Овладение диалоговой речью занимает важное место в системе работы по развитию коммуникативных навыков детей. Как развить в ребенке стремление к общению, на что педагогу необходимо обращать особое внимание при обучении детей ведению диалога – рассказывает автор статьи.
Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия (УУД), ключевые компетентности), среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями.
Для того чтобы перечисленные умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умения выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе возникнут сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом и развитием связной речи детей, он сможет вывести их на уровень свободного общения в диалоге. При этом учитель надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему? Наверное, объективные причины кроются в неумении детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других.
Рассмотрим и сравним понятия "развитие речи" и "развитие речевой деятельности", так часто отождествляемые педагогами.
Говоря о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь умения диалогические, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в младшем школьном возрасте. Но входит ли она в понятие "развитие речи"? Сначала дадим определения понятий "речь" и "речевая деятельность".
Речь – это способ формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру: потребности и мотивы; цели; условия и средства достижения целей; действия, операции, входящие в способы достижения целей; результат.
Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.); развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Этим занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Заметьте, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Подразумевается, что ребенок должен сначала овладеть определенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Педагоги в большинстве своем надеются, что если они обогатят словарный запас ребенка, научат уместному употреблению синонимов, дадут схему построения текста (высказывания), то при дальнейшем обучении он сможет участвовать в диалоге, свободно и виртуозно владеть навыками его ведения.
Но откуда берется уверенность в том, что все должно получиться автоматически? Каким образом диалог возникнет сам собой? Почему мы забываем о диалоге как особой – первичной – форме речи ребенка?
Впоследствии педагоги среднего звена негодуют на педагогов начального – не научили дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве) и пытаются сходу навязать диалог в 5-м и последующих классах. Но, к сожалению, "готовых" диалогичных детей не бывает. Не следует их путать с детьми, умеющими просто поддержать беседу "о погоде" и ответить на вопросы фронтального характера.
Представьте, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что и как говорить, умеет подобрать синонимы, построить предложение, текст. Но упорно молчит, не вступает в диалог. Что делать в такой ситуации? Необходимо вспомнить о мотивах, о потребности ребенка говорить. К сожалению, мы не поддерживаем и не развиваем эту потребность. Придерживаясь тематических планов, не учитываем потребности детей в диалоге.
Потом мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они действительно разучились (парадокс!) при развитой речи высказываться в группе, классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности), с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность . И это важнейшая задача педагога начальной школы.
Для развития речевой деятельности необходимы: поддержка мотивации общения; помощь в достижении цели речевой деятельности – воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание – непонимание, вербальная – невербальная реакции – результат); создание условий и средств для достижения цели; формирование умений оперировать способами (действиями, операциями) по достижению цели; формирование умений создавать "продукт" речевой деятельности – содержательное умозаключение (чтение, слушание), текст (говорение, письмо).
Таким образом, развитие речи – это лишь средство и способ реализации речевой деятельности.
Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Подчеркнем, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого детьми вместе с педагогом решаются определенные задачи.
Общеизвестно, что младший школьный возраст – период "задавания" детских вопросов. И именно этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим моментом для ребенка, а умение формулировать вопросы – отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в учебном диалоге.
Стремление детей спрашивать мотивировано естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов, опираясь на детский речевой субъектный опыт.
Не надо осекать малыша, нужно поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать ребенка не "хорошо отвечающего", а "хорошо спрашивающего" (Г.А. Цукерман), причем спрашивающего не только учителя, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсутствующие у наших детей). Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.
Приведем пример организации педагогом работы по развитию у детей начальных классов инициативы в спрашивании и зарождению диалога.
Педагог:
Ребята, я составила предложение из
четырех слов. Назову их: "оса", "догонять", "шмель", "полосатый".
Составьте мое предложение.
(В первый раз надо все пояснить.) Слова даны так, как пишут ученые в
словарях – называется исходная, начальная форма. Вы же изменяйте слова
так, как мы употребляем их в речи. Например, есть слова "мама",
"купать", "маленький", "дочка". Составьте предложение, изменив слова
так, как мы говорим. Согласна с вами: "Мама купает маленькую дочку".
Конечно, не надо забывать и о том, что на уроках вы с детьми достаточно составляли предложений до того момента, как приступите к выполнению этого задания.
Если это период обучения грамоте, то для читающих детей слова могут быть написаны печатными буквами на доске. Для остальных можно приготовить предметные картинки с нарисованными осой и шмелем; слово "полосатый" уже не забудется – на картинках оно в изображении самих насекомых, останется только напоминать про глагол, если при составлении предложения дети будут забывать его.
Дети предлагают варианты, но не угадывают предложения педагога. Принимаются все варианты предложений, которым ни в коем случае не дается оценка (словесная, не путайте с отметкой): "неправильно", "неверное предложение, подумай еще", "да разве может быть такое предложение?" и др.
В отсутствии оценки высказываний детей также проявляется ваша диалогичность, дети должны раз и навсегда почувствовать, что их мнение имеет право на существование, оно такое же равнозначное, как и мнение взрослого, но свое, детское. Поэтому не спешите оценивать, иначе вновь вся работа (начиная с самооценки – рефлексия, контроль), которая должна проводиться ребенком, будет проведена вами. Как можно потом, забрав с самого начала все в свои руки, упрекать детей в несамостоятельности, безынициативности? Педагог может использовать следующие фразы.
Педагог:
Интересное предложение, но мое другое…
Такое предложение имеет право на существование, но это не мое – у меня
другое… Необычное предложение ты составил! Но все же не такое, как у
меня…
Педагог:
Можно сразу однозначно угадать мое предложение?
Дети убеждаются в том, что нельзя угадать предложение взрослого.
Педагог:
Да, ребята, гадать, наверное, не стоит. А как же узнать, какое я предложение составила?
Если вдруг найдется ребенок, который сам скажет, что надо у вас спросить что-то относительно задуманного вами предложения, то можно с радостью аплодировать! Ребенку. Значит, есть инициатива! Пусть он выскажется неграмотно, путано, но вы поддержите его: "Да, я согласна, можно спросить у меня про предложение, задать мне вопросы". Если нет…
Педагог: Как можно узнать у меня, каково мое предложение? Я вам что задаю? (Вопросы.) И? (Пауза.) Согласна, вы тоже можете мне задать вопросы.
В зависимости от особенностей детей можно попробовать предложить им обсудить в парах, небольших группах, о чем можно спросить педагога. Можно работать и всем вместе.
Все возможные вопросы детей педагог принимает и фиксирует любым доступным для детей способом: схематическими рисунками, значками и др. Можно вовлечь детей в отыскание способа фиксирования мнений. После фиксации каждого вопроса педагог отвечает на сам вопрос.
Возможные вопросы детей к педагогу по его предложению:
Дети:
В вашем предложении кто догоняет – шмель или оса?
Педагог:
Отвечаю: "Шмель".
Дети:
Кто у вас "полосатый"?
Педагог:
Отвечаю: "Оса".
Дети:
Шмель один?
Педагог:
Отвечаю: "Много".
Дети:
А сколько ос?
Педагог:
Отвечаю: "Одна".
Педагог:
Составьте мое предложение!
Дети:
Шмели догоняют полосатую осу!
Педагог:
Верно! Ваши вопросы помогли это сделать.
Допустимо, что дети могут спрашивать так, как спрашивается: "Кто кого догоняет?", "Много их там, шмелей?" и т. д. Главное – чтобы остальным детям и педагогу был понятен смысл вопроса. Во 2–4-х классах эти же вопросы будут звучать уже по-иному: "Кто выполняет действие в вашем предложении?"; «Слово "полосатый" – признак подлежащего?»; «Слово "шмель" стоит в форме единственного или множественного числа?»; "Действие происходит сейчас или в прошлом (будущем) времени?" и т. д.
Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т. е. предметности сотрудничества, учить этому детей, тогда диалог будет не просто лишь формой общения (диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная), но именно диалогом продуктивным, направленным на совместное с педагогом и сверстниками решение задач.
В сознании педагогов, к сожалению, почти отсутствует представление о том, что ребенок всегда имеет собственную ненормативную точку зрения по любому обсуждаемому на занятии, уроке вопросу. В детской ошибке обычно усматривают "недоученность, недомыслие, а не возрастное своеобразие мысли, не особое, закономерное виденье предмета" (Г.А. Цукерман).
В приложении представлен урок русского языка в 1-м классе, взятый из реальной практики (по экспериментальным исследованиям Г.А. Цукерман и ее сотрудников). На примере данного урока можно рассмотреть процесс сохранения педагогом предметности учебного сотрудничества. Такая ситуация может возникнуть и на занятиях в детском саду, и на уроках в начальной школе в период обучения грамоте.
Данный урок наглядно показывает как, материализуя разные точки зрения, учитель помог классу решить сразу четыре задачи:
- потренироваться в звуковом анализе;
- увидеть разницу звуков и букв;
- уловить разницу значения и звучания слова (задача нетривиальная для детей с наивным, натуральным языковым сознанием, для которых "слово прозрачно для предмета");
- обнаружить, что за разными ответами стоят умные, правильные мысли, что ошибочных ответов нет, но бывают ответы на незаданные вопросы.
Говоря о диалоге, хотелось бы обратить внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога ("эффект подсолнуха", по Г.А. Цукерман). Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на уроке они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строит свою речь педагог: "Скажите МНЕ…", "Все глазки на МЕНЯ…"; следствие этого – детские фразы: "А ОН сказал…". Стоит только исключить педагогу из своей речи глаголы в прошедшем времени: "ВстаЛИ…", "ДостаЛИ учебники…" и отражать в словах факт своего сопричастия к учению, совместного сотрудничества: "ОткроЕМ тетради… ЗапишЕМ число…", как мы обнаружим, что стали ближе детям, а значит, по-настоящему диалогичнее.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
РАЗВИТИE ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила: Берцова Е.В Учитель-логопед ГБОУ Школа 1353
Какие функции выполняет речь в жизни ребенка?
Что такое диалог? Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые - лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:
Можно выделить несколько групп диалогических умений 1. Собственно речевые умения вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. 2. Умения речевого этикета В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе 4. Умение общаться для планирования совместных действий достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов. Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям.
Для диалога характерны разговорная лексика; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание; использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета; использование жестов, мимики, поз. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Развитие диалогической речи в практике работы МАДОУ
Подготовила: учитель-логопед
Е.К. Сумина
Известный русский лингвист Л. П. Якубинский: « Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения».
Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности;
в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки ».
Диалогические умения
I группа - Собственные речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
- говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога
II группа - Умения речевого этикета :
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.
III группа - Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.
IV группа - Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.
V группа - Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Методические приёмы обучения детей диалогической речи в практике МАДОУ
- разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог)
- беседы с детьми (подготовленные разговоры)
- приём словесных поручений
- чтение литературных произведений
- чтение стихов по ролям – один из приёмов
- специально организованные речевые ситуации
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)
Современные методические приемы и технологии
тризовские игры
проблемно-диалогическая
технология
Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов!
МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»
Презентацию подготовила воспитатель Манджиева Г.З.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
Диалогическая речь (диалог) –
процесс непосредственного речевого общения,
характеризующийся поочередно сменяющими одна
другую репликами двух или более лиц.
- Собственно речевые умения
- Умения речевого этикета .
- Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
- Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы .
- Невербальные (неречевые) умения .
Монологическая речь (монолог) – процесс
непосредственного общения, характеризующийся
речью одного лица, обращенной к слушателям
или к самому себе
- Логически последовательное высказывание
- Выражает мысль одного человека
- Полная формулировка и развернутость.
- Литературная лексика .
- Длительное и предварительное обдумывание.
- Стимулируется внутренними мотивами
Описание – это характеристика предмета в статике
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного
образца в устной речи
Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания
« Котенок »
У Кати жил котенок.
Катя
любила котенка.
Она поила котенка
молоком.
Котенок любил играть
с Катей.
« Рыбалка »
Илюша собрался на рыбалку.
Он накопал червей и
пошел к реке. Сел Илюша на
берегу и закинул удочку.
Скоро ему попался лещ,
а потом – окунь. Мама
сварила
Илюше вкусную уху.
Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна
Сюжетно-дидактические игры
Игры с предметами
Игры-инсценировки
Словесные игры
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы
В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др.
Игры с помощью которых
формируют умение выделять
существенные признаки предметов,
явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»
Игры с помощью которых
развивается умение обобщать
и классифицировать
предметы по различным
признакам: «Кому что нужно?»,
«Назови три предмета?»,
«Назови одним словом»
Игры, используемые для
развития у детей умения
сравнивать, сопоставлять,
делать правильные
умозаключения: «Похож – не похож»,
«Кто больше заметит небылиц?»
Игры на развитие
внимания, сообразительности,
быстроты мышления,
выдержки, чувства юмора:
«Испорченный телефон»,
«Краски», «Летает – не летает»
Подбор картинок по общему признаку .
В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Критерии определения уровня развития связной речи:
Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.
Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.
Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.
Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.
Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).
Правила речи воспитателя:
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);
Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);
Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).
Слайд 1
Развитие речи младших школьников (из опыта работы)
Слайд 2
Воронцова
Надежда Семёновна
Учитель начальных классов
МБОУ «Нынеккая СОШ»
Слайд 3
«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».
М.Пришвин
Слайд 4
Заповеди учителя
Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.
Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.
Учитель учит до тех пор, пока учится сам.
Творчество в организации внеклассной работы.
Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.
Слайд 5
Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.
Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Слайд 6
Место развития речи в системе обучения русского языка
Слайд 7
Задачи по развитию речи:
обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами
предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений
формирование навыков связной речи (устной и письменной)
Слайд 8
Основные правила развития языковой способности
Третье правило -
логичность
Второе правило -
систематичность
Первое правило -
наглядность
Слайд 9
Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет.
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
Сократ
Слайд 10
С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления:
работа над словом (лексический уровень);
работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому;
работа над связной речью.
Слайд 11
В обучении детей связной речи необходимо использовать материал разных источников:
-собственный опыт жизни школьников;
- наблюдения школьников;
- материал, почерпнутый из книг;
- из рассказов учителя;
- различные картины, кинофильмы и др.;
- разные жанры: повествование, описание, рассуждение.
Слайд 12
Слайд 13
Из школьных сочинений:
«Какой сегодня прекрасный сентябрьский день. Мы идём в поход! У меня душа радуется от того, что есть мы, есть природа». Никита
«Что принесёт нам Новый год? Мне –радость! Ведь я ещё маленькая и как каждый ребёнок жду какого-то чуда. И оно придёт! Ирина
«Снежинки бывают разные: в виде цветка, звезды, утенка и шарика. Они переливаются разными цветами: фиолетовым, белым и розовым. Моя снежинка была в виде звезды». Настя
Слайд 14
«Маленькие хитрости"
Необычное начало каждого урока.
Разговорные пятиминутки.
Словарная и орфографическая подготовка.
Фонетическая зарядка.
Еженедельное «Свободное сочинительство».
Применение игровых приемов, заданий.
Игра - ради дела.
Упражнения по речевому этикету.
Слайд 15
Дидактическая игра с фразеологизмами
…
Слайд 16
Слайд 17
Работа над предложением и текстом
Работа над предложением является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям.
Слайд 18
Виды работы над предложением
ответы на вопросы (только полные ответы);
постановка учащимися вопросов к предложению;
распространение предложения по вопросам и без вопросов;
составление предложений на ту или иную тему(чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе);
составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время);
соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
восстановление деформированного предложения, текста.
Слайд 19
Виды работы над текстом
деление сплошного текста на отдельные предложения;
составление связного текста по вопросам;
составление связного текста из данных предложений;
составление связного текста по опорным словам;
составление связного текста из деформированных предложений;
составление рассказа по данному началу;
составление рассказа по его концу.
Резюме для руководителя сельхозпредприятия образец
Где производят вертолеты черная акула
Отрасли легкой промышленности и факторы их размещения
Презентация "профессия юрист"
Порядок и сроки наложения и снятия дисциплинарных взысканий Каков порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий