Конспект урока "пути получения профессионального образования". Урок. Пути получения профессии Основные теоретические сведения

  • Дата: 07.03.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке »

Тема:

Методическая разработка

открытого урока по технологии в 8 классе

(45 мин.)

Куликова Антонина Викторовна

учитель технологии

первой квалификационной категории

Г. Энгельс

Занятие №22 Раздел: «Современное производство и профессиональное образование»

(«Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Симоненко В.Д. 2010 г.)

Тема: Пути получения профессионального образования

Цели:

    Образовательная:

Ознакомить учащихся с ролью профессий в жизни человека, профессиональными качествами личности; - научить искать информацию о получении профессии и образования, о предложениях на региональном рынке труда;

    Развивающая:

- научить развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения поисковых заданий; - развивать речь, память, познавательный интерес обучающихся для реализации поиска пути получения профессии и образования; - развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах/парах), навыки публичного выступления;

    Воспитательная:

- с одействовать в ходе урока формированию интереса к исследовательской работе по необходимой теме; - воспитывать позитивное отношение к жизни.

Тип и вид урока: образовательно-познавательный - урок освоения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы организации: индивидуально-фронтальная, парная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме занятия, тесты для работы в группах и парами.

Технологическая карта урока

Куликова Антонина Викторовна – учитель технологии

МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

8 класс

п/п

Этапы урока

Частная задача этапа

Планируемые результаты

Средства, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности, методы и формы организации контроля, способы оценивания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные

УУД

Организационный этап

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Выявление направления деятельности

Организация своего рабочего места в соответствии требованиями задания урока

Личностные: саморегуляция

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Метод: словесно-иллюстративный

Средства ИКТ

Учитель приветствует учащихся, проводит осмотр внешнего вида, организацию рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий. По журналу проверяет явку учащихся на занятие.

Вступительное слово учителя. Определение темы и цели урока.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Учащиеся с помощью просмотра видеоряда определяют тему урока.

Актуализация прежних знаний

Формирование понимания у учащихся связи выполнения домашнего задания с предстоящей работой.

Оценивание учащимися важности знаний роли профессии в жизни человека и общества.

Личностные: саморегуляцияРегулятивные: контролируют правильность ответов учащихся

Метод: беседа, опрос.

Метод контроля, взаимоконтроль.

Форма: индивидуальная.

Средства: компьютерная презентация

Начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Классу задаются вопросы: 1.Какую роль играет выбор профессии в жизни человека?

2.Кто и что может оказать влияние на выбор профессии?

Учитель слушает и проводит беседу по уточнению и конкретизации действий

Учащиеся отвечают на вопр осы учителя, формулируют выводы наблюдений, озвучивают понятия, высказывают свои предложения.

Изучение нового материала

Ознакомить с типичными ошибками при выборе профессии, медицинскими противопоказаниями.

Формирование знаний о получении образования, предложениях на региональном рынке труда - при выборе профессии и образования.

Осознанное восприятие нового материала.

Личностные: саморегуляцияРегулятивные овладевают знаниями, которые необходимы при выборе профессии.

Метод: словесный (иллюстративный)

Средства: компьютерная презентация.

Основные понятия, изучаемые на занятиях.

Учитель объясняет основные понятия, изучаемые на занятии, используя презентацию «Виды профессий».

Наблюдают, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы наблюдений, озвучивают понятия, высказывают свои предложения, сравнивают.

Закрепление нового материала

Закрепление полученных знаний и умений при поиске информации и применение ее на практике при защите презентаций.

Анализ информации и реализация ее на практике,

Личностные: умение работать над презентацией, развитие трудолюбия и ответственности за свою и коллективную деятельность

Регулятивные: умение составить план, последовательность действий в составление презентации

Познавательные: умение выделять необходимую информацию;

Метод: беседа, опрос.

Метод контроля, проблемные вопросы, взаимоконтроль.

Форма: групповая.

Средства: компьютерная презентация учащихся.

Образовательные интернет ресурсы. Википедия

Предлагает учащимся рассказать о своих будущих профессиях.

на вопросы, консультирует, контролирует и корректирует учащихся

Учащиеся группами рассказывают о профессиях и пути получения образования, используя свои презентации (заготовка презентаций о профессиях были домашним заданием)

Контроль

Подведение итогов, оценка результатов,

домашнее задание

Способность ученика полученные знания реализовать в жизни

Личностные:осознание своих возможностей Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействие в группах Познавательные: умение анализировать и выделять, формулировать свою задачу, адекватно относится к оценке учителя, одноклассников

Метод: словесный, опрос.

Метод контроля -тестирование,

Форма: фронтальная.

Следит за

уровнем сформированности презентации и владения ИКТ;

компетентности учащихся.

Осмысление и применение полученных знаний на практике. Выполнение теста.

Рефлексия

Оценка результатов

учащихся

Владение формами деятельности, соответствующими культуре труда

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Регулятивные:

построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Познавательные: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

Тестирование Экспресс – диагностика «Темпераментная структура личности»

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроках

Называют основные аспекты нового материала

Домашнее задание

Организовать самостоятельную деятельность к следующему уроку.

Осознанное восприятие материала.

Акцентирует внимание на поиск новой информации.

Называют основные аспекты нового задания.

Таблица контроля знаний

ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Коми республиканский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения»

Пути получения образования после 9 класса

(беседа для учащихся 9-классов общеобразовательных учреждений по материалам Республиканской комплексной программы «Контингент – прогноз»)

Цель: сформировать у выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений Республики Коми представление о системе учреждений общего и профессионального образования , оказать содействие в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Задачи :

1. Познакомить учащихся с основными уровнями профессионального образования.

2. Рассмотреть систему учреждений общего и профессионального образования.

3. Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в системе профессионального образования Республики Коми.

5. Познакомить учащихся с технологией сбора информации об учебных заведениях.

Оборудование: схема «Образовательная карта РК».

Ход беседы:

Вступление.

Сегодня в процессе беседы вы познакомитесь с образовательной картой Республики Коми. Вы узнаете об основных уровнях профессионального образования, образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, узнаете о наиболее популярных профессиях и популярных учебных заведениях среди выпускников 9-х классов учебного года.


Эти знания помогут Вам составить собственный образовательный маршрут: выбрать учебное заведение для продолжения образования по интересующей вас профессии.

Основная часть. Вы знаете, что выбор профессии – дело важное и ответственное. При выборе профессии необходимо учитывать ряд факторов: «хочу, могу, надо». Фактор «хочу» включает: желания, интересы, склонности. Фактор «могу»: знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья. Фактор «надо»: востребованность на рынке труда.

Если вы выбрали свою будущую профессию (с учетом вышеуказанных факторов), то вам необходимо задуматься о том, а каковы же возможные пути ее получения.

Успешность профессиональной подготовки определяет в дальнейшем и успешность профессиональной деятельности человека. Ведь если у вас будет профессиональное образование, то оно даст вам возможность добиться и лучшей работы, и более высокой заработной платы . Наличие профессионального образования позволяет человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих возможностях. Чем выше уровень вашего профессионального образования, тем больше возможностей у вас достичь высокого положения в обществе, успехов в карьере.

Итак, какие же в России существуют виды образования? Какое образование можно получить после окончания общеобразовательного учреждения? Какие бывают уровни профессионального образования?

Образование в России делится на общее и профессиональное.

Общее образование в России включает в себя три ступени: начальное общее (1-4 кл.), основное общее (9 классов) и среднее (полное) общее - 11 классов .

Рассмотрим более подробно пути получения образования после 9 класса.

Первый путь . Вы можете остаться в своей школе и продолжить обучение в 10- классе.

Заявление о приеме, а также необходимые документы вы можете представить лично либо направить их заказным письмом с уведомлением и описью вложения. При направлении документов заказным письмом к заявлению о приеме вам необходимо приложить ксерокопию документа, удостоверяющего вашу личность, заверенную в установленном порядке ксерокопию документа государственного образца об образовании. Дата отправления документов должна быть не позже даты последнего дня приема документов.

При поступлении в учреждения начального профессионального образования экзамены сдавать не надо. Прием в учреждения начального профессионального образования (ПУ, ПЛ) осуществляется на основе собеседования и конкурса аттестатов. Собеседование – это беседа с представителем приемной комиссии, в ходе которой желательно произвести на него хорошее впечатление. Вы должны показать в процессе беседы, что хотите и готовы с большим рвением осваивать выбранную вами профессию. Чтобы успешно пройти собеседование, важно заранее подготовить ответы на следующие вопросы: 1. Почему вы выбрали именно эту профессию? 2. Расскажите о ваших интересах и увлечениях, как они связаны с избранной вами профессией? 3. Что вы уже умеете делать в рамках этой профессии (расскажите о ваших достижениях)? 4. Каким вы видите себя в профессии через десять лет?

Помимо собеседования, при отборе претендентов на учебные места, будет учитываться средний балл вашего аттестата. Чем выше средний балл аттестата, тем больше у вас шансов поступить. Средний балл вычисляется так: складываются все оценки по предметам, полученная сумма делится на количество предметов. Таким образом, чем лучше оценки в вашем аттестате, тем легче вам будет поступить.

Начиная с 2005 года, в Республике Коми происходит процесс реорганизации сети образовательных учреждений профессионального образования. Учреждения начального профессионального образования объединяются, изменяют статус в связи с переходом из категории учреждений начального профессионального образования в учреждения среднего профессионального образования, а также в связи с объединением учреждений начального профессионального образования с учреждениями среднего профессионального образования.

Так, ПУ №1 и ПЛ №35 были объединены и реорганизованы в Профессиональный лицей торговли и общественного питания. ПЛ№8 был преобразован в Сыктывкарский индустриальный техникум, ПЛ №36 в Усинский политехнический техникум. ПУ № 2 и Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум реорганизованы в Коми республиканский агропромышленный техникум, ПУ №6 и Сыктывкарский технологический колледж реорганизованы в Сыктывкарский колледж сервиса и связи.

Важно отметить, что в процессе объединения учреждений начального профессионального образования (НПО) с учреждениями среднего профессионального образования (СПО), перехода учреждений НПО в категорию учреждений СПО, группы с получением начального профессионального образования во вновь образованных учебных заведениях сохранились. Таким образом, начальное профессиональное образование можно получить не только в профессиональных училищах или лицеях, но и в некоторых техникумах и колледжах (то есть там, где есть группы с получением начального профессионального образования).

Приведем перечень учреждений СПО РК, в которых есть группы с получением начального профессионального образования: Воркутинский техникум сервиса и торговли, Сыктывкарский колледж сервиса и связи, Коми республиканский агропромышленный техникум, Печорский промышленно-экономический техникум, Усинский политехнический техникум, Сыктывкарский индустриальный техникум.

Среднее профессиональное образование можно получить в колледже и техникуме. Шестой путь – обучение в учреждениях среднего профессионального образования . Среднее профессиональное образование (СПО) направлено на подготовку специалистов-практиков. Оно реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваиваются квалификации «техник», «специалист». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год) с присвоением квалификации «старший техник», «специалист с углубленной подготовкой».

Техникум (училище) и колледж - два основных вида образовательных учреждений СПО.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы СПО базового уровня;

Колледж - основные профессиональные образовательные программы СПО базового и повышенного уровня.

В настоящее время в систему профессионального образования Республики Коми входит 21 учреждение среднего профессионального образования (СПО). Всего в Республике Коми насчитывается 31 учреждение СПО, из них 21 УСПО – это самостоятельные юридические лица, остальные – филиалы УСПО и структурные подразделения учреждений высшего профессионального образования (ВПО). Подготовка специалистов в системе СПО Республики Коми проходит по 78 специальностям.

У большинства учреждений среднего профессионального образования заключены договоры с высшими учебными заведениями (институты, университеты). Это позволяет выпускникам учреждений СПО продолжать обучение в ВУЗах по выбранному ранее профилю.

Первое место по степени предпочитаемости среди выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений республики занимает Усинский политехнический техникум, второе место - Воркутинский горно-экономический колледж. На третьем месте - Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум. Следовательно, в данные учебные заведения будет ожидаться наибольший конкурс. Вам необходимо будет продумать запасные варианты в случае, если вы не пройдете по конкурсу.

Тем из вас, кто планирует продолжать обучение в 10 классе и в дальнейшем учиться в учреждениях высшего профессионального образования, важно учесть, что помимо основного варианта профессионального плана – поступление в ВУЗ по определенной специальности, вам необходимо будет продумать запасной вариант профессионального плана (в случае непоступления). В качестве запасного варианта профессионального плана вы можете выбрать учреждения начального или среднего профессионального образования (НПО, СПО). Обучение в этих учебных заведениях позволяет за короткий срок освоить востребованную на рынке труда профессию.

После окончания учреждений среднего профессионального образования (техникум, колледж) у вас больше шансов получить высшее образование , поступив в учреждения ВПО по сокращенной программе соответствующего профиля.

Седьмой путь трудоустройство. Результаты социологического исследования показали, что определенная часть выпускников планируют сразу трудоустроиться после окончания 9-класса. Юноши чаще девушек рассматривают вариант трудоустройства как основной вариант профессионального плана. При этом необходимо отметить, что эта категория молодежи может претендовать только на малоквалифицированный и чаще всего низкооплачиваемый труд.

В дальнейшем тем учащимся, которые после окончания школы сразу планируют устроиться на работу, рано или поздно придется задуматься о продолжении образования в учреждениях профессионального образования, так как на рынке труда Республики Коми востребованы высококвалифицированные рабочие и специалисты. Иначе в дальнейшем они пополнят ряды безработных .

Если вы не смогли поступить ни в одно учреждение профессионального образования (ПУ, ПЛ, техникум, колледж), вы можете обратиться за помощью в Центр занятости населения по месту жительства. Центр занятости населения направит вас по квоте учиться в учреждение начального профессионального образования по востребованной профессии на рынке труда.

Квота – это гарантия, которую дают Центры занятости населения незанятым выпускникам общеобразовательных учреждений для того, чтобы учебные заведения их приняли и обеспечили общежитиями.

Сегодня городские (районные) Центры занятости населения имеют 400 квотированных мест для приема в учреждения начального профессионального образования.

Мы с вами уже говорили, что при выборе профессии надо учитывать составляющую «надо» - востребованность профессии на рынке труда.

Остановимся подробнее на профессиях, которым отдают предпочтение выпускники 9-х классов Республики Коми. Соотнесем предпочитаемые выпускниками профессии с профессиями, востребованными на рынке труда.

Для юношей городов и районов республики наиболее предпочитаемыми являются профессии автомеханика, оператора ЭВМ, сварщика, бурильщика, машиниста буровых установок, оператора по добыче нефти и газа. Профессия оператора ЭВМ на сегодняшний день не является профессией в полном смысле этого слова вследствие динамичных изменений в мире информационных технологий . Умение работать на компьютере (набирать тексты, составлять таблицы, работать в сети Интернет) сегодня необходимо практически всем специалистам (психолог, экономист, инженер и т. д.). Тем, кто планирует учиться на оператора ЭВМ, в дальнейшем придется еще раз возвращаться к проблеме выбора профессии, так как на рынке труда эта профессия не является востребованной.

Девушки отдают предпочтение профессиям: парикмахер, бухгалтер, повар - кондитер, медсестра, продавец, менеджер, учитель. Профессия бухгалтера, также как и остальные профессии, является востребованной на рынке труда. Однако работодатели отдают предпочтение специалистам с высшим образование и с опытом работы. Таким образом, можно предположить, что выпускники учреждений начального профессионального образования по профессии «бухгалтер» в дальнейшем пополнят ряды безработных. В дальнейшем им придется задуматься над возможностью дальнейшего продолжения образования в ВУЗе или осваивать новую профессию.

Сегодня делать прогнозы по поводу востребованности тех или иных профессий на рынке труда сложно в связи с возникшим финансовым кризисом. На данный период можно говорить о востребованности на рынке труда профессий нефтеперерабатывающей, угольной промышленности . Достаточно высокой на этот период остается потребность предприятий Республики Коми в кадрах в строительстве, транспорте, торговле.

В число невыбираемых девятиклассниками профессий попадают профессии лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей (машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, оператор линий и установок в деревообработке , станочник в деревообработке и др.). При этом на рынке труда данные профессии востребованы. этот период остается потребность предприятий Республики Коми в кадрах в строительстве, транспорте, торговл

Что поможет вам при составлении образовательного маршрута?

Информацию об учреждениях профессионального образования Республики Коми можно получить в специальных справочниках для поступающих в учебные заведения, которые выходят ежегодно с соответствующими изменениями. Они дают самую оперативную, полную и точную информацию об учебных заведениях, включая названия, адреса и телефоны, перечень профессий и их описания, порядок приема. Обязательно надо составить и собственное впечатление об учебном заведении, поговорив с учащимися или выпускниками о качестве образования, удовлетворенности обучением. Необходимую информацию можно получить также, посетив «Дни открытых дверей», сайты учебных заведений.

Итак, вы выбрали профессию. Для того чтобы определиться с выбором учебного заведения, вам необходимо собрать всю имеющуюся информацию об учебных заведениях и проанализировать ее. Можно придерживаться такого плана действий:

1. Для начала изучите весь спектр училищ, лицеев, колледжей и техникумов. Выясните, по каким профессиям они ведут подготовку. Кроме того, выясните, ведут ли учебные заведения прием по интересующей Вас профессии на базе 9 классов.

Очень часто учащиеся выбирают учебные заведения, которые не ведут подготовку на базе 9-классов (основного общего образования). Например, определенная часть выпускников 9-х классов планируют поступать в Сыктывкарский медицинский колледж, однако данное учебное заведение не ведет прием на базе 9 классов.

Информацию об условиях приема в учебные заведения РК вы можете узнать на официальном сайте Министерства образования Республики Коми komiedu . ru , сайтах образовательных учреждений, в ГОУДПО Коми республиканский центр профориентации. Адрес Центра: 167981., . Вы можете задать интересующие вас вопросы об условиях приема в учреждения профессионального образования РК, направив запрос по электронной почте: *****@***ru.

А ребята из отдаленных населенных пунктов могут направить свои вопросы в Коми республиканский центр профориентации письмом. Не забудьте вложить конверт с обратным адресом.

2. Посетите «Дни открытых дверей» в заинтересовавших вас учебных заведениях.

3. Определите перечень наиболее привлекательных для вас учебных заведений, в которых можно освоить интересующую вас профессию. Выберите наиболее значимый для вас критерий выбора учебного заведения: доступность поступления в учебное заведение, близость учебного заведения к дому, престижность учебного заведения, наличие общежития, интересная культурная жизнь. Соотнесите выбранный вами критерий с интересующими вас учебными заведениями.

4. Выясните, когда нужно подавать заявление, какие документы необходимо предоставить и, самое главное, какие вступительные испытания предусмотрены в учебном заведении.

5. Выясните, есть ли какие-то особенные требования к поступающим: ограничения по полу, состоянию здоровья и т. д.? Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения (помещение, оборудование, учебные материалы), есть ли база для прохождения практики?

6. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников ?

Заключение. Надеемся, что беседа позволила вам сориентироваться в системе учреждений общего и профессионального образования, а также наметить собственный образовательный маршрут.

Весьма часто слово «профессия» как бы присоединяют к сложившейся социальной группе людей с общими интересами, стремлениями, с объединяющим их делом.

Специальность – частное обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чём совершенствует своё мастерство (например, профессия учителя и специальность врача-анестезиолога). Поэтому часто говорят о специалистах как о взаимозаменяемых, уникальных работниках. В формальном смысле специалистами являются обладатели диплома о высшем образовании.

Часто их смешивают и с понятием должность, которое понимается как место, занимаемое человеком в той или иной организационной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей. Так, должность директора организации часто по разным причинам могут именовать профессией, что в наши дни вполне объяснимо, так как управление всё в большей мере становится самостоятельной областью знания и деятельности. Часто перечисленные термины употребляются рядом со словом карьера . Под карьерой чаще всего понимают продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение признания людей, известности, славы, финансовой выгоды, видного положения в обществе.

В период кризиса в тяжелом положении останутся работники финансовых институтов, реального сектора экономики и сектора услуг. Но некоторые специалисты могут не бояться увольнения. Сюда относятся компании, которые производят продукты первой необходимости, алкогольные, табачные и фармацевтические компании. Стабильность сохранят компании, которые имеют государственную поддержку и финансирование. Возрастет спрос на специалистов инициативных, способных работать не покладая рук.

Служба занятости города Магнитогорска продолжает вести набор добровольцев в общественные бригады, которые будут задействованы в уборке и озеленении города, в уходе за престарелыми и инвалидами, в бытовом обслуживании.

Типы учебных заведений: 1. профессионально-технические училища – готовят специалистов рабочих профессий

(Н-р: ПУ №53, 67, 47, 121)

2.курсы и специализированные учебные центры – проводят обучение по массовым

профессиям (водители, бухгалтера) (Н-р: ДОСААФ, «Персонал»)

3. Профессиональные лицеи и колледжи – от выпускников на рабочих местах ждут

самостоятельности и способности к руководству. Выпускники имеют более высокий разряд и могут занимать должность мастера, бригадира (Н-р: МИК, МПК, МСК, МТЭТ, МТК, МГППК, медицинское училище).

3. Высшие учебные заведения (Институты, университеты, академии) готовят специалистов с высшим образованием. Выпускники должны уметь самостоятельно решать задачи повышенной сложности, уметь руководить людьми, заниматься наукой, преподавать (Н-р: МаГУ, МГТУ, Магнитогорская государственная консерватория).

Высшие учебные заведения могут давать высшее образование трех ступеней:

· неполное высшее - срок обучения 2 года;

· базовое высшее (бакалавр) - срок обучения 4 года. Бакалавр получает фундаментальную подготовку и имеет узкую специализацию.

· дипломированный специалист (5 лет) или магистр (6 лет).

Академия труда и социальных отношений

Заочный факультет

Кафедра социально-культурный сервис и туризм

«Профессиональное образование, Его уровни»

Выполнила

студентка группы ТС – 15, 1 курса, заочной формы обучения

Фирсанова Д.А

Руководитель Санатулов

Шамиль Зейналович 1

Москва – 2009

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование ) - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

Уровни профессионального образования.

Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.

Начальное профессиональное образование

учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих.
Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.
Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее, в некоторых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов. Это проявляется в продлении сроков обучения до 3-х или 4-х лет, в зависимости от уровня образования учащегося.

Формы обучения - дневная и вечерняя.

Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования - профессиональные училища (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа - профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.

Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.

В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращён.

Несмотря на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей численности учащихся, до сих пор начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования, которое предполагает получение профессии до окончания средней школы. Как правило, такое образование востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда требуется дополнительный источник доходов. Для детей этого социального слоя, когда перспектива получения аттестата о среднем образовании закрыта, появляется шанс продолжить учебу.

За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется более чем по 280 интегрированным профессиям). На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работников, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.

Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых специалистов.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки - «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока его действия в 2001 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки.

Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За 1990-е годы введено несколько десятков новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1–2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.

В 2005 году была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. Это позволило приступить к созданию интегрированных образовательных учреждений, реализующих программы разных уровней. В соответствии с Программой реорганизации профессионально-технического образования, разработанной Департаментом образования правительства Москвы, предусматривается интеграция всех трех уровней квалификации в рамках единого учебного процесса. В соответствии с Городской Программой предусматривается деление учебных заведений профессионально-технического профиля на 4 основных типа. Политехнический колледж, строительный колледж, колледж по подготовке работников торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, и колледж, который будет готовить рабочих и специалистов среднего звена для малых и средних предприятий.

Таким образом, в Москве произошло укрупнение образовательных учреждений.

Это позволит развить систему многоуровневого непрерывного профессионального образования, при которой уровень подготовки кадров квалифицированных рабочих существенно повысится, престиж профессиональных училищ нового типа возрастет, а ПТУ превратятся в колледжи, соответствующие европейским стандартам профессионального образования. Теперь учреждения довузовского профессионального образования представлены одним типом образовательных учреждений.

Колледжи - государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории

Высшее профессиональное образование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.

Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.

Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.
В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - 5 лет.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.

Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 - от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.

Однако в будущем количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуацией в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 - 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда «Общественное мнение» поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике. Оно является системным объектом, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.

Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно - повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).

Профессиональное развитие инженерно-педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредством самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самообразования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь самообразование существенно дополняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах.
В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации: используя все возможные формы обучения - очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную, ознакомить инженерно-педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосовершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.

Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования инженерно-педагогических работников.

Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.

Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.

В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отметить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.

В системе дополнительного профобразования главное - продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний - средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации учения.
При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, то при обучении в новой педагогической системе - в системе непрерывного профессионального развития объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста - как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.

Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и методов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным направлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности.

Непрерывное образование - это не уровень, ступень, форма или тип образования, - это система, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи.

^ Основные теоретические сведения

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

^ Практические работы

Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

^ Варианты объектов труда.

Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.

Творческие, проектные работы (3ч резерв)

Примерные темы

Сервировка праздничного стола.

Изготовление сувенира

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен :

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

^ для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Требования по разделам технологической подготовки

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен :

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Знать/понимать

назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

Уметь

выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.