Совершенствование управления материальными потоками. Управления материальными потоками. В рыночной экономике торговые предприятия, исходя из своей функции связующего звена на рынке, выполняют определенные посреднические задачи

  • Дата: 22.01.2024
Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию системы управления материальными потоками в производственной логистике на примере предприятия ОАО «Завод им. Гаджиева», а также разработать предложения по совершенствованию системы управления материальными потоками производственного предприятия.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
 рассмотреть понятие, сущность и задачи производственной логистики;
 рассмотреть теоретические основы управления материальными потоками на производственном предприятии;
 охарактеризовать ОАО «Завод им. Гаджиева»;
 провести анализ логистической системы, в частности системы управления материальными потоками производственного предприятия ОАО «Завод им. Гаджиева»;
 сформулировать предложения по совершенствованию системы управления материальными потоками производственного предприятия ОАО «Завод им. Гаджиева».

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ…………………………………………..6
1.1. Понятие, сущность и виды материальных потоков…………………...6
1.2. «Толкающие» системы управления материальными потоками…….12
1.3. «Тянущие» системы управления материальными потоками………..15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ОАО «ЗАВОД ИМЕНИ ГАДЖИЕВА»…………………….18

2.2 Анализ системы управления материальными потоками в ОАО «Завод им. Гаджиева»…………………………………………………………………….20
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ ОАО «ЗАВОД ИМ. ГАДЖИЕВА»………………………..28
3.1. Создание отдела логистики в ОАО «Завод им. Гаджиева»………...28
3.2. Оптимизация процесса управления материальными потоками в ОАО «Завод им. Гаджиева»……………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М А Х А Ч К А Л И Н СК И Й Ф И Л И А Л

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО бюджетного

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОГО АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (МАДИ)

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Логистика»

На тему: «Совершенствование системы управления материальными потоками на предприятии».

Выполнил:

ст-т группы 4 УП

Бакшалиев Р.А.

Проверила:

к.э.н., доц. кафедры ЭиУ

Борисова Л.А

Махачкала 2013

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ…………………………………………..6

    1. Понятие, сущность и виды материальных потоков…………………...6
    2. «Толкающие» системы управления материальными потоками…….12
    3. «Тянущие» системы управления материальными потоками………..15

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ОАО «ЗАВОД ИМЕНИ ГАДЖИЕВА»…………………….18

2.1 Характеристика ОАО «Завод имени Гаджиева»……………………..18

2.2 Анализ системы управления материальными потоками в ОАО «Завод им. Гаджиева»……………………………………………………… …………….20

3.1. Создание отдела логистики в ОАО «Завод им. Гаджиева»………...28

3.2. Оптимизация процесса управления материальными потоками в ОАО «Завод им. Гаджиева»……………………………………………………… .33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ………….38

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… …………..40

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Материальные потоки – это движущиеся и непрерывно меняющиеся во времени продукты труда в сфере производства и обращения. На макро уровне материальные потоки проходят через ряд предприятий, а на микро уровне – стадии закупок, производства и сбыта, прежде чем попасть к конечному потребителю.

На советских предприятиях, созданных в условиях централизованного планирования народного хозяйства, и на большинстве предприятий, появившихся в 90-х годах, задачи по управлению материальными потоками как самостоятельными объектами не ставились и не решались.

Проблема управления материальными потоками, как фактор повышения эффективности производства на современном этапе развития рыночных отношений занимает важное место в деятельности предприятий. Усилия производителей как зарубежных, так и отечественных, концентрируются на процессе оптимизации материальных потоков с целью, прежде всего, снижения издержек в снабженческо-производственно- сбытовых процессах.

В современных условиях становления рыночных отношений в Российской Федерации кардинально меняется подход к управлению производством на промышленных предприятиях. При переходе к рынку возникают новые динамичные отношения между производством и потребителем продукции, актуальной становится проблема продвижения товаров через стадии закупки, производства и сбыта продукции.

В этих условиях от производителя продукции требуют расширения разнообразия производимых товаров, сохранения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой продукции конечному потребителю, высокой готовности к изменениям с учетом требований рынка при условии обеспечения высокого качества продукции и снижения затрат.

Реализация этих требований определяет необходимость быстрой перестройки на выпуск новой продукции и сохранения минимально возможного уровня производственных запасов, интеграции стадий закупки, производства и сбыта продукции в единую материалопроводящую систему, способную адекватно реагировать на требования внешней среды.

Приспособление организации к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности.

Таким образом, тенденции развития экономики в России, а также общемировые тенденции такие, как глобализация и развитие международных рынков, развитие информационных технологий, усиление значения инновационных подходов, циклический характер деятельности предприятий послужили толчком к поиску новых методов управления производственными процессами с целью адаптации к изменениям во внутренней и внешней средах.

Проблема совершенствования системы управления материальными потоками предприятия представляет собой актуальную задачу и потому выбрана в качестве темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию системы управления материальными потоками в производственной логистике на примере предприятия ОАО «Завод им. Гаджиева», а также разработать предложения по совершенствованию системы управления материальными потоками производственного предприятия.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, сущность и задачи производственной логистики;
  • рассмотреть теоретические основы управления материальными потоками на производственном предприятии;
  • охарактеризовать ОАО «Завод им. Гаджиева»;
  • провести анализ логистической системы, в частности системы управления материальными потоками производственного предприятия ОАО «Завод им. Гаджиева»;
  • сформулировать предложения по совершенствованию системы управления материальными потоками производственного предприятия ОАО «Завод им. Гаджиева».

Объект исследования предприятие ОАО «Завод им. Гаджиева».

Теоретической основой исследования явились труды российских, научные публикации в периодических изданиях, посвященные вопросам логистического управления материальными потоками, проблемам организационных изменений в логистических системах и актуальным проблемам управления.

Методологической основой исследования послужил системный подход, методы анализа логистической системы предприятия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

1.1. Понятие, сущность и виды материальных потоков

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада предприятия оптовой торговли .

На рис. 1.1.1. приведена принципиальная схема материального потока на складе. Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение , а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь по ступивший на склад товар, в конце концов, сосредоточивается на участке хранения.

Рисунок 1.1.1. - Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 17 изображены 4 варианта:

1) участок хранения - участок погрузки;

2) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

3) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки;

4) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции .Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Совокупный материальный поток для всего предприятия оптовой торговли определяется суммированием материальных потоков, протекающих на отдельных участках.

В книге дается пример расчета материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов.

Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет: увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю; проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). В нашем примере размерность материального потока - т/год.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым запасом в пути.

Виды материальных потоков

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, - детально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

Отношение к логистической системе;

Натурально-вещественный состав потока;

Количество образующих поток грузов;

Удельный вес образующего поток груза;

Степень совместимости грузов;

Консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материал ьный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный ноток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

В современных условиях можно выделить три направления совершенствования действующей системы управления материальными потоками.

Первое - усиление взаимодействия различных функциональных звеньев за счет улучшения использования экономических механизмов.

Второе - достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

Третье - совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких, как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами. Залманова М.Е. Логистика. -- Саратов, СГТУ, 1995г..

Контроллинг в логистических системах

Логистическая система способствует созданию эффективного управления организацией, которое обладает некоторыми характерными чертами независимо от масштабов проблемы или управляемо го процесса, как-то:

  • · существование стратегических целей организации;
  • · разработка тактических целей, подчиненных достижению стратегических целей;
  • · правильный выбор единиц измерения, приближающий к кон кретным целям (например, эффективность использования ресурсов или время);
  • · определение нормы или контрольных цифр в выбранных единицах (например, срока выполнения заказа или суммарной трудоемкости в нормо-часах выполнения заказа);
  • · сравнение информации об управляемом процессе со стандартами, нормами или контрольными цифрами;
  • · принятие решения или корректирующих воздействий по результатам сравнения;
  • · контроль результатов управляющих воздействий.

Обеспечивают ли эти черты достижение поставленной цели?

Насколько они эффективны? Соответствуют ли усилиям. в достижении цели? Стимулируют ли работу отдельных исполнителей или коллективов в организации?

Решение всех перечисленных вопросов во многом зависит от функции контроллинга в логистической системе (рис. 3).

Рис. 3.

Система управления имеет вход, т. е. определенную цель в зависимости от уровня иерархии управления. Не всегда ясно, как узнать, что реализация целей, определенных в самом начале цикла управления, является успешной. В самом деле, успех в одном аспекте деятельности может привести к неудаче в другом. Выбор параметров оценки деятельности, смысл которой -- достижение этих целей, диктует тип единиц измерения результатов деятельности. С этого этапа начинается Контроллинг. Например, вас назначили ответственным за освоение новой продукции, и вы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы она была высокого качества. В то же время работники бухгалтерии заинтересованы в снижении издержек производства, а экономисты -- в его эффективности. Каждый из участников производства прав со своей точки зрения, но может возникнуть ситуация, когда различные критерии сталкиваются и нужно выбирать наиболее важные из них. Такую ситуацию характеризуют, например, противоречия между сторонниками производства товаров или услуг высокого качества и сторонниками производства их по низкой цене (хотя высокое качество не всегда означает высокую стоимость).

Как показывает опыт работы с персоналом, принимаемые контрольные цифры будут более напряженными, если привлечь сотрудников к определению параметров. Не менее важный этап -- получение информации по каналам обратной связи о промежуточном результате. Здесь нельзя ошибаться в интервале времени получения информации и в ее объеме. Затем идет этап сравнения установленных параметров и норм с информацией о промежуточном результате. Искусство менеджера заключается в умелом определении (вручную или с использованием ЭВМ) уровня рассогласования между заданными и фактическими значениями параметров: ведь от этого зависит выработка регулирующего воздействия на процесс управления. При этом могут усиливаться или ослабляться воздействия механизма мотивации работников, включаться или отключаться дополнительные корректирующие звенья (а соответственно и ресурсы) или применяться сила власти.

В корзину

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЛОГИСТИКЕ

1.2 Материальный поток и его свойства

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ООО «НАПОЛЕОН»

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия

2.2 Исследование логистической системы управления материальными потоками

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ООО «НАПОЛЕОН» НА ОСНОВЕ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

3.1 Мероприятия по организации деятельности логистической службы на основе совершенствования управления материальными потоками ООО «Наполеон»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передаче, хранении и обработке соответствующей информации.

Под логистикой обычно понимают направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сфере производства и обращения.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Следовательно, материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу

Организация логистической службы на основе совершенствования управления материальными потоками предполагает выделение специальной логистической службы на основе интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему - логистическую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды.

Известно, что 95-98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции.

Организация отлаженной логистической системы на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. Один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта. Данная проблема имеет большое практическое значение для торговых предприятий, а для крупных оптовых предприятий тем более. Следовательно, актуальность выбранной темы несомненна.

Цель работы -Совершенствование управления материальными потоками организации. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

 изучить сущность и функции логистики;

 рассмотреть понятие материального потока и его свойства;

 выполнить оценку объема и состава материальных потоков ООО «Наполеон»;

 исследовать логистическую систему управления материальными потоками;

 предложить мероприятия по совершенствованию организации деятельности логистической службы на основе совершенствования управления материальными потоками ООО «Наполеон»;

Объект исследования – ООО «Наполеон» реализующее алкогольную продукцию оптом на рынке г. Благовещенска. Предмет исследования – организация материальных потоков ООО «Наполеон».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и функции логистики

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления разнообразными потоками (людскими, вещественными, энергетическими, финансовыми и т. п.).

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиций маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого.

Этим объясняется многообразие определений понятия логистики.

Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

 новое направление в организации движения грузов;

 теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

 совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

 оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов;

 процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

 эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

 новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

 наука о рациональной организации производства и распределения.

Удобно всю совокупность определений логистики разделить на две группы:

 первая группа определяет логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения;

 другая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском возможностей повышения эффективности материальных потоков.

В зарубежной литературе понятие логистики чаще всего трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип: уплата денег – получение денег).

Наиболее удобным для отечественной практики можно считать следующее определение:

Логистика (logistics) – это наука о планировании, контроле и управлении транспонированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и покупных изделий до производственного подразделения предприятия; управление материальными потоками при внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов, а также доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, включая передачу, хранение и обработку соответствующей информации.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного управления состоит в следующем – при логистическом подходе управление осуществляется путем интеграции отдельных звеньев материало-проводящей цепи в единую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды, причем интеграция охватывает все звенья: технологию, экономику, методы планирования и управления материальными и информационными потоками.

В современном мире минимизация издержек является наиболее отличительной чертой эффективного управления предприятием и обеспечения успешного бизнеса. Задачу минимизации различных издержек при эффективном управлении призвана решить особая область науки – логистика. Как правило, логистику определяют как искусство управления материальными, финансовыми и информационными потоками организации с минимальными издержками. Логистика охватывает сразу несколько областей деятельности организации – закупочную, складскую, производственную, транспортную и информационную.

Главная задача закупочной логистики заключается в эффективном снабжении и обеспечении предприятия товарами, материалами, сырьем и комплектующими. Здесь решаются такие проблемы, как определение оптимального размера заказа, поиск и выбор поставщиков, контроль товарных запасов и многое другое. Отдельной составной частью закупочной логистики является складская логистика, основное предназначение которой состоит в организации хранения товаров, продукции и сырья, управлении складскими запасами при минимизации издержек.

Другая важная часть логистики охватывает проблемы производства продукции. Производственная логистика призвана обеспечить непрерывность производства в соответствии с намеченным производственным планом, оптимизацию технологических процессов, постоянную загрузку производства необходимым сырьем и комплектующими.

Информационная логистика, как нетрудно догадаться, отвечает за эффективное управление информационными потоками. Широкий круг проблем, который охватывает информационная логистика, включает в себя внедрение новейших информационных технологий, интегрированных информационных систем автоматизации в логистические процессы, создание автоматических систем планирования, учета и управления, а также систем мониторинга и многое другое.

Транспортная логистика призвана решить вопросы обеспечения транспортировки продукции и минимизации транспортных затрат. Решение проблем транспортной логистики заключаются в нахождении оптимальных маршрутов перевозки, создании четких и эффективных логистических схем, выборе компании-экспедитора, организации оперативного прохождения таможенных процедур, обеспечение хранения на складах временного хранения. Транспортная логистика является одной из самых важных частей логистики, поскольку транспортные издержки составляют весомую часть в общих затратах предприятия.

Логистика позволяет найти оптимальные решения в производственной, закупочной, складской, информационной и транспортной областях деятельности предприятия, что обеспечивает эффективное управление всеми организационными процессами при минимальных издержках. Западные компании уже давно осознали важность работы над эффективным решением всего круга логистических вопросов для развития своего бизнеса. Логистика позволяет обеспечивать рост объемов продаж, сокращение стоимости и времени комплектования заказов, уменьшение складских запасов.

Изучение логистики должно базироваться на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками так же, как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.

1. Реализация принципа системного подхода

Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т.е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Более подробно сущность и принципы системного подхода в логистике рассматриваются в специальной литературе.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

Не будем останавливаться здесь на доказательстве того, что при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логистические процессы. Отметим только, что оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым «узким местом».

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки

Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т. п.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации и изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики».

1. Груз (нужный товар).

2. Качество (необходимого качества).

3. Количество (в необходимом количестве).

4. Время (должен быть доставлен в нужное время).

5. Место (в нужное место).

6. Затраты (с минимальными затратами).

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач.

Это задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

 транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

 предприятия оптовой торговли;

 коммерческо-посреднические организации;

 предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, а также непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В таблице 1.1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

Таблица 1.1 – Основные логистические функции

Название логистической функции Участник логистического процесса

Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма Предприятия оптовой торговли Коммерческо-посреднические организации Склады готовой продукции предприятий-изготовителей

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация Х Х Х

Определение объемов и направлений материальных потоков Х Х

Прогнозные оценки потребностей в перевозках Х Х Х

Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности Х

Развитие, размещение и организация складского хозяйства Х Х

Управление запасами в сфере обращения Х

Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения Х

Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров Х

Управление складскими операциями Х

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

 все перечисленные в таблице 1.1 функции взаимоувязаны и направлены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

 носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Логистика выдвигает следующие основные требования:

1) поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;

2) совершенствование организации движения материальных потоков;

3) поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;

4) эффективное управление трудовыми ресурсами;

5) налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;

6) учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;

7) определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;

8) тщательная разработка логистических операций.

Эти требования логистики повышают эффективность работы фирмы.

1.1 Материальный поток и его свойства

Представление о том, что является материальным потоком, является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Следовательно, материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач – например, при организации внутрискладского логистического процесса, детально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые.

Схематически классификация материальных потоков представлена на рисунке 1.1.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ Признак классификации Вид потока

Отношение

к логистической системе внешние, внутренние, входные, выходные

Натурально-вещественный

состав одноассортиментные,

многоассортиментные

Количество груза массовые, крупные, мелкие, средние

Удельный вес груза тяжеловесные,

легковесные

Степень совместимости совместимые,

несовместимые

Консистенция груза насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные

Рисунок 1.1 – Классификация материальных потоков

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

Управление материальным потоком складывается из двух частей: принятие решения; реализация принятого решения.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.

Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе.

Опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза.

Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т.п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Схема материального потока на торговой оптовой базе представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Схема материального потока на торговой оптовой базе

Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т.е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

В процессе воспроизводства выделяют два встречных потока. Во-первых, приобретаются исходные факторы производства, которые впоследствии обрабатываются или перерабатываются, проходя через различные стадии производственного процесса. Товар затем поступает к потребителю. От потребителя на предприятие поступает поток денежных средств. Часть этих средств используется затем предприятием для закупки исходных видов товара.

Процесс материального производства на предприятии характеризуется потоком движения реальных благ внутри предприятия.

В рамках этого процесса выделяются функции снабжения, производства и сбыта. На различных стадиях процесса может также добавляться функция складирования (хранения). Такая классификация целесообразна не только для проведения экономического анализа внутри предприятия, но и с точки зрения практической его организации.

Снабжение и сбыт, напротив, являются стадиями движения материальных благ (объектов) с непосредственной привязкой этого движения к рынку, на котором предприятие выступает в качестве продавца или покупателя. Это обусловливает специфику выполняемых в рамках данных функций задач по отношению к чисто внутрипроизводственным процессам. Непосредственной ориентацией на рынок объясняется ряд общих характеристик снабжения и сбыта. Эта общность проявляется тем сильнее, чем больше выдвигаются на первый план рыночные отношения и необходимость их анализа. Подтверждением этому, в частности, служит стремление выявлять и решать возникающие при сбыте и снабжении общие проблемы в рамках единой системы маркетинга на предприятии. В этом случае маркетинг сбыта, с одной стороны, и маркетинг снабжения, с другой, составляют два обособленных компонента общей системы. Однако, несмотря на единые методы маркетинговой политики и сходные приемы торговли, существуют, и значительные различия между конкретными аспектами сбыта и снабжения. Причина их состоит в том, что задача сбыта -- организовать поток товаров на рынок, в то время как в рамках снабжения обеспечивается приток исходных материальных факторов производства. Раскроем содержание функции снабжения.

Снабжение представляет собой первую фазу движения исходных факторов производства на предприятии . Функция снабжения приобретает, таким образом, особое значение для всего процесса в целом: сбои в снабжении препятствуют осуществлению запланированного производственного процесса с самого начала. В чем конкретно состоит задача обеспечения притока исходных факторов производства? В приобретении необходимых ресурсов, доставке их на территорию предприятия, в подготовке их для использования на стадии производства, чем достигается желаемый эффект -- обеспечивается наличие необходимых ресурсов для производственного процесса.

Помимо покупки необходимых для производства ресурсов, существуют многочисленные альтернативные возможности. Наряду с такими привычными формами, как аренда помещений и оборудования, лизинг, прокат, подряд на выполнение работ или оказание услуг в практике предпринимательства, применяются и другие, обеспечивающие поступление этих ресурсов от поставщика к заказчику

Задачу снабжения целесообразно рассматривать не только как приобретение исходных ресурсов исключительно в собственность или обеспечение их физического наличия. Задача снабжения заключается в том, чтобы гарантировать возможность получения ресурсов, необходимых для процесса производства.

Характеристика логистики на предприятии.

Термин «логистика » впервые упоминается в военной науке и связан с обеспечением воинских соединений необходимыми припасами и снаряжением. После окончания второй мировой войны это понятие начинает все более широко применяться при решении ряда аналогичных проблем в микро- и частично в макроэкономике. Логистика охватывает в этом смысле комплекс проблем, связанных с обеспечением предприятия исходными видами товаров. Функция обеспечения трактуется при этом очень широко: речь идет не только о доставке исходных продуктов на территорию предприятия, в гораздо большей степени при определении задач логистики упор делается на доставку тех или иных видов товаров на места непосредственного производства в необходимых количествах и в нужное время. Еще более широкое понимание задач логистики включает также обеспечение точек сбыта и в конечном счете потребителей.

Такая интерпретация понятия “логистика” стирает границы между описанными выше задачами снабженческой деятельности на предприятии и прочими задачами обеспечения, возникающими на дальнейших стадиях производственного процесса. С точки зрения рассмотрения проблемы, а также с точки зрения практической организации деятельности предприятия это представляется нецелесообразным. При образовании на предприятии отделов снабжения и логистики их цели и задачи должны разграничиваться с учетом их взаимосвязи.

В настоящее время наблюдается повышение интереса к проблемам обеспечения предприятия исходными материалами, как со стороны менеджеров, так и в научных кругах. От своевременного обеспечения зависит ход всего производственного процесса. Однако анализ проблем в данной области во многом фрагментарен, ограничивается рассмотрением отдельных фаз-- снабжение, различные стадии производства, сбыт. Этого можно избежать, охватывая вопросы обеспечения предприятия материалами на всех стадиях его деятельности и объединяя их в комплексную функцию, а именно -- логистику.

Последнее утверждение, однако, утрачивает свой смысл, когда речь заходит о связи конкретных составных функций логистики с общими задачами снабжения или материально-технического обеспечения. Обеспечение предприятия материалами через внутрипроизводственные и внешние источники поставок сводится к проблемам транспортировки и складирования, поэтому представляется справедливым ограничить понятие “логистика” этими областями. Вместе с тем проблематика перемещения (транспортировки) сотрудников предприятия и их размещения по служебным помещениям во многом идентична вопросам транспортировки и хранения материалов. Методы решения задач в одной области могут также использоваться и в другой. Отсюда определение логистики как функции предприятия выглядит следующим образом:

Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению персонала и материалов во времени и пространстве, включая и их перераспределение.

В логистике транспортные операции служат перемещению персонала и материалов в пространстве, перемещения во времени могут быть определены в логистике персонала составлением временных графиков работы сотрудников предприятия; в логистике материалов -- временных графиков их хранения.

Перемещение в пространстве сопровождается планированием, т. е. разработкой временных графиков (для группы сотрудников или партии материалов). При различных мероприятиях по транспортировке, планированию рабочего времени и хранению в логистике учитывают также фактор перегруппирования. Примером перегруппирования, т. е. изменения групповой структуры, могут служить пересадки (при перевозке сотрудников), перегрузки, перевалки, пересортировка (при перевозке материалов). Таким образом, логистика как общая внутрифирменная функция подразделяется на ряд составляющих: организация перемещения в пространстве, планирование временного графика перемещения, а также учет возникающего перегруппирования перемещаемых объектов.

Функции логистики реализуются на всех стадиях движения факторов производства и продуктов. Так, можно выделить логистику снабжения, логистику производства, логистику распределения (сбыта). Логистика снабжения и логистика сбыта имеют своим предметом частично внутрипроизводственные потоки ресурсов, но в значительно большей степени -- движение ресурсов и продуктов вне предприятия. Функции логистики, таким образом, тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения потоков производственных факторов.

Логистика не является дополняющей функцией по отношению к снабжению, производству и сбыту. Она представляет собой самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения в пространстве и движения во времени на всех стадиях деятельности предприятия и реализует комплексную функцию.

На практике это определение предполагает выделение на предприятии всех вопросов, связанных с логистикой, в отдельную область обязанностей и функций. Такое обособление оправдано, прежде всего, возможностью совместного использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Например, имеющиеся транспортные средства можно использовать при решении задач логистики снабжения, производственной и сбытовой логистики.

Помимо выделения функций логистики на различных стадиях оборота материальных фондов существует и другая характеристика логистики -- ее предмет. С этой точки зрения различают логистику персонала и логистику материалов. В последней выделяют в силу специфики различные виды материалов, и, прежде всего -- движимое имущество, относящееся к процессу производства. Называется такая логистика логистикой товаров. В последние годы развились в самостоятельные отрасли логистики материалов логистика энергетических потоков и логистика информационных потоков.

Особое практическое значение имеет детальное рассмотрение логистики товаров. Специфические вопросы движения исходных материалов, промежуточных и (в некоторых случаях) конечных продуктов от закупки до склада готовой продукции относятся к логистике материалов. Критериями выделения отдельных функций в данном случае служат: вид материала и этап процесса его движения на предприятии. В противоположность логистике материалов различают логистику сбыта товара, которая является частью логистики товаров.

Характеристика материальных потоков на предприятии.

Материальный поток как объект организации производства образует совокупность ресурсов всех наименований, находящихся на протяжении от источника получения до потребителей товара в пределах определенного временного интервала. В случае если поток отнесен к заданному моменту времени, он переходит в свою противоположность -- в запас.

В процессе организации достигается взаимоувязка материальных потоков, и обеспечиваются условия для их оптимального (экономически целесообразного) взаимодействия в процессе товародвижения.

Процесс товародвижения образуется из множества элементарных потоков, составляющих логистические цепи. Главными звеньями цепи являются: поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов; склады для хранения закупаемых материалов, сырья и полуфабрикатов, производственные склады и склады готовой продукции; транспорт; производственные подразделения и службы материально-технического снабжения и сбыта; потребители готовой продукции. Место и значение составляющих логистической цепи в организации материальных потоков определяются следующим.

Поставщики материалов . К числу поставщиков относятся фирмы и отдельные лица, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. Нехватка тех или иных материалов и несвоевременное обеспечение ими производства могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки готовой продукции заказчикам, а закупки по высоким ценам -- снизить конкурентоспособность выпускаемых изделий. Рациональная организация материальных потоков предполагает выбор источников сырья, позволяющих обеспечить предприятие при прочих равных условиях материалами высокого качества по минимально возможной цене; определение числа поставщиков; установление прямых контактов с продавцами, разработку графика поставок материалов и увязку темпов поставки с темпами выпуска готовой продукции.

Склады. Исполняют роль «буферной емкости», компенсирующей несогласованность во времени интенсивности материальных потоков поступления и выдачи товара в форме грузов. Некоторые предприятия берут за правило поддержание уровня складских запасов готовой продукции в соответствии с уровнем реализации, например в объеме 30-45 дней. Необходимость в складах появляется и в процессе производства, когда имеются большие интервалы в поступлении товара. Образуемые на складе запасы создают условия для равномерной работы предприятия и позволяют быстро реагировать на изменение спроса. Основными функциями складов являются обработка и хранение материалов в связи с формированием запасов на определенный срок для предстоящего потребления. Задачи организации материальных потоков сводятся к определению количества, типа складских помещений, их территориального расположения.

Транспорт. В организации материальных потоков транспорт выполняет функцию установления непосредственных связей между элементами логистической цепи. В число транспортных операций включаются перевозка грузов от поставщика на предприятие, внутризаводские перемещения и доставка товара со склада потребителю. Учитываются все транспортные связи, включая и те, где используется транспорт со стороны. При логистическом подходе к организации перемещения грузов возникает необходимость решения специфических, характерных для данного подхода задач: пакетизации и контейнеризации партий грузов, определение возможных приоритетов, условий погрузки и типа транспортных средств, установление сроков перевозки с точностью до нескольких часов. Для четкого обслуживания потребителей вводятся нормативы доставки грузов. Так, допустимые отклонения от планируемой продолжительности поставки устанавливаются для 8-10 недель -- 25%, 4-8 недель -- 10%, менее 4 недель -- 1%. Задачей организации материальных потоков являются разработка и обоснование указанных нормативов.

Подразделения логистики . Призваны не только определять потребность производства в необходимых материалах и осуществлять сбыт готовой продукции, но и быть способными сглаживать возможные колебания спроса и предложения на товары. Основными задачами организации материальных потоков в этом случае являются формирование элементарных потоков материалов и их интеграция; координация деятельности служб материально-технического обеспечения, сбыта, подготовки производства и маркетинга, регулирование материальных и информационных потоков в процессе производства.

Потребители. Потребителями продукции выступают организации, приобретающие товары, или отдельные лица, покупающие товары для личного потребления. Главной задачей организации материальных потоков в отношении потребителей является техническое обслуживание товара.

Таким образом, организация материальных потоков обеспечивает формирование процесса товародвижения путем установления отношений между звеньями логистической цепи, обусловленных продвижением материалов от источника сырья до потребителя готовой продукции.

Сущность организации материальных потоков состоит в объединении отдельных звеньев и стадий товародвижения, установлении необходимых связей между ними и обеспечении взаимодействия с целью минимизации затрат по выполнению заказов при условии их своевременного и качественного исполнения.

Поскольку процесс товародвижения разворачивается на определенной территории и протекает во времени, можно говорить об организации матер иальных потоков в пространстве и во времени.

Главной сущностной характеристикой организации материальных потоков в пространстве является логистическая структура предприятия.

Под логистической структурой понимается совокупность физических и юридических лиц, участвующих в формировании и управлении движением материальных потоков, порядок и формы их взаимосвязей по выполнению производственных заказов.

В числе факторов, оказывающих влияние на логистическую структуру предприятия, можно выделить следующие: диверсификацию производства; объем выпуска продукции; метод организации перемещения грузов; метод организации производства; тип системы управления запасами.

Диверсификация непосредственно влияет на состав и специализацию производственных подразделений, количество складов, ассортимент запасов, степень разнообразия связей с поставщиками и их число. Так, создание многопродуктовых производств приводит к увеличению разнообразия и количества производственных циклов, использованию множества видов сырья и компонентов. Это обусловливает необходимость вовлечения в процесс выполнения заказов достаточно большого числа поставщиков, создания запасов соответствующих материалов и складов, выделения в структуре предприятия специальных производств. С другой стороны, углубление диверсификации расширяет рыночные возможности предприятия за счет освоения новых производств и приводит к увеличению числа потенциальных потребителей. Таким образом возрастает число логистических звеньев, количество и сложность взаимосвязей между ними.

Объем выпуска продукции определяет размеры запасов, отдельных производств, их количество и мощность грузопотоков. Чем больше объем выпуска продукции, тем крупнее производственные подразделения, отчетливее их специализация, больше объем прибывающих на предприятие и отправляемых с него грузов.

Методы организации перемещения и распределения грузов влияют на размеры транспортных подразделений, состав участников выполнения работ, число звеньев в передвижении продукции и количество промежуточных складов. Так, передача транспортных функций посредническим организациям освобождает предприятие от необходимости создания в его рамках самостоятельных транспортных подразделений и уменьшает число взаимосвязей предприятия как с поставщиками, так и с потребителями продукции.

Тип системы управления запасами влияет на их величину: чем больше интервал времени между поставками и объем заказа, тем выше уровень запасов. С переходом от системы с фиксированной периодичностью заказа к непрерывному управлению запасами по системе «Канбан» величина запасов резко уменьшается: от размера, необходимого для производства в течение нескольких месяцев до теоретически возможной нулевой величины.

Таким образом, при выборе и проектировании логистической структуры предприятия должны быть установлены подразделения логистики, определены формы их кооперирования и учтены характер и объем выпускаемой продукции, степень связанности сбытом и технологией, а также формы и методы организации основного производства.

Логистическая структура характеризует определенное сочетание всех звеньев логистической цепи в пространстве и одновременно с этим служит основой организации материальных потоков во времени.

Для характеристики временного аспекта организации материальных потоков используются следующие понятия: цикл выполнения заказа, длительность цикла заказа и структура цикла.

Цикл выполнения заказа представляет собой комплекс определенным образом организованных во времени элементарных потоков, возникающих при выполнении логистических операций в процессе продвижения заказа с момента его получения до исполнения.

Момент получения заказа характеризует временную точку получения предприятием запроса на изготовление продукции определенного вида и назначения.

Момент исполнения заказа означает поступление продукции в торговую сеть -- для товаров народного потребления или на склад предприятия заказчика -- для изделий производственного назначения.

Календарный период времени, в течение которого осуществляются все операции по выполнению заказа, выражает длительность цикла заказа .

В наиболее общем виде длительность цикла Тзц выражается формулой

Тзц =Тоз +Ттп +Тзм +Тпз +Тпц +Тп+Тпд,

где Тоз -- время обработки и оформления заказа;

Ттп -- время технической подготовки;

Тзм -- время закупки материалов;

Тпз -- время подготовки материалов к выполнению заказа;

Тпц -- длительность производственного цикла;

Тп -- время поставки;

Тпд -- время перерывов, возникающих из-за асинхронности отдельных этапов цикла.

Изложенные положения составляют основу логистического подхода к организации управления материальными потоками.

Организационные структуры системы управления. Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур.

В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия:

Служба маркетинга осуществляет исследование рынка и формирует информацию о товарах, пользующихся спросом на рынке.

Служба материально-технического снабжения осуществляет закупки материальных ресурсов и обеспечивает их доведение до потребителей внутри предприятия.

Планово-экономическая служба предприятия формирует планы производства продукции.

Производственные подразделения осуществляют функции изготовления продукции.

Транспортная служба предприятия организует перемещение грузов на предприятии, внутри предприятия и при доставке потребителям.

Складское хозяйство обеспечивает хранение и выдачу в производство материальных ресурсов.

Служба сбыта и финансовый отдел организуют реализацию продукции внешним потребителям.

Координацию работы всех указанных выше подразделений могут осуществить управленческие структуры двух типов.

Первый тип структуры призван осуществить так называемую “штабную функцию” и представляет собой консультативный (или координирующий) тип управления. При реализации этого типа структуры предполагается выделение управляющего товародвижением и сосредоточение им функций планирования товарных потоков, анализа издержек, оперативного прогнозирования, координации деятельности всех подразделений.

Второй тип структуры – линейная организационная структура представляет собой тип контрольной структуры и направлена на повышение роли и значимости управляющего товародвижением. В этой структуре он отвечает за организацию перевозок, эксплуатацию транспортных средств, складирование, контроль за запасами и т.д.

В практике имеют место и другие варианты приспособления аппарата управления предприятием к требованиям конкретной обстановки. За рубежом все больше фирм учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Комитеты выполняют координационные функции. Некоторые фирмы вводят должность вице-президента по товародвижению, другие создают матричные механизмы, основанные на двойном подчинении подразделений, от которых зависит эффективное управление материальными потоками.

Функции отдела логистики на предприятии. В современных условиях на предприятиях зарубежных стран создается отдел логистики, задачей которого является организация, оптимизация и контроль материальных потоков с использованием современных технических средств. Такой отдел выполняет следующие функции:

1. Формирование и развитие системы логистики – проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий.

2. Развитие стратегии логистики в связи с рыночной политикой фирмы в области продаж, инвестиций, кадров и т.д.

3. Системное администрирование – работники отдела осуществляют руководство всеми логистическими процессами, протекающими на предприятии и координируют деятельность подразделений предприятий, которые участвуют в реализации логистических процессов.

В структуре отдела логистики должны быть выделены звенья (бюро, группы), отвечающие за те или иные функции управления: составление прогнозов и планов, регулирование и контроль, проектирование и развитие системы логистики, оперативное управление и координация и другие.

Принятая на предприятиях России структура системы управления логистикой не отвечает современным условиям. Она создавалась с ориентацией на жестко централизованное плановое управление. На предприятиях были сильно развиты технические и производственные службы в ущерб службам сбыта и финансов. В структуре системы управления предприятиями не выделяются подразделения, выполняющие функции координации логистических процессов, осуществляемых на предприятиях. Не сбалансированы функции и границы деятельности подразделений, занятых реализацией логистических функций.

Совершенствование управления материальными потоками. В современных условиях можно выделить три направления совершенствования системы управления материальными потоками.

Первое, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.

Второе – достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

Третьим направлением является совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.