – 0,4%, прочие таможенные платежи – 0,12%, ввозная таможенная пошлина – 0,08%.

Ответственность за неоплату таможенных платежей

Неуплата таможенных платежей предусматривает административную и уголовную ответственность.

Таким образом, базой для определения наказания за неуплату является Кодек РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП) и уголовный кодекс РФ (далее по тексту – УК РФ). Глава 16 статьи 16.22 КоАП предусматривает наложение штрафа за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

  • На граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
  • На должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  • На юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей определена в статье 194 УК РФ.

  • Стоит отметить, что уголовную ответственность при неуплате таможенных платежей возникает только в том случае, если сумма задолженности превышает один миллион рублей.
  • Если эта сумма более трех миллионов рублей уклонение от уплаты таможенных платежей признается в особо крупных размерах. Наказание в этих случаях назначается от штрафа в размере от 100 000,00 до 500 000,00 рублей, до лишения свободы на срок до двух лет.
  • В случае незаконного перемещения товара через границу таможенного союза существует практика принудительного начисления всех, полагающихся, помаженных платежей с указанием виновного лица, которое будет уплачивать их.

Обязанность по оплате начисленной пошлины, в этом случае, признается лица осуществлявшее незаконное перемещение товара.

Сторона, которая принимала такой товар, так же может быть призвана к оплате таможенных платежей, но только в том случае если доказано, что она (сторона) знала или не могла не знать о совершаемом незаконном действии (статья 81 ТК ТС).

– это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. ). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее ).

Расчет таможенных платежей и их методы

– это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Таможенная стоимость

Cтавка таможенной пошлины %

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации* )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )

Расчет по видам платежей

Вид Основа начисления (руб.) Основа начисления (USD) Ставка % Сумма таможенных платежей на момент оформления в руб. Сумма таможенных платежей в валюте контракта (USD)
Таможенный сбор

80400,00 руб.

1200,00 $
Пошлина

80400,00 руб.

1200,00 $
Акциз

не облагается

не облагается
НДС

88440,00 руб.

1320,00 $

17688,00 руб.

Таможенный платеж составит:

26103,00 руб.

389,59 USD

* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) ():

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС , согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов Таможенного союза. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ ();
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ТС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статьи 50 ТК ЕАЭС (ранее см. ). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

22. Таможенные платежи - налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

"Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)Раздел 2. Таможенные платежи

"Таможенный кодекс Российской Федерации" (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)Раздел III. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"Раздел II. Таможенные платежи

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012)Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (ред. от 23.09.2011) "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки"

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин"

Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.

В соответствии с законодательством России о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров и связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

Функции таможенных платежей

Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др.

    1. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом.

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

1) адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости);

2) специфические (устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара);

3) комбинированные(сочетающие обе ставки)

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия.

Законом предусмотрены также сезонные и особые пошлины. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Применение сезонных пошлин позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

Следует отметить, что Россия фактически не использует на практике специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя от нежелательного для страны импорта товаров, хотя актуальность решения этой проблемы с позиций необходимости обеспечения экономической безопасности страны постоянно возрастает. Вышеуказанные виды пошлин могут применяться в любое время года, т.е. являются круглогодичными.

Валюта, в которой исчисляются таможенные пошлины, должна соответствовать валюте, в которой заявлена таможенная стоимость облагаемого товара.

При исчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, по каким видам ставок облагается товар таможенными пошлинами: по адвалорным, по специфическим или по комбинированным.