Привлечение субподрядчиков из числа смп. Привлечение субподрядчиков из числа смп Победитель аукциона является смп как учитывать субподряд

  • Дата: 13.01.2024

В соответствии с частью 7 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Типовые условия
контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
(утв. Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466)

I. Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)

1. Привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.

2. В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:

а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);

б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

3. В случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.

4. В течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:

а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;

б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).

5. Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

6. Нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:

а) за представление документов, указанных в настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;

б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.

II. Условие о правах поставщика (подрядчика, исполнителя)

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществлять замену субподрядчика, соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя.

Обзор документа

Утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных НКО.

Так, поставщик (подрядчик, исполнитель) должен привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, НКО в объеме не менее 5% от цены контракта; представить заказчику определенные документы в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем, а также в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору.

Поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора следует оплачивать в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Подскажите в таком вопросе: наша организация участвует в электронном аукционе по 44-ФЗ, в извещение о закупке указано: Преимущества Участникам, привлекающим Субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ). каким документом мы это должны подтвердить?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает способ, которым участник закупки может подтвердить привлечение соисполнителей-СМП. На практике заказчик самостоятельно включает в проект контракта обязательство участника привлечь соисполнителей-СМП. Например, так: . Также заказчик устанавливает в контракте условие о его расторжении в одностороннем порядке при ненадлежащем выполнении исполнителем указанного условия.

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Кто может участвовать в проведении закупок

Участие субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций

Главное, что такие закупки должны составлять не менее 15 процентов от совокупного годового объема. Причем такие контракты нужно не просто заключить в течение года, но еще исполнить и оплатить. Об этом сказано в части 1 письме Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062 . В письме рассмотрен порядок расчета годового объема закупок через котировки и у единственного поставщика, но его можно применить и по закупкам у СМП и СОНКО.

Закупать у СМП и СОНКО можно двумя способами.

Первый способ

Проводить закупки только среди СМП и СОНКО конкурентным способом. В таком случае начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если заказчик проводит определение поставщиков только среди СМП и СОНКО, то он должен указать это в извещении о проведении закупки (п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296). А участники в свою очередь обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к данным категориям.

Кроме того, в проект контракта надо включить требование об оплате товара (работы, услуги), отдельного этапа исполнения контракта в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке. Об этом сказано в частях , статьи 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Если закупка среди СМП и СОНКО не состоялась, заказчик может отменить указанное ограничение и провести закупку в общем порядке. В этом случае цену контракта в годовом объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций не учитывайте. То есть в 15-процентную норму входят только те закупки, которые проведены исключительно для СМП и СОНКО. А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНКО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173 .

Второй способ

В извещении о закупке и проекте контракта установить дополнительное условие: победитель закупки должен привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО. Участником такой закупки может быть любая организация, а НМЦК в данном случае значения не имеет.*

А как быть, если победителем закупки станет сам СМП (СОНКО), нужно ли в контракте условие о привлечении субподрядчиков из СМП и СОНКО? Законодательство этот вопрос не регулирует. Поэтому безопаснее это условие оставить. Такой позиции придерживается Минэкономразвития России в письме от 1 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15247 . А чтобы избежать споров с победителем закупки, закрепите положения в документации о закупке. Например, так: «Победитель (в т. ч. СМП или СОНКО) обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП (СОНКО)» .*

Ранее в Минэкономразвития России высказывали противоположное мнение: победители из числа СМП (СОНКО) привлекать к исполнению контракта других СМП (СОНКО) не должны (письмо от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812). Но, если вы остановитесь на этом варианте, возможны споры с проверяющими.

Кроме того, условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО, включите в проект контракта и сам контракт. В том числе пропишите:

  • объем такого привлечения – в виде процента от цены контракта;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если они не привлекут к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из СМП и СОНКО;
  • что на победителя из числа СМП и СОНКО это требование не распространяется.

Сделать это можно так:*

Такой порядок установлен

Малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 пункта 1 части 1 настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1 , и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном

Субподряд в рамках 44-ФЗ — это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

    когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

    подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ устанавливается, что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п. 5 ст. 30 44-ФЗ, если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Помимо исполнения требования заказчика о привлечении субподрядчика, поставщики могут пойти на такой шаг по собственному усмотрению. Рассмотрим это обстоятельство подробнее.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ

За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.

В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.

Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.

25.05.2017 вступило в силу ПП РФ 15.05.17 №570

Данный документ содержит:

    список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;

    изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

34. Благоустройство

Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

До 1 июля 2018 года совокупный объем конкретных работ, выполненных подрядчиком по условиям контракта, должен составлять не менее 15% от стоимости заключенного контракта.

После 1 июля 2018 года — объем самостоятельно выполненных работ поставщиком не должен быть меньше 25%.

Важно : в проект контракта заказчик включает только возможные виды работ, которые подрядчик может выполнить самостоятельно. А непосредственно при заключении контракта, по согласованию с подрядчиком, прописываются уже конкретные виды работ.

Все вышеописанные требования и условия распространяются на извещения и контракты, которые были опубликованы и заключены после вступления в силу постановления от 15 мая 2017 №570.

Видео "Субподряд в госзакупках"

Штрафы за нарушение запрета на субподряд по 44-ФЗ

Также новым постановлением предусмотрены санкции за нарушение подрядчиком условия о запрете использования субподряда.

Поставщик, воспользовавшийся услугами субподряда при оказании вышеописанных видов работ, должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости выполненных субподрядчиком работ.

Субподряд по 223-ФЗ

В 223 Федеральном законе нет ограничений на привлечение третьих лиц для выполнения контракта. Поставщику необходимо внимательно изучить Положение о закупке заказчика. Как и в случае 44-ФЗ, там может быть обозначено требование к привлечению субподрядчиков из субъектов МСП.

Постановление Правительства N 1352 (с изменениями от 16.12.2016) предписывает обязательство оплаты договоров по 223-ФЗ в срок, не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком актов о приемке товаров, работ или услуг по контракту.

Поэтому, если субподрядчик подбирается путем проведения закупки по 223 Федеральному закону, оплата за его услуги должна быть осуществлена в вышеуказанный срок после их приемки.

Генподрядчик не может ориентироваться на сроки, указанные в положении о Закупках заказчика для оплаты услуг субподряда, которыми он воспользовался для исполнения обязательств по контракту.

Оценивая нововведения в ограничениях на субподрядные работы можно заключить, что основной целью этого постановления является заставить поставщика выполнять обязательства по контракту самостоятельно, по крайне мере, хотя бы их часть.

Это поможет свести к минимуму деятельность компаний, которые только выигрывают тендер, а его исполнение полностью перекладывают на субподрядчиков, зарабатывая на разнице в стоимости контракта и оплате фактическому исполнителю.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Дата: 09.08.2017

Согласно действующему законодательству заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Условия, предусматривающие привлечение таких субподрядчиков, указаны в Постановлении Правительства РФ №1466 . На практике при применении данной правовой нормы нередко возникают различные спорные моменты. Рассмотрим некоторые из них.

Практика ФАС

«Не менее 15 %» и «15 %»

По мнению заявителя, заказчик нарушил ч.6 ст. 30 закона 44-ФЗ: в информационной карте электронного аукциона установлен объем привлечения подрядчиком к исполнению государственного контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО в размере не менее 15 % от цены контракта, в то же время в контракте такой объем установлен в размере конкретного показателя - 15 %. По мнению антимонопольной службы указанное подателем жалобы вышеназванное противоречие не является нарушением 44-ФЗ, показатели «не менее 15 %» и «15 %» не противоречат друг другу. К тому же согласно толковому словарю Ефремовой Т.Ф. слово «не менее» употребляется при указании на нижний временной или количественный предел (как минимум не меньше). То есть значение «15 %» входит в интервал «не менее 15 %» (Решение УФАС по Курганской области от 20.06.2017 по делу № 05-02/158-17).

Объем привлечения СМП, СОНО от НМЦК

Заявитель указал в жалобе, что в нарушение ч. 5 и ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ организатор электронного аукциона установил в информационной карте и проекте контракта требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме 30 % от НМЦК. Подобного рода указание противоречит нормам 44-ФЗ, так как объем привлечения СМП, СОНО прописывается исключительно из расчета от цены контракта. Изучив материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик нарушил ч.6 ст. 30 закона 44-ФЗ, поскольку и в документации, и в проекте контракта указан объем привлечения СМП, СОНО от НМЦК. (Решение УФАС по Республике Адыгея от 13.06.2017 по делу № К-59/17).

Согласование субподрядчика с заказчиком

В антимонопольный орган поступила жалоба заявителя, по мнению которого организатором торгов в проекте государственного контракта установлено неправомерное требование о согласовании с заказчиком привлекаемых к выполнению работ по контракту субподрядчиков. Комиссия УФАС, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что организатор закупки незаконно установил вышеназванное требование, прописав его в проекте контракта следующим образом: «подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного согласования с государственным заказчиком». Данные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. (Решение ФАС от 14.12.2016 по делу № К - 1982/16).

Конкретный объем исполнения контракта СМП, СОНО

В УФАС поступила жалоба заявителя, в которой он указывает, что и в аукционной документации, и в проекте контракта заказчик предусматривает, что подрядчик, не являющийся СМП или СОНО, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО в объеме не менее 30 % от цены контракта. Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения таких субподрядчиков является, по мнению подателя жалобы, нарушением требований ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ. Комиссия УФАС признала эти доводы необоснованными, поскольку установление заказчиком минимального порогового значения объема привлечения субподрядчиков из числа СМП, СОНО не нарушает прав участников закупки и содержит достаточные для исполнения соответствующего обязательства участником закупки требования, установленных законом. (Решение УФАС по Кемеровской области от 02.05.2017 по делу № 249/З-2017).

Иная позиция антимонопольного органа:

В жалобе на положения аукционной документации заявитель указывает, что заказчик не прописал конкретный объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей СМП, СОНО. Комиссия УФАС установила, что в проекте контракта организатор торгов предусмотрел лишь процентное значение от цены контракта, а именно: «…не менее 20 %». Антимонопольная служба не поддержала довод заказчика о том, что ни 44-ФЗ, ни ПП РФ 1466 не устанавливают обязанности заказчика указывать конкретный размер привлечения вышеназванных субподрядчиков, соисполнителей (в своем решении Комиссия УФАС пояснила, что заказчик должен был прописать точное цифровое значение). По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган пришел к выводу о том, что организатор закупки нарушил ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Магаданской области от 19.04.2017 по делу № 04-30/13-2017).

Отсутствие сведений об объеме привлечения СМП, СОНО

Одним из доводов жалобы заявителя на аукционную документацию заказчика является отсутствие в проекте контракта конкретного размера объема привлечения СМП и СОНО в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту. Изучив материалы дела, антимонопольная служба поддержала заявителя, установив, что организатор закупки оставил не заполненным данный пункт проекта контракта: «… ________ (указать процент от цены контракта». Иными словами, размер объема привлечения СМП, СОНО должен конкретизироваться при заключении контракта. В своем решении антимонопольный орган признал заказчика нарушившим ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ (Решение УФАС по Вологодское области от 24.10.2016 по делу № 5-2/249-16).

Практика судов

Объем привлечения к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО

Антимонопольный орган поддержал заявителя и в ходе внеплановой проверки выявил нарушение организатором закупки ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ, а именно: в проекте контракта не установлен конкретный объем привлечения СМП, СОНО к его исполнению. Не согласившись с решением УФАС, заказчик и победитель конкурса обратились в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция признали законным решение антимонопольный службы в части вменения заказчику нарушения ч.6 ст. 30 закона о контрактной системе. Признав, что фраза «не менее 15 %» не позволяет установить конкретный объем привлечения к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, при этом ч. 6 ст. 30 44-ФЗ не предусматривают права заказчика устанавливать диапазонное значение объема участия СМП, СОНО (не менее 15 % цены- значит от 15 % и выше), суды пришли к выводу о нарушении заказчиком норм 44-ФЗ. В дальнейшем кассационный суд поддержал решения нижестоящих судебных инстанций. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 № Ф03-1859/16 по делу № А 59- 3392/2015).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Четвертого арбитражного суда от 09.11.2016 № 04АП-4896/16, в котором судебные инстанции поддержали решение УФАС о нарушении заказчиком ч.6 ст. 30 закона о контрактной системе. Суд апелляционной инстанции указал о недопустимости использования таких формулировок как «не менее___ %», «от___ % до ___ %» при определении объема участия субподрядчиков, соисполнителей СМП, СОНО. Установленное заказчиком условие в проекте контракта «…не менее 15 %...» о таком привлечении СМП, СОНО не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку невозможно определить точный объем такого участия.

Иная позиция суда:

В УФАС поступили жалобы заявителя на действия заказчика на положения аукционной документации в части установления объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Антимонопольный орган поддержал заявителя и выдал организатору закупки предписание об устранении выявленных нарушений, а именно: прописать в проектах контрактов объем участия СМП, СОНО. В дальнейшем суды первой и апелляционной инстанции поддержали заказчика, не согласившегося с решением УФАС. Суды установили, что заказчик в проектах контрактов предусмотрел, что объем работ, выполняемых субподрядчиками, соисполнителями из числа СМП, СОНО обязан составить не менее 20 % от цены контракта. Установление таким образом минимального размера привлечения СМП, СОНО соответствует положениям ч. 6 ст. 30 закона 44-ФЗ. Кассационная инстанция оставила в силе ранее принятые судебные решения и не удовлетворила жалобу антимонопольного органа. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2016 № Ф07-9360/16 по делу № А 56-78004/2015).

Таким образом, у контролирующих органов не всегда есть единый подход при разрешении спорных ситуаций применения 44-ФЗ, а также ПП РФ № 1466 на практике. Так или иначе, заказчикам следует при проведении закупок более подробно изучить нормы о привлечении СМП, СОНО и подробнее прописать о их привлечении в документации о закупке.