Конкурсная программа осень рыжая подружка для взрослых. Осенний бал «Осень – рыжая подружка» Ведущая - Документ. Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «Семейные Олимпийские игры»

  • Дата: 15.12.2023

МБУ СОШ № 94

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:

«Осень – рыжая подруга».

Цель: воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться. закрепить и расширить кругозор детей о времени года - «Осень».

Оформление: осенние цветы, гирлянды из желтых листьев, ветки осенних деревьев, гроздья рябины, выставка рисунков на осеннюю тематику, разноцветные шарики.

Форма: викторина.

Ход мероприятия.

Звучит музыка – спокойная, немного грустная мелодия «Осеннего вальса». Постепенно она затихает. Выходит ведущий.

Ведущий.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса… -

так когда-то выразил своё восхищение осенней природой А.С.Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.

Ведущий

Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.

Ведущий

А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилием и яркостью рассыпанных по нему звезд.

Ведущий

За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, пусть вашему веселью не будет конца!

Мы начинаем наш традиционный осенний праздник.

. А теперь давайте дадим клятву участников осенней викторины.

1 ведущий. Веселиться от души!

Все. Клянёмся!

3 ведущий. Смеяться и шутить!

Все. Клянёмся!

4 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.

Все. Клянёмся!

1 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.

Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

А теперь мы начинаем конкурсную программу, но прежде давайте познакомимся с нашим уважаемым жюри!

1 конкурс. «Визитная карточка». Каждый класс называет свою команду и девиз.

2 конкурс. «Собери пословицу» . От команды приглашаем по 5 человек. За 1 минуту вы должны собрать пословицу об осени и объяснить её смысл.

Пока готовятся команды, на сцену приглашаются ребята 2 «А» с номером _______________________________________________

Выступление команд.

3 конкурс .

И снова наша викторина продолжается. У меня в руках шкатулка. В ней – Конверты с загадками и вопросами. Мы приглашаем учащихся, которые обладают широким кругозором, талантливых, умных. Итак, приглашаем для участия в конкурсе «Осенний блиц – опрос » от каждой команды по 5 человек. Команда должна ответить на все вопросы ведущего. За каждый верный ответ – 1 балл.

1 конверт

  1. Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
  2. По небесам оравою
    Бредут мешки дырявые (тучи)
  3. День, когда идет дождь – какой? (Дождливый)
  4. Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  5. Кто собирает яблоки спиной
  1. конверт
  1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
  2. Неизвестно, где живет.
    Налетит – деревья гнет.
    Засвистит – по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь
    (ветер)
  3. День, когда дует ветер – какой? (Ветреный)
  4. Перечислить перелетных птиц.
  5. У кого щека место мешка.
  1. конверт
  1. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
    И бормочет и поет, убаюкивает?
    (Дождь)
  2. Всё мрачней лицом природа:
    Почернели огороды,
    Мишка в спячку завалился.
    Что за месяц к нам явился? (
    октябрь )
  3. Погода, когда часто идут дожди – какая? (Дождливая)
  4. Почему осень золотая?
  1. конверт
  1. Сидят-зеленеют, летят – желтеют, падают – чернеют (листья)
  2. Пришла без красок и без кисти,
    А перекрасила все листья. (осень)
  3. Дождик, который идет осенью – какой? (Осенний)
  4. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
  5. В каком лесу не падают осенью листья? (в хвойном)
  1. конверт
  1. Его весной и летом мы видим одетым,
    А осенью с бедняжки сорвали все рубашки…
    (дерево)
  2. Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришел? (
    сентябрь )
  3. Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? (Ветреная)
  4. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  5. Меня просят и ждут, а приду – прячутся (Дождь).

Ведущий

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «Б» _______________________________________________________________________

4 конкурс. «Осенний коллаж»

Скажите, пожалуйста, а любите ли вы уют, тепло, комфорт? А дома у вас уютно? Вот и я предлагаю вам сделать уютным наш праздник. Для этого 5 человек от команды должны составить на листе бумаги композицию из осеннего материала. Они не только составят ее, но и расскажут, как она называется и из чего состоит. (Представители от классов защищают свою композицию.)

Игра с залом. Пока команды готовятся, мы отдохнём. Встаньте все. Вам надо определить, чего не бывает осенью. Если примета осенняя – вы хлопаете, если – нет, то топаете. Будьте внимательны!

  1. Набухают почки, распускаются листья
  2. Люди собирают урожай овощей и фруктов
  3. Звенит капель, бегут ручьи
  4. Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья
  5. Дети купаются, загорают, носят легкую одежду
  6. Дикие животные делают запасы на зиму
  7. Ярко светит солнце, поют птицы
  8. Птицы улетают в теплые края

Слушаем выступление команд.

Ведущий

5 конкурс. «Конкурс капитанов»

На сцену приглашаются капитаны.

Игра-конкурс «Подбери шишку»:

Шишку в центр положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять!

1б – за танец. 1б – за реакцию.

(Музыка песни «Гоп-гоп» Верки Сердючки)

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «В»

6 конкурс. «Литературный»

От каждой команды – один чтец.

Пока жюри подводит итоги, на сцену приглашаем учащихся 2 класса «Г»

Осень сорвала листья с деревьев и разбросала их вокруг, а потом спохватилась. Решила написать нам задания, но ничего под рукой не нашла и написала их на листочках деревьев. Прежде чем выполнить каждое задание, нужно отгадать, на листочках каких деревьев оно написано.

7 конкурс. «Наряди деревья» приглашаем по 3 человека от команды. Ваша задача: вытянуть название дерева, которое вам надо нарядить. Найти своё дерево, из общей кучи листьев выбрать только свои и нарядить своё дерево! Время пошло!

8 конкурс – эстафета. Хочу загадать вам загадку.

Хоть в них и теплая водица,
Нам в них купаться не годится.
А для купанья поросят
Они годятся все подряд.

Загадка лужи – в ней самой! Опять зовёт нас за собой.

«Перепрыгни через лужи» в галошах и с раскрытым зонтиком.

Итоги: слово предоставляется жюри!

Рефлексия: слово предоставляется Людмиле Алексеевне

Ведущий.

Говорят, что осень – это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!

Любите природу и помните, что у неё нет плохой погоды! До свидания, до новых встреч!


Осень - рыжая подружка... Материал для внеклассной работы с видео

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области.
Описание: Данный материал- мои строки об удивительнейшем времени года-осени. Данный материал может быть использован и учителями, и учащимися как в письменных работах по развитию речи, так и при подготовке сообщений. Надеюсь, что этот скромный материал будет востребован. Стихи и видео -авторские - проба пера.
Цель: передать чувство восхищения красотой осенней природы, разбудить интерес к природе, сезонным изменениям у читателей; воспитать любовь к родным местам, к неповторимой русской природе.

Осень – одно из удивительнейших времён года.
Ни в какой другой сезон нельзя наблюдать такое буйство красок, игру цвета, такую резкую смену погоды в течение одного дня: ясное солнечное, слегка морозное утро сменяется моросящим дождиком, а лёгкий прохладный ветерок вдруг с особым азартом начинает трепать яркие косички золотистых берез и пурпурных кленов.


Но я очень люблю это время года. Может быть потому, что появилась на свет осенью, когда природа праздновала своё пышное увядание. А может быть потому, что красота осенней природы пробуждает во мне творческие начала: у меня сами собой складываются стихи, мне хочется рисовать, отразить эту неземную красоту, которую и повторить-то невозможно.


Как не любить тебя мне, осень?
Твои слезинки на глазах,
И яркий шёлк твоих косичек,
Мне сердце радует всегда.

Ты утром молоком тумана
Окутываешь всё кругом.
А день настанет, солнце снова
Сквозь облака моргнёт глазком.

Клин птиц отправишь в путь далёкий.
Помашешь им цветным платком.
И рыжий дождик вновь польётся.
На речках листоход кругом.

Девчонка рыжая, смешная,
Ты даришь радость каждый год!
Тебе не жаль ни бронзы и не злата,
Краса твоя в характере твоём.

Подборка моих любимых стихов об осени известных поэтов:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -

Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)


Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
(Н. Заболоцкий)


Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
(Маргарита Алигер)

СЦЕНАРИЙ

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА

«Золотая осень»

(6 – 7 классы)

Вечер проводится в помещении, украшенном осенними листьями и цветами; на фортепиано свечи в подсвечниках; на экране репродукция картины «Золотая осень» И.И.Левитана. Участники и зрители сидят полукругом.

Звучит «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, на фоне музыки слова.

1 участник. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вяжущих рябин.

2 участник. « Вы, наверное, узнали «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского. Наше воображение рисует прекрасные картины осени. Как прелестны прозрачные дни, полные золотого света! В чистом голубом небе тает треугольник журавлей. И первый янтарный лист, слетевший с ещё зелёного клёна, и золотые прядки на листьях берёзы - всё это предвестники осени. В садах медленно умирают цветы. Даже море теряет свои краски, а синяя полоска лесов становится жёлтой».

(Песня «Журавлёнок» в исполнении квартета девочек).

3 участник. « В Древней Руси осенний месяц сентябрь был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем – проводами лета. Наши предки трижды встречали осень. 1-го сентября – первый праздник осени пли осенины. 8-го - вторые, а третьи осенины 14 сентября, когда «хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлёт пошла». Праздники длились 2 недели. Девушки и женщины рубили капусту и пели, пряли, вязали, шили, шутили. Видимо, отсюда и пошло название этого периода «бабье лето».

Есть время природы особого света, Неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется бабье лето

И в прелести спорит с самою весною.

4 участник. И вот сентябрь! замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбких вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

(Евг. Баратынский)

(На экране репродукция картины В.Поленова «Золотая осень»).

    участник. «Чуден лес осенью! Ярко светлеет на солнце полянка. Художники целые дни проводят в лесу с мольбертами - на холстах возникают багровые гроздья рябины, позолоченные берёзки, клёны, охваченные рыжим пламенем, лесная тропинка, уходящая в сиреневую даль... Многих знаменитых художников вдохновляла осенняя пора. Близок каждому русскому человеку замечательный пейзаж Василия Поленова «Золотая осень». Поленов пронзительно ощущал природу, захлёбывался той большой радостью, которую она ему дарила. Глядя на картину, обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством золотой осени. И невольно вспоминаешь стихи Бунина».

    участник. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

7 участник. Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

«Вот и прошло время, когда осень распоряжается на земле полновластной хозяйкой. Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился. По колено в листьях стоят деревья. Вдруг налетит ветер - закружит пёстрый смерч.

Этому месяцу римляне дали название OKTOBER. то есть «восьмой». Ведь в те далёкие времена с марта начинался новый год. По-русски это латинское слово звучит весьма торжественно и достойно, куда лучше, чем данная октябрю на Руси кличка «грязник».

8 участник исполняет на фортепиано пьесу «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, на фоне музыки слова.

9 участник. Ещё осенние туманы

Не скрыли рощи златотканой;

Ещё и солнце иногда

На небе светит, и порою

Летают низко над землёй

Унылых ласточек стада,

Но листья жёлтыми коврами

Шумят уж грустно под ногами,

Сыреет пёстрая земля;

Куда ни кинешь, взор пытливый

Встречает высохшие нивы

И обнажённые поля.

И долго ходишь в вечер длинный

Без цели в комнате пустынной...

Всё как-то пасмурно молчит;

Лишь бьётся маятник докучный,

Да ветер свищет однозвучно,

Да дождь под окнами стучит.

(Алексей Апухин)

10 участник. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (А.С.Пушкин)

11 участник. Медленный танец с жёлтыми листьями в исполнении ученицы под вальс №3 Шопена.

12 участник. Суровой осени печален поздний вид.

Уныло спят безмолвные растенья.

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мёрзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

Рубаху дерева сгибая пополам.

«Суровой осенью» называет этот месяц Николай Заболоцкий. И действительно, свинцовые длинные ливни уже стёрли яркие осенние краски. Сыплет белый снег на чёрную землю. Всё двухцветное и рябое. Одно небо ровное - серое и глухое. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха. Всё как-то исподволь, шёпотом. Стороной. То дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро, пусто и глухо. Полузима - полуосень, полудень – полувечер».

13 участник. «Осени посвящали свои стихи Пушкин, Тютчев, Баратынский, Фет, Бунин, Есенин. Я хочу прочитать своё любимое
стихотворение Ф.Тютчева.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно - сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье, и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

14 участник. Ученица исполняет песню «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина.

15 участник. «Ни одно время года не вызывало в Пушкине такого
очарования, как осень. Много чудесных строк он посвятил этой
поре. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти.
Пушкин же само увядание природы изображает как могучее
проявление жизни.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

Поэт не устаёт признаваться в любви милой его сердцу поре:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой...

Он чувствует в себе огромный подъём жизненных сил:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод…

Каждую осень поэт испытывает необыкновенное вдохновение.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут;

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

16 участник. «Осень была любимым и наиболее плодотворным временем в творческой жизни Пушкина. Но никогда он так много не создавал произведений, как в болдинскую осень 1830 года, когда поэт был вынужден провести все три осенних месяца в своём имении Болдино. Здесь он окончил роман в стихах «Евгений Онегин», написал 4 маленьких трагедии, « Сказку о попе и о работнике его Балде», «Повести Белкина», стихотворную повесть «Домик в Коломне», «Историю села Горюхина», около 30 стихотворений и большое количество литературно - критических статей и заметок».

Звучит фрагмент увертюры к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», на фоне музыки слова.

17 участник. Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

«Летят по ветру багряные, жёлто-зелёные листья. Шуршат под ногами, горят ярко-оранжевым цветом гроздья рябины и близок день последнего листа. А осень даёт нам наказ: «Грусть напрасна, потому что жизнь прекрасна, если ты любишь голубое небо с плывущими белыми облаками, и леса с птичьим щебетаньем, и поля пшеничные, и курлыканье журавлей, цветущую нашу землю и свою родину, где ты родился».

18 участник исполняет на аккордеоне «Осенние листья» (муз. Б.Мокроусова).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.С.Курасанова»
Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

ПРАЗДНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«Осень-рыжая подружка»

Подготовила: учитель начальных классов Плотникова В.Г
Черемшан, 2015 год

Предварительная подготовка.
Дети рисуют осенние пейзажи, которыми украшают зал. Вырезаются осенние листья и солнышко из бумаги.
Для детей, играющих роли, шьются костюмы.
Ход праздника.
Вед. Добрый день, дорогие ребята и гости! Сегодня наш праздник посвящён прекрасному, нежному и грустному времени года – осени.
Вед. - Осень! Как хороша золотая Осень, с её нарядом и богатством всевозможных плодов!
Если на деревьях листья пожелтели!
Если в край далёкий птицы улетели!
Если небо хмурое!
Если дождик льётся!
Это время года – осенью зовётся!
Все: Осень, осень, в гости просим!
Осень: - Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться,
Я хочу со всеми здесь, Крепко подружится.
1. Осень за окошком
Ходит не спеша.
Листья по дорожкам
Падают шурша.

Все: Опавшей листвы разговор еле слышен.
- Мы с клёна! - С черёмухи!
- Мы с яблонь! - С дуба!
- Мы с вязов! - И с вишен!
- С осинки!
Вед. – Везде листопад, на пороге морозы!
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

3. И в хороводе том чудесном,
Была берёзонька одна.
Вся в жёлтом платьице прелестном.
Как красна девица стройна!

4. И нет на свете её краше,
И так прекрасен тот наряд!
«Стоит, как в золоте, берёзка»
О ней в народе говорят!

5. И этим так она гордилась,
Услышав лестную молву.
Что до весны она решилась
Совсем не сбрасывать листву.

Сценка «Разговор деревьев»

Дуб. – Уж ветры с севера подули,
Последние листочки сдули.
А ты стоишь всё нипочём
О чём ты думаешь, о чём?
Рябина. – Ведь скоро зимушка-зима уже придёт в эти края.

Берёза. – Да пусть хоть две зимы, хоть три.
Я так красива, посмотри!
И эти чудные листочки,-
Обшиты золотом платочки.
Мне так не хочется терять.
Нет, я не сброшу свой наряд!

Вед. – Тут вмешался Старичок, Старичок – Лесовичок.
Лесовичок. –Не спорь с природою, родная,
Для всех закон один таков,
Что лиственные непременно
Должны к зиме свой снять покров.
Ты лучше, милая, послушай,
Зачем листву бросать пора!
Дуб. – Зимою солнце светит мало,
Какая ж пища без огня?
К тому же, поваров не стало,
Что есть варили без огня.

Рябина: - Крахмал, белки, жиры и сахар
Из листьев в ствол давно ушли.
И вещества ненужные,
На место их в листву пришли.
А с ними не поправишься,
Скорее лишь отравишься.

Все: - Так, что скинь листву, родная, не упрямься, дорогая!

Лесовичок: - А как зимушка придёт,
Тёплы шубки принесёт,
Саму тёплую –тебе,
Не замёрзла чтоб к весне.
И согнёт тебя в дугу.
Если хочешь, стоять прямо
Сбрось листву, не будь упряма!
Берёза. - Как же с нею я расстанусь,
Совсем голою останусь.

Все: - Зимой скажут о тебе – «Вся берёзка в серебре».

Берёза. – Что ж, спасибо, вам, друзья,
Убедили вы меня.
Золотую я листву,
Вам, ребятки, подарю!

Вед. – А листочки не простые,
И не только золотые.
Здесь на них для вас, ребятки,
От берёзы есть загадки.

Загадки:
- Красный нос в землю врос, А зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (морковь)
- Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картошка)

Грядка наш родимый дои.
Мы на кустике растём.
Как в музее экспонаты,
На кустах красны (томаты)
Песня: «Дождик за окном моросит»

Вед. – Ходит осень по дорожке,
Промочила Осень, ножки.
Льют дожди и нет просвета
Солнце затерялось где-то.

Девочка с зонтикам в руках.
- Как приятно под дождём
Шептаться с зонтиком вдвоём,
Можно даже зонтик взять
Под дождём потанцевать.

Танец с зонтиками

Ветер и Слякоть танцуют.
Ветер: - Ой, Слякоть, подружка ты моя осенняя, куда же это нас занесло?
Слякоть: - Ну откуда я знаю? Ой, я чуть жива. Ты что же это, старый, так разошёлся? Чуть меня не высушил. Все мои косточки продул холодным ветром. (плачет)
Вед. – Ой, гости, дорогие, какие могут быть слёзы? Ведь у нас веселье. Вы кто такие?
Ветер: - Я Ветер осенний, холодный.
Слякоть: - А я Слякоть, верная спутница Осени.
Вед.: - Так вы друзья Осени? Ну тогда давайте веселиться.
Ветер: - Да, да, повеселим мы вас. Ну-ка, покажите все свои ручки. Вот я так разгонюсь и застужу ветром холодным (бежит по круг).

Вед.: - Ой, Ветер, разошёлся ты, сядь, отдохни немножко.
- Ну, а ты, Слякоть, как нас повеселишь?
Слякоть: - А я умею очень славно плакать и проливными и ливневыми слезами. От меня уж просто спасу нет, когда я плачу. Ну, нипочём не спастись, вот, посмотрите. (плачет)

Вед.: - Так, так, теперь понятно, кто нам осенью холод и дожди приносит.

Слякоть: - Но разве от дождей одни неприятности? Да если бы не дождь, то ничего бы на земле не выросло, и людям в огородах собирать нечего было бы. А так – посмотрите сколько всего!

Вед.: - Собирают осенью, урожай плодов.
Много людям радости, после всех трудов.
Вед. – Сейчас и мы будем собирать урожай.
Проводится игра «Собери урожай»
Дети делятся на 3 группы, им выдаются игрушечные машины с кузовами. На противоположной стороне насыпаются овощи. Каждый участник должен «съездить» в огород, взять овощи в мешок, а машину передать другому. Побеждает команда, которая быстрее уберёт урожай.

Вед. Какой хороший урожай вы собрали! С давних времён люди наблюдали за природой. По этим наблюдениям можно узнать, какой будет год: урожайный или нет. А по осени можно определить, какой будет зима. Вспомним народные приметы.
- Поздний листопад - к суровой зиме.
- Поздний отлёт птиц – к тёпой зиме.
Осень. – Чтобы быть здоровым, сильным, надо овощи любить, все без исключения, в этом нет сомнения.

Слякоть. – Ну молодцы, хороший урожай вырастили.
Ветер. – Слякоть, нам пора прощаться. Ведь ещё сколько дел надо сделать: дождичком землю сбрызнуть и листочки с деревьев сдуть.

Вед. – Ну, тогда прощайте, и нас не забывайте.

Вед. Послушайте частушки на осеннюю тему:
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам
Он заглядывает в сад,
Золотистым звоном.

У окошка мы сидим,
И глядим наружу
Шепчут листья: «улетим»
И ныряют в лужу.

Дождик, дождик, ты длиннущий,
Ты от неба, до земли
Дождик, дождик, пуще лей,
Чтоб грибы росли скорей.
Витя рано, рано встал,
Все грибы в лесу собрал
Хвалится грибочками,
С беленькими точками.

Нам совсем не страшно будет,
Бегать под грибным дождём,
Если дождик будет сильный,
Зонтик в руки мы возьмём.

У нас новые галоши
Обновить их нужно,
Мы в галошах новеньких
Побежим по лужам.

Песня «Ах, какая осень!»

Вед. Пора нам прощаться. Мы надеемся, что вы увидели и услышали дыхание осени, её очарование и таинственность. Слайд 12
Потихоньку зима начинает хозяйничать над землёй. И сейчас вы посмотрели, как живая природа подготовилась к испытаниям зимы.
Использованная литература:

Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4классы общеобразовательное пособие./ сост. Е.М.Тихомирова. – М. Издательство (Экзамен, 2007)

Праздники в начальной школе,2001. Составитель:С.В.Савинова
Внеклассные мероприятия. –М.ВАКО, 2005

Интернет источники с музыкой:

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Осеннее вдохновение"

Описание:
Данный материал предназначен для педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей русского языка и литературы. Мероприятие уместно организовывать с учащимися среднего звена. Данное мероприятие было проведено совместно с Централизованной библиотечной системой и городским Литературным салоном. Данное мероприятие воспитывает в детях любовь к родному краю, учит обращать внимание на прекрасные картины окружающего мира.

Цель: систематизировать и расширять представления детей об удивительном времени года – осени на основе произведений рузаевских поэтов, воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Задачи:
- развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Приглашены: педагоги и воспитанники МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР», родители, гости – поэты Рузаевского Литературного салона «Лира».
Оборудование: микрофоны, микшерный пульт, компьютерное оборудование.

Ведущий: Т.В. Сироткина
Звучит музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Ноябрь».
Ведущий: (Стихотворение О.А. Жуковской)
Каждый день меняется погода,
Лист летит в ладони желтый, красный.
Что ж, друзья, другое время года…
До свиданья лето, осень, здравствуй!

Как хотим мы в лето возвратиться,
Сквозь дожди увидеть неба просинь.
Только гонит ветер листья-птицы…

Хоть и грустно с летом расставаться,
Улыбнувшись, мы его попросим
В сердце теплым солнышком остаться.
До свиданья, лето, здравствуй, осень!

«Унылая пора! Очей очарованье!»… Кто же со школьной скамьи не помнит наизусть эти пушкинские строки? Поэты всех времен и народов не устают воспевать в своих стихах Осень. Да и как можно остаться равнодушным при виде постоянно меняющихся декораций в театре природы? Как великолепная актриса в заключительном акте спектакля «Времена года», осень меняет маски и пышные наряды по нескольку раз в день, щедро раздает людям свои плоды, подводит итог прожитому году, навевает романтикам светлую грусть, а философов заставляет задуматься о бренности жизни.
И конечно же, все знают, что осень – это начало учебного года, самая волнительная пора для педагогов и их воспитанников. Именно поэтому осенью мы отмечаем прекрасный праздник «День учителя»!
Сегодня мы встречаем этот праздник вместе с людьми, судьба которых напрямую связана с преподаванием. Это – члены Рузаевского литературного салона: Грацилев Герман Вениаминович, Зуботыкина Валентина Васильевна, Гандюрина Галина Васильевна, Рузанкина Тамара Павловна, Жуковская Ольга Аркадьевна и организатор салона Тугарина Наталья Борисовна.
Наш праздничный вечер мы посвятим Осени, ведь каждый из поэтов видит в ней что-то особенное: то яркое, залихватское, то хмурое и дождливое; то глубинно-философское, то по-детски простое и радостное.
Сегодня мы увидим множество прекрасных картин осени, которые запечатлели в своих стихах наши поэты.
I. Послушайте, какие теплые пейзажи рисует Герман Вениаминович Грацилев в своем стихотворении, которое прочтет Анна Кондратова.
* * *
Сентябрь стоял отменный просто:
Сияло солнце день-деньской,
У ветра не хватало роста
Достать до кроны золотой;
И день был тих, и ласков вечер,
И мир хрустально-голубой,
И на мои спустился плечи
Осенний царственный покой.
Была душа теплом согрета,
И настроенье – хоть куда!
Сентябрь такой, то бабье лето
Я не забуду никогда.

Грацилев Г.В. читает свои стихи:
Нет краше красоты
Когда осенний хмурый день
Вдруг ярким солнцем засияет,
И паутина обвивает
Полусогнувшийся плетень,
И, как мужик навеселе,
Плетется осень по дорожке,
И испеченною картошкой
Пропитан воздух на селе,
Когда серебряной росой
Трава обсыпана и кроны,
И рыба плещется в затоне,
Замри! И чуточку постой!
Когда сквозь рыжие кусты
Ты в лес волшебный проникаешь,
Грибы в корзину собираешь,
Поверь: нет краше красоты!
* * *
Вот и осень рыжей кошкой
Поскреблась в мое окно,
Принесла грибов лукошко,
Хлеб засыпала в гумно,
Лето свергла с пьедестала,
Довела до горьких слез,
И безжалостно срывала
Платья модные с берез.
Но украсила дороги
Листопадным цветником.
Вездесущие сороки
Веселятся за кустом.
Им, конечно же, хвостатым,
Далеко до соловья,
Но в период грустноватый
Их приятна трескотня.
Это все я принимаю,
Хоть в душе не очень рад.
Я отлично понимаю,
Что отцвел уже мой сад.
Вот и осень рыжей кошкой
Поселилась у меня.
Шевыряю кочережкой
В прогоревшей печке я…
Ведущий: Осень – это пора, которая навевает нам творческое настроение, приятные мысли и даже мелодии. Об одной из них и поведает нам Дарья Рузанкина.
2. Осенний блюз.
Ведущий: А следующее стихотворение Тамары Павловны Рузанкиной, которое прочтет Марина Шукшина, познакомит нас с необычным героем, осенним листом.
3.
* * *
Лист, сорвавшийся с ветки,
Желто-красен и сух,
Падал там, у беседки,
Покружив, словно пух.
Ветром резким подхвачен,
Вновь к вершине взлетел,
Словно в бешеной скачке
Погибать не хотел.
Падал, вновь поднимался,
Не мешая тебе,
Вдруг упал – и остался,
Покорился судьбе…
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Рузанкина Т.П. читает свои стихи:
* * *
Любимая пора – осеннее ненастье,
Где солнца луч как ожиданье счастья,
Проглянет лишь на миг,
И, кажется, достиг
Всего, что безнадежно вопрошал
Не у судьбы, а просто у природы.
Оно пришло, как дивная погода.
Август
Желтые листья
Медленно кружат,
Стынут под ними
Темные лужи.
Небо нависло
Прямо над крышей,
Дождика капли
Падают слышно,
Бьют по окошку,
В шорох сливаясь.
Все зеленеет –
Дождь умывает.
Радует свежесть
Влажного ветра.
Только проходит
Звонкое лето.
Ведущий: Следующая композиция «Листья желтые» прозвучит для вас в исполнении Алены Бессоновой.
4. «Листья желтые».
Ведущий: В стихах Гандюриной Галины Васильевны, богатых оригинальными олицетворениями, осенние пейзажи буквально оживают на наших глазах. Послушаем ее стихотворение «Осень» в исполнении Черновой Яны.

5. Осень
Листья хлопочут, листья хлопочут,
Вот и пришла их пора.
Ночью ветра за окошком хохочут;
В школу пошла детвора.

Низко рябина склонилась под ветром,
Дарит из кистей костер.
Дождь барабанит по согнутым веткам.
Дымка туманит простор.

Яблоки зимние, с ветки сорвавшись,
Тихо ложатся в траву.
Кончилось лето, и я, оглянувшись,
Эхом его позову.
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Гандюрина Г.В. читает свои стихи:
* * *
Мне нравятся осенние утра.
Нет, не такие – солнце с холодами,
А мокрые, с туманными дождями.
Такая мягко-грустная пора.
Мне нравятся осенние утра,
Когда промокли астры у порога.
А на рябине еще ягод много,
Но коз уже не гонят со двора.

Мне нравятся осенние утра,
Где блеклые озябли хризантемы,
И смотрят в небо темные антенны,
И день чуть-чуть короче, чем вчера.

Мне нравятся осенние утра,
Где легкий лист, кружа, ложится тихо.
Не хочет падать с ветки облепиха…
Мне нравятся осенние утра.

Художник – осень

Снова осень, взяв мольберт подмышку,
Вышла на пригорок рисовать.
Желтого намазала с излишком.
Что ж, других ей красок не достать?!

Алого немного набросала:
Покраснели ягоды рябин.
И небес осенних покрывало
Дополняет золото картин.

Серая песчаная дорога.
Мелкие и частые дожди.
Журавлиных клиньев в небе много.
Холодает, и тепла не жди.

Не понравилось. И, как любой художник,
Все картины – под ноги и вниз.
Облетели листья и под дождик
На сырую землю улеглись.

Вот и все. Устала, отдыхает,
Думает о чем-то о своем.
Ну, а ей на смену подрастает
Маленький морозец с октябрем.

Ведущий: Свой танец «Листик» вам дарит воспитанница т.о. «Танцевальный» ____________________________.
6. Танец
Ведущий: Осень – это время года, когда яркие краски стираются, а дождик, моросящий за окном, навевает легкую грусть и печаль. Такую картину мы с вами увидим в следующем стихотворении Валентины Васильевны Зуботыкиной, которое прозвучит в исполнении Виктории Чугуновой.
7. Ранняя осень

Вот сбросила осень весь лист на осине,
Янтарной листвой наградила березу.
На клены повесила алые флаги
И сыплет на землю осенние слезы.

Поля опустели, в лесу стало тихо.
Грибы из-под жухлой травы чуть заметны.
Свинцовое небо над нами повисло.
И ветер холодный, сырой, неприветный.

Какая дождливая ранняя осень!
Дома, огороды, сады – все промокли.
В квартирах прохладно, топить еще рано.
Лишь изредка солнышко светит нам в окна.
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Зуботыкина В.В. читает свои стихи:
С Днем учителя!

День учителя – праздник народный,
Самый лучший на нашей планете,
Ведь учитель на каждом уроке
Дарит нужные знания детям.

Молодым педагогам желаю,
Чтоб любили детей и работу,
Чтоб всю нежность души буквально
Пронесли через школьные годы.

Понимаю, в своих пенатах
Вы богаты духовной пищей.
Что касается вашей зарплаты,
На нее не позарится нищий.

Все равно вы не падайте духом,
Хоть и трудно порой живется.
Ведь учитель всем детям нужен,
Верьте, счастье сторицей вернется.
С Днем учителя вас поздравляю!
Дай вам Бог доброты и терпенья.
От души всем здоровья желаю
И, конечно, в питомцах везенья.
Ведущий: Слово предоставляется методисту, зав. СП№5, председателю профсоюза Центра «ЮНИТЭР» Пихиенко О.Ю.
Выступление Пихиенко О.Ю.
Ведущий: Да, педагог – это самый настоящий творец, как и композитор, и поэт, и музыкант, ведь наши произведения искусства – это дети, которые выходят из-под нашего крыла. А в следующем стихотворении Жуковской Ольги Аркадьевны в исполнении Дарьи Рузанкиной мы узнаем, как же они рождаются – прекрасные творения.

9. Осенняя песня

Печальный маэстро,
Мы очень Вас просим:
Один, без оркестра,
Сыграйте про осень.

Вы, крышку рояля
Подняв осторожно
И взглядом печальным,
И взглядом тревожным

Окинув прохожих,
Взгляните на ноты.
И мы подытожим
Любовь и заботы.

Сыграйте, маэстро,
Осеннюю песню.
И будет чудесно,
И будем мы вместе

Оплакивать лето
Дождями и ветром,
И вспомним поэтов
И слов километры.

По клавишам сонно
Скользят листопады,
Шурша отрешенно:
«Так надо… Так надо…»

И звукам так тесно
В просторе небесном!
Играет маэстро
Осеннюю песню…

10. «Рождение звезды» Сироткина Т.В.

(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Жуковская О.А. читает свои стихи:
Сентябрь

Ты день мне подарил,
Сентябрь золотоглавый,
Ты дождь уговорил
Не плакать над землей,
Туманом не дымил
В ложбинах и оврагах
И ветру запретил
Бесчинствовать с листвой.

В простор твоих лесов
Войду, как на причастье,
С лица смахну твою
Оранжевую прядь,
Под шелест голосов
Пойму, какое счастье –
У лета на краю
Березку обнимать.

Перед великим сном
В торжественном покое
Горят костром одним
Деревья и кусты.
И в храме том лесном
Звучит над головою
Священный вечный гимн
Во славу красоты!

* * *
Боярышник краснеет, птицам – радость.
Да и моя душа прохлады просит.
Зову в наперсницы сырую осень,
Чтоб разделить с ней летнюю усталость.

Пускай возьмет расплавленную душу
И окунет в туманные озера,
Там, вдалеке от пристального взора,
Мою хандру ленивую нарушит.

Взмахнув рукой прощально мудрым птицам,
Подслушивая шепот листопада,
Дождям ее доверюсь, им ведь надо
Слезами по щекам моим катиться.

Боярышник краснеет – значит, осень
Так ласково и так неотвратимо
Идет ко мне на зов необъяснимый –
Из лета в зиму душу переносит.

12. «Осень» (Александр Суханов). Исп. О.А. Жуковская в сопровождении гитары.
13. Стихотворение О.А. Жуковской в исполнении Мурой И.Э.

Педагогам хвала!

Эта осень опять
В сотый, в тысячный раз,
Рядом с вами детей
Торопясь собирает.
И другим не понять,
Как сияние глаз
Дорогих сорванцов
Каждый день вдохновляет.

Педагогам хвала!
Вам, дарующим свет
Бескорыстных сердец
Молодым поколеньям.
Вас судьба призвала
И открыла секрет
И мечты, и любви,
И труда, и терпенья.

Мира вам и добра!
Пусть в людской суете
Не иссякнет огонь,
Будет щедрою нива.
Золотая пора –
Листопад на дворе…
Это время всегда
И светло, и красиво.
Ведущий: Слово предоставляется директору Центра «Юнитэр» Бурдиновой Н.А.
Ведущий: Спасибо за внимание! Счастья Вам, любви и добра!