Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится. Особенности прохождения независимой оценки качества подготовки обучающихся Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций

  • Дата: 14.04.2024

Независимая оценка качества образования (НОКО) регламентирована в 95-й статье ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации", где дано определение НОКО, определены ее участники и цели. Согласно данному закону НОКО направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Она включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В законе даны некоторые ограничения, например, возможность осуществлять НОКО только юридическим лицам. В данной работе НОКО рассмотрена в более широком смысле, как любая оценка качества образования, проводимая независимыми агентами .

Также Минобрнауки России утвердило "Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность", которые прописывают основных участников НОКО, рекомендации органам власти, образовательным организациям, процедуры ее проведения и некоторые другие аспекты.

Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

увеличения эффективности администрирования образования;

улучшение подготовки обучающихся;

изменению подходов к подготовке и повышению квалификации работников в сфере образования;

популяризации эффективных моделей организации образовательного процесса;

увеличения разнообразия образовательных программ в едином образовательном пространстве.

НОКО реализуется через:

1. Привлечение некоммерческих организаций и физических лиц для оценки качества образования

2. Координацию деятельности всех агентов по повышению качества условий образовательного процесса

3. Улучшение способов организации и содержания образовательного процесса

4. Мероприятия по повышению качества, эффективности и доступности образовательных услуг

Результаты НОКО могут использоваться различными группами для решения как профессиональных, так и личных задач:

1. Обучающиеся и их родители (в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей)

a. для оценки текущего уровня освоения образовательных программ и изменения индивидуальных учебных планов;

b. для выявления собственных возможностей продолжить образование по тем или иным программам;

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, в целях анализа:

a. анализа уровня подготовки обучающихся и обстоятельств, на него влияющих

b. оценки соответствия деятельности ожиданиям участников и/или иных заинтересованных организаций;

c. определения перечня мероприятий по совершенствованию результатов и качества оказания образовательных услуг;

2. Заинтересованные организации: для формирования общих с образовательным учреждением действий по изменению образовательных программ и др.

3. Коллегиальные органы управления учреждениями, оказывающими образовательные услуги:

a. в качестве способа вовлечения местных представителей в выполнение задач развития организации и т.д.

4. Федеральные и региональные органы исполнительной власти: для принятия административных решений .

· создают условия для развития организаций ОКО и развития кадров для осуществления НОК подготовки обучающихся;

· координируют работу участников НОК подготовки обучающихся;

Образовательные организации: обеспечивают сбор требуемой информации и ее предоставление организации, осуществляющей НОКО; обеспечивают условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО; по результатам принятия участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по совершенствованию качества подготовки обучающихся; обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах .

Рис. 1.

На рис. 1 представлена схема взаимодействия элементов, обеспечивающих эффективность НОКО, составленная Т.А. Мерцаловой. К сожалению, последние методические рекомендации, выпущенные органами власти, и опыт осуществления НОКО показывает, что роль общественности и независимых игроков крайне низкая. В регионах, на территории которых с 2007 г. создавались комплексные проекты модернизации образования, была хорошо развита именно ведомственная система оценки качества образования, успешно функционируют Центры оценки качества, Центры мониторинга образования, Центры экспертизы деятельности образовательных организаций и тому подобные организации.

Это приводит к тому, что конечные продукты НОКО часто не удовлетворяют потребностям референтных групп. Не секрет, что территориальная отдаленность служит ключевым фактором выбора школы. Исходя из этого утверждения получается, что рейтинг ТОП-500, ежегодно выпускаемый Минобрнауки России, не может удовлетворить запросы российских граждан. Например, жителю Алтайского края будет сложно выбрать школу через из него, потому что из более 800 школ региона в рейтинге за 2014-2015 учебный год представлено всего 4. При этом отсутствие детализированных и первичных данных не отвечают на запрос населения к информации об общем среднем образовании.

В итоге различные проблемы референтных групп (родители, бизнес, СМИ, общественные организации) остаются нерешенными.

Выбор школы, детского сада или вуза зачастую основывается на слухах, советах знакомых, на анонимных отзывах в интернете, нежели на изучении более качественной информации. В итоге из-за дефицита информации люди выбирали далеко не самые лучшие варианты получения образования.

Очень важной частью оценки качества являются данные, которые могут быть использованы для проведения НОКО и рейтингования образовательных организаций. Ключевыми компонентами этой системы выступают:

· "закрытые" данные, доступ к которым ограничен или полностью закрыт. К ним относятся:

o информация государственного учета (статистического и административного);

o ведомственные мониторинги, реализуемые подведомственными учреждениями;

o международные мониторинги (PISA, TIMSS и др.);

· "открытые" данные

· неструктурированные данные:

o данные самих образовательных организаций;

o данные, которые возможно заполучить лишь от общественности (например, от потребителей образовательных услуг путем социологических опросов) .

При реализации и развитии НОКО вытекает такая проблема, как дефицит информации о деятельности организаций. Зачастую, НОКО занимаются лишь организации, аффилированные с местными органами власти в сфере образования - это учрежденные самими этими органами организации по мониторингу в сфере образования. Они имеют гораздо больше прав и полномочий по работе с данными, нежели сторонние организации или лица. Отчеты данных организаций не часто становятся достоянием общественности, а также очевиден конфликт интересов: оцениваемые образовательные учреждения являются подведомственными и сами организации, осуществляющие НОК, зачастую имеют одного и того же учредителя.

Ключевую роль в данном процессе могут играть открытые данные. Открытые данные (Open Data) - это концепция, заключающаяся в том, что данные должны быть свободно и бесплатно доступны для всех пользователей и пригодны для повторного использования без каких-либо ограничений и контроля со стороны публикатора данных .

Роль открытых данных тут заключается в их использовании для решения каких-либо общественных проблем. Сами по себе данные представляют важность только тогда, когда их тематика, качество и детализация способны помогать каким-либо референтным группам решать свои проблемы. Тим Бернес-Ли ввел пятизвездочную шкалу типологии качества открытых данных:

Первый уровень: данные доступны в любом формате;

Второй уровень: открытые данные выложены в машиночитаемом формате (xls,xlsx);

Третий уровень: открытые данные представлены в непроприетарном формате (CSV);

Четвертый уровень: открытые данные публикуются в открытых стандартах W3C (RDF и SPARQL);

Пятый уровень: открытые данные связаны с другими данными с учетом их контекста .

Тенденции к открытым данным в мире начались лишь в последние несколько лет, но активно захватывают различные отрасли: от экологии до правопорядка. Опыт работы с открытыми данными в других сферах показывает эффективность этого механизма, когда речь идет о вовлечении частных лиц и организаций в государственный сектор:

· возможность общественности вносить свой вклад в совершенствование результатов деятельности в сфере общественных услуг;

· прозрачность;

· создание новых продуктов;

· развитие общественных и государственных взаимосвязей ;

Таким образом, более активное их использование в образовании и, непосредственно, в независимой оценке качества образования может открыть дополнительные возможности по улучшению качества образования и вовлечению общественности в эту сферу.

На этой страничке вы можете познакомиться с результатами независимой оценки качества работы детского сада, которая проводится с 2013 года согласно приказу департамента образования Кировской области в форме анкетирования родителей. Цель проведения - определение соответствия качества предоставляемых образовательных услуг потребностям родителей воспитанников, изучение удовлетворённости родителей деятельностью ДУ . 5 критериев анкеты:

  • безопасность образовательной среды;
  • материально-техническое оснащение;
  • организация образовательного процесса и результативность;
  • воспитательный потенциал;
  • психологический климат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:
Заведующий МДОКУ
детский сад с.Коршик
________________
Г.Н.Окатьева
«___» __________2014 г.

План мероприятий

по улучшению качества работы МДОКУ детский сад с. Коршик

На 2014-2015уч.г.

по итогам независимой оценки


Предварительный просмотр:

Порядок проведения

независимой оценки качества работы

образовательных организаций Кировской области

Раздел 1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций Кировской области (далее – Порядок), разработан в соответствии с:

Пунктом 1 «к» Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»,

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 №286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»,

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 №487-р, которым утвержден план мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы»,

Письмом Министерства образования и науки РФ от 04.02.2013 №АП-113/02 «О реализации мероприятий по независимой оценке качества образования»,

Распоряжением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 179 «Об организации в Кировской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»,

Постановлением Правительства Кировской области от 17.07.2013 № 217/427 «Об утверждении Типового положения об Общественном совете при органе исполнительной власти Кировской области»,

Приказом департамента образования Кировской области от 27.09.2013 №5-1111 «Об Общественном совете при департаменте образования Кировской области»,

1.2. Настоящий Порядок определяет механизм проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций Кировской области (далее - независимая оценка качества) на основе критериев и показателей эффективности работы образовательных организаций Кировской области, утвержденных Общественным советом при департаменте образования Кировской области.

1.3. Независимая оценка качества проводится в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющей образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

1.4. Результаты независимой оценки качества не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

1.5. Проведение независимой оценки качества осуществляется на основе:

Данных официального статистического учета, касающиеся региональной системы образования;

Данных мониторинга системы образования, осуществляемого федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;

Иных данных, получаемых при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования;

Результатов международных сопоставительных исследований;

Информации, размещенной в открытом доступе в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе, на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», о реализуемых образовательных программах, системе управления, особенностях финансово-хозяйственной деятельности, результатах образовательной, инновационной и научной деятельности, в том числе на основании отчета о результатах самообследования соответствующих организаций;

Данных независимых социологических опросов, рейтингов, анкетирования участников образовательного процесса, экспертных опросов с участием специалистов системы образования, рейтинговых агентств, независимых социологических организаций, «телефонов доверия», «горячих линий», онлайн-голосования в сети «Интернет», информации в СМИ.

1.6. Под качеством работы образовательных организаций понимается единство качества условий реализации образовательных программ, организации образовательного процесса, результатов освоения образовательных программ и потребностям потребителей образовательных услуг в разрезе отдельных учреждений, групп учреждений, объединяемых по заданным основаниям, региональной (окружных и муниципальных) образовательных систем.

Структура оценки эффективности работы образовательных организаций Кировской области по каждому критерию включает набор показателей и индикаторов. Показатели, входящие в каждый критерий, являются обобщенными независимыми суждениями о качестве условий, качестве организации образовательного процесса и качестве результата предоставления услуг в сфере образования, детализированными в индикаторах соответствующих типу образовательной организации и реализуемым ею образовательным программам.

Каждому показателю, исходя из значимости критерия, экспертным путем в ходе апробации или решением Общественного совета может присваиваться определенное весовое значение.

1.7. Порядок проведения независимой оценки качества определяет механизм сбора, обработки и интерпретации информации, обеспечивающие возможность:

Подготовки статистических отчетов и рекомендаций, основанных на выявленных специфических особенностях, проблемах, тенденциях развития и потенциальных возможностях региональной системы образования.

1.8. Результаты независимой оценки качества могут использоваться при решении задач:

Прогнозирования и сравнительного анализа эффективности работы различных организаций и типов образовательных организаций и оценки деятельности руководителей образовательных организаций;

Проектирования инновационной инфраструктуры регионального образования;

Совершенствования систем и механизмов государственного и общественно-государственного управления, государственно-частного партнерства в сфере образования;

Раздел 3. Организация и процедура опроса общественного мнения и независимой экспертной оценки

3.1. Респондентами опроса общественного мнения являются участники образовательного процесса (родители (законные представители) и/или обучающиеся). Мнения участников опроса учитываются анонимно и используются в обобщенном виде исключительно в исследовательских целях.

Процедура опроса общественного мнения предполагает обращение Оператор с просьбой об участии в Анкетном опросе к респондентам. Если респондент не имеет желания участвовать в опросе, оператор должен обратиться к другому респонденту. Всего в образовательной организации в каждом опросе должны принять участие 45-100 респондентов (или не менее 50% от общего количества возможных респондентов в образовательной организации).

Оператор обеспечивает респонденту возможность заполнения Анкетного опроса на бумажном носителе.

Респондент при заполнении анкеты должен сделать любую отметку (например, поставить "+", "v" в квадратике на против выбранного варианта ответа). После заполнения анкеты респондент передает оператору для перевода данных в электронный формат.

Оператор должен предупредить респондента, что, отвечая на вопросы Анкеты, необходимо иметь в виду именно ту образовательную организацию, которую посещает ребенок респондента.

Обобщенные данные общественного мнения по каждой образовательной организации Оператор передает в ИРО Кировской области.

Оператор обязан при обеспечении процедуры заполнения Анкеты респондентом следовать правилам работы с персональными данными, гарантирующими независимость участникам анкетного опроса и анонимность анкетирования.

3.2. Процедура опроса независимой экспертной оценки предполагает, что в качестве независимых экспертов.

Взаимодействие с экспертами и организационно-техническую поддержку работы по заполнению Листа экспертной оценки осуществляют окружные (муниципальные) операторы системы электронных мониторингов, которые обеспечивают:

Участие 3-х экспертов в Оценке работы каждой исследуемой образовательной организации;

Передачу эксперту инструментария в форме Листа экспертной оценки на бумажном носителе или в электронном виде;

Получение от эксперта заполненных Листов экспертной оценки;

Если эксперт заполнил Лист экспертной оценки на бумажном носителе, представление данных в электронном виде осуществляется оператором;

Передачу Листов экспертной оценки в ИРО Кировской области.

Результаты оценки экспертов рассматриваются, как строго конфиденциальная информация и не могут быть раскрыты без прямого указания или согласия самого эксперта. Все экспертные заключения будут использоваться только в обобщенном виде в исследовательских целях.

Эксперт вправе заполнить Лист экспертной оценки на бумажном носителе, который должен быть подготовлен окружным (муниципальным) оператором. В этом случае респондент при заполнении анкеты должен сделать любую отметку (например, поставьте "+", "v" в квадратике на против выбранного варианта ответа). После заполнения Листа эксперт передает окружному (муниципальному) оператору для перевода данных в электронный формат.

3.3. Окружные (муниципальные) операторы обязаны при обеспечении процедуры заполнения Листа экспертной оценки экспертом следовать правилам работы с персональными данными, гарантирующими независимость и анонимность участия в экспертном опросе.

Предварительный просмотр:

Критерии и показатели эффективности работы
дошкольных образовательных организаций Кировской области

Критерий

Вес критерия, %

Показатели

Безопасность образовательной среды

  1. Создание безбарьерной среды
  2. Соблюдение требований к безопасности в образовательной организации
  3. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований
  4. Удовлетворенность участников образовательного процесса организацией системы безопасности и охраны здоровья воспитанников
  5. Удовлетворенность участников образовательного процесса состоянием территории образовательной организации

Материально-техническое оснащение

  1. Соответствие информации, размещенной на сайте образовательной организации, действующему законодательству
  2. Доля денежных средств, потраченных на материально-техническое обеспечение организации, от общих расходов на содержание образовательной организации
  3. Удовлетворенность участников образовательного процесса материально-техническими условиями
  4. Удовлетворенность участников образовательного процесса ИКТ-насыщенностью среды и степенью доступности материально-технических и информационных ресурсов участникам образовательного процесса
  1. Наличие лицензии по программам, реализуемым в образовательной организации
  2. Соответствие деятельности образовательной организации законодательству в сфере образования
  3. Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию
  4. Доля воспитанников фактически посещающих образовательную организацию от списочного состава
  5. Наличие карт комплексного развития выпускников и комплексной диагностики освоения воспитанниками образовательной программы по возрастам
  6. Участие воспитанников в конкурсах (выставках, соревнованиях, концертах и др.) всех уровней и наличие победителей (призеров) конкурсов (выставок, соревнований, концертов и др.)
  7. Результативность участия образовательной организации в инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности
  8. Удовлетворенность участников образовательного процесса качеством предоставляемых образовательных услуг
  9. Удовлетворенность участников образовательного процесса организацией и направленностью дополнительных образовательных услуг (кружков, секций, студий, клубов)
  10. Удовлетворенность участников образовательного процесса реализацией системы поддержки талантливых воспитанников

Воспитательный потенциал

  1. Наличие системы взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами (школой, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и др.)
  2. Доля воспитанников, принимающих участие в физкультурно-спортивных мероприятиях
  3. Удовлетворенность участников образовательного процесса системой воспитательной работы
  4. Удовлетворенность системой консультационной помощи участникам образовательного процесса в вопросах воспитания и развития детей
  5. Удовлетворенность участников образовательного процесса организацией летнего отдыха в образовательной организации

Психологический климат

  1. Комфортность обучения
  2. Наличие положительного заключения о готовности образовательной организации к принятию ребенка с ОВЗ
  3. Наличие системы комплексного медико-социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска»
  4. Наличие вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
  5. Наличие органов общественного управления образовательной организацией
  6. Создание положительного образа образовательной организации, позитивное, уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса
  7. Удовлетворенность участников образовательного процесса психологическим климатом в образовательной организации
  8. Удовлетворенность участников образовательного процесса корпоративной культурой образовательной организации
  9. Удовлетворенность участников образовательного процесса степенью информированности о деятельности образовательной организации

Предварительный просмотр:

Уважаемый родитель!

Мы просим Вас высказать анонимно своё мнение о работе образовательной организации

(укажите сокращенное наименование образовательной организации)

Ниже представлены утверждения. Вам необходимо оценить в баллах от 1 до 3, насколько каждое из утверждений верно применительно к данной образовательной организации.
Справа от утверждения обозначено место для выставления Вашей оценки согласно критериям:

1 –утверждение неверно, 2 –утверждение частично верно, 3 – утверждение верно.

Подчеркните высказывания, которые не характерны для вашей образовательной организации.

Оценка

1.4. Система безопасности и охраны здоровья воспитанников

В учреждении приняты все меры для защиты воспитанников от проникновения случайных посторонних лиц; отсутствуют случаи травматизма; конфликты при их возникновении не замалчиваются и успешно разрешаются; в образовательном процессе учитываются индивидуальные и возрастные особенности здоровья и развития воспитанников; воспитанники обеспечены разнообразным и вкусным питанием; во всех помещениях учреждения всегда чисто, уборка производится регулярно, температура воздуха оптимальная, освещение достаточное.

1.5. Состояние территории образовательной организации

Территория учреждения чистая и благоустроенная; посторонним лицам и транспорту доступ на территорию учреждения ограничен; детские площадки, спортивные и иные сооружения на территории учреждения в безопасном состоянии; территория учреждения в зимний период и вечернее время суток освещена.

Сумма :

2.3. Материально-технические условия

Имеется достаточная предметно-развивающая сред; достаточно мебели и иного оборудования: всё удобное, современное, соответствует возрасту воспитанников; педагоги и воспитанники обеспечены необходимыми дидактическими и методическими пособиями и материалами; в учреждении и группах имеется библиотека для детей, учебно-методическая литература для воспитателей и иных работников; созданы современные социально-бытовые условия.

2.4. ИКТ-насыщенность среды и степень доступности материально-технических и информационных ресурсов участникам образовательного процесса

В каждой группе есть стационарный компьютер, проектор, экран (или интерактивная доска); есть постоянная возможность для воспитателей использовать их на занятиях; работники учреждения обеспечены и широко используют электронные образовательные ресурсы; учреждение обеспечено постоянным выходом в Интернет.

Сумма :

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

3.8. Качество предоставляемых образовательных услуг

Качества знаний, которое даёт учреждение, высокое и соответствует современным требованиям. Моему ребенку нравится посещать это учреждение, он с удовольствием занимается непосредственной образовательной деятельностью. Педагогический коллектив стремится повышать качество знаний за счёт использования новых технологий организации образовательного процесса и обучения. Для обеспечения качественного образования и развития воспитанников учреждение сотрудничает с учреждениями и организациями населенного пункта.

3.9 Организация и направленность дополнительных образовательных услуг (кружков, секций, студий, клубов)

В учреждении много разнообразных кружков (клубов, секций) для занятий по интересам, они организованны в удобное время, воспитанники активно участвуют в конкурсах, выставках, соревнованиях, концертах и т.п.

3.10. Реализация системы поддержки талантливых воспитанников

В учреждении изучаются способности воспитанников; работники учреждения помогают развивать их таланты индивидуально; все воспитанники имеют возможность участвовать в конкурсах, проектах, исследовательских работах, концертах и соревнованиях на уровне учреждения (муниципалитета, региона); в учреждении поощряется участие детей и родителей в различных видах деятельности, в т.ч. творческой.

Сумма :

4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

4.3. Система воспитательной работы

В учреждении родители и педагоги разделяют идеалы в воспитании, вместе обсуждают стратегию и тактику воспитательных действий; конфликтов между семьёй, воспитанником и учреждением практически не бывает; воспитанники нашей группы любят и уважают своих воспитателей; воспитатели учат навыкам общения, бесконфликтно взаимодействовать с разными людьми, уважать их мировоззрение; учреждение готовит воспитанников к успешной адаптации к школьной жизни.

4.4. Система консультационной помощи участникам образовательного процесса в вопросах воспитания и развития детей

В учреждении функционирует система педагогического консультирования родителей, на родительских собраниях я получаю необходимую информацию по вопросам воспитания и развития моего ребенка; я всегда могу обратиться к воспитателю за консультацией и получить квалифицированную помощь.

4.5. Организация летнего отдыха в образовательной организации

В учреждении организована летняя оздоровительная работа, в летний период реализуются мероприятия, направленные на оздоровление детей, проводятся прогулки, закаливание, игры на свежем воздухе.

Сумма :

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

5.7. Психологический климат в образовательной организации

Все сотрудники учреждения уважительно относятся к личности воспитанников; воспитатель ведёт работу по сплочению детского коллектива, знает обо всех конфликтах детей и помогает их разрешить; воспитанники не имеют страхов, тревожности, стрессов; родителям всегда можно обратиться за индивидуальной психологической консультативной помощью и такая помощь анонимна.

5.8. Корпоративная культура образовательной организации

Учреждение имеет позитивный имидж в социуме; среди родителей оно известно как «хорошее дошкольное учреждение»; педагоги и родители стремятся поддерживать имидж учреждения; педагоги представляют деятельности образовательного учреждения в профессиональном сообществе (форумы, конкурсы педагогического мастерства, статьи в профессиональной прессе, конференции); об учреждении хорошо отзываются в СМИ; педагоги и родители гордятся своим дошкольным учреждением.

5.9. Степень информированности о деятельности образовательной организации

Учреждение информирует родителей о процессах модернизации образования; родители всегда могут обратиться в учреждение и познакомиться с образовательными программами и иными документами; родители участвуют в работе общественных советов, комиссий в учреждении; есть традиции согласования и обсуждения с родителями стратегии и тактики образовательной организации в вопросах образования детей, мнения родителей учитываются при организации дополнительных образовательных услуг. На официальном сайте представлена в полном объёме информация об учреждении и его деятельности, родители регулярно обращаются к информации на сайте.

Сумма :

Сумма баллов по анкете:

Предварительный просмотр:

Уважаемый руководитель!

Просим Вас предоставить сведения о деятельности образовательной организации

________________________________________________________________________________

(укажите сокращенное наименование образовательного учреждения)

Ниже представлены утверждения. Вам необходимо оценить в баллах от -1 до 1, насколько каждое из утверждений верно применительно к данному учебному заведению. Справа от утверждения обозначено место для выставления Вашей оценки согласно инструкции под каждым показателем.

По окончании работы с утверждениями подсчитайте сумму баллов по каждому разделу и по анкете в целом. Внесите свои расчёты в поля справа от утверждений и в конце анкеты.

Благодарим вас за сотрудничество!

1. БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Оценка

1.1. Создание безбарьерной среды

0 б. – учреждение не создана безбарьерная среда, 1 б. – учреждение имеет элементы безбарьерной среды (например: пандусы, поручни, знаки доступности , специальные рельефные плоско-выпуклые (тактильные) средства передачи информации , противоскользящие покрытия , кнопки вызова, звуковые маяки и информаторы и т.п.)

1.2. Соблюдение требований к безопасности в образовательной организации

Отсутствие отрицательных заключений проверяющих органов в части требований к безопасности (пожарной, личной, транспортной и т.п.): 0 б. – учреждение не проверялось, 1 б. – нарушений нет или нарушения устранены, - 1 б. – выявлены значительные нарушения или нарушения не устранены

1.3. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований

Отсутствие отрицательных заключений проверяющих органов в части санитарно-эпидемиологических требований: 0 б. – учреждение не проверялось, 1 б. – нарушений нет или нарушения устранены, - 1 б. – выявлены значительные нарушения или нарушения не устранены

Сумма :

2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Соответствие информации, размещенной на сайте образовательной организации, действующему законодательству

Отсутствие отрицательных заключений проверяющих органов в части требований к открытости информации о деятельности образовательной организации: 0 б. – учреждение не проверялось, 1 б. – нарушений нет или нарушения устранены, - 1 б. – выявлены значительные нарушения или нарушения не устранены

2.2. Доля денежных средств, потраченных на материально-техническое обеспечение организации, от общих расходов на содержание образовательной организации

0 б. – менее 7%, 1 б. – 7% и более

Сумма :

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

3.1. Наличие лицензии по программам, реализуемым в образовательной организации

1 б. – лицензия есть, - 1 – нет лицензии

3.2. Соответствие деятельности образовательной организации законодательству в сфере образования

Отсутствие отрицательных заключений проверяющих органов в части соблюдения законодательства в сфере образования (в т.ч. к качеству образования): 0 б. – учреждение не проверялось, 1 б. – нарушений нет или нарушения устранены, - 1 б. – выявлены значительные нарушения или нарушения не устранены

3.3. Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию

0 б. – от 40 до 70%, 1 б. – более 70%, - 1 – менее 40%

3.4. Доля воспитанников, фактически посещающих образовательную организацию от списочного состава

0 б. – 60-80%, 1 б. – более 80%, - 1 – менее 60%

3.5. Наличие карт комплексного развития выпускников и комплексной диагностики освоения воспитанниками образовательной программы по возрастам (мах 2 б.)

1. 0 б. – карты есть, но в системе не заполняются, 1 б. –карты есть и в системе заполняются,
- 1 – карт нет

2. 0 б. – диагностика есть, но не комплексная, 1 б. – диагностика есть и осуществляется в системе,
- 1 – диагностики нет

3.6. Участие воспитанников в конкурсах (выставках, соревнованиях, концертах и др.) всех уровней и наличие победителей (призеров) конкурсов (выставок, соревнований, концертов и др.) (мах 2 б.)

1. 0 б. – участвуют в учреждении, 1 б. – участвуют на муниципальном уровне и выше, - 1 б. – не участвуют на муниципальном уровне и выше

2. 0 б. – есть победители (призеры) на уровне учреждения, 1 б. – есть победители (призеры) на муниципальном уровне и выше

3.7. Результативность участия образовательной организации в инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

Результативность участия образовательной организации: 0 б. – учреждение не имеет статуса или результатов, 1 б. – учреждение имеет результат (печатные издания, грамоты, дипломы, проекты, программы и т.п.)

Сумма :

4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

4.1. Наличие системы взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами (школой, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и др.)

0 б. – есть, 1 б. – есть

4.2. Доля воспитанников, принимающих участие в физкультурно-спортивных мероприятиях

0 б. – от 40 до 70%, 1 б. – более 70%, - 1 б. – менее 40%

Сумма :

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

5.1. Комфортность обучения

В учреждении созданы комфортные условия для обучения (адекватные требования, образовательная нагрузка, объективность оценивания педагогами уровня развития воспитанников: 0 б. – имеются обоснованные жалобы родителей, 1 б. – жалобы отсутствуют

5.2. Наличие положительного заключения о готовности образовательной организации к принятию ребенка с ОВЗ

0 б. – не имеется, 1 б. - имеется

5.3. Наличие системы комплексного медико-социально-психологического сопровождения обучающихся «группы риска»

0 б. – имеется 1-2 направления работы, 1 б. – функционирует комплексная система, - 1 б. – данная система отсутствует

5.4. Наличие вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

0 б. – данная служба сопровождает 1-2 ключевых направления, 1 б. – служба осуществляет работу в 3 и более направлениях (готовность к школе, адаптация детей к ДОУ, сопровождение детей с пограничными формами развития, сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни и т.п.), - 1 б. – данная служба отсутствует

5.5. Наличие органов общественного управления образовательной организацией

0 б. – есть, но не действующий, 1 б. – есть действующий, - 1 б. – такого органа в учреждении нет

5.6. Создание положительного образа образовательной организации, позитивное, уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса

0 б. – в СМИ отсутствует положительная информация об учреждении, 1 б. - в СМИ имеются положительные публикации (видеосюжеты) об учреждении, -1 б. - в СМИ опубликована негативная информация об учреждении

Сумма :

Респонденты: от 45 до 100 человек (или не менее 50% от общего количества возможных респондентов): родители воспитанников преимущественно старшей и подготовительной групп.

Субъекты оценки: член органа общественного управления образовательной организации (председатель общешкольного родительского комитета), представитель общественной организации (общественного совета, движения, объединения) любого уровня, сотрудник СМИ, ИРО, ЦПКРО и т.п..

Описание анкеты: В анкете представлены 13 утверждений, которые позитивно характеризуют деятельность образовательной организации. Анкета делится на 5 критериев удовлетворённости, которые в свою очередь делятся на 2-3 показателя удовлетворённости.

Процедура проведения:

Респондентам предлагается высказать анонимно своё мнение о работе образовательной организации. Им необходимо оценить в баллах от 1 до 3, насколько каждое из утверждений верно применительно к данной образовательной организации. Слева от утверждения обозначено место для выставления респондентом оценки согласно критериям: 1 – утверждение неверно, 2 – утверждение частично верно, 3 – утверждение верно.

В случае, когда респондент встречает высказывания не характерные для данной образовательной организации, ему необходимо их подчеркнуть (обосновать снижение балла). Если такого высказывания нет, то оставить текст без подчеркивания или дописать свою причину снижения балла.

По окончании работы с утверждениями респондент самостоятельно подсчитывает сумму баллов по каждому разделу и анкете в целом, вносит свои расчеты в поля справа от утверждений и в конце анкеты.

Если респондент говорит, что не информирован по какому-то вопросу, то субъекты оценки должны рекомендовать оценить данный пункт в 1-2 балла.

При сборе анкет очень важно проверить, чтобы респондентами были выставлены оценки по всем показателям.

* В электронную таблицу (отчет ОО) заносится общая сумма баллов по каждому критерию в анкетах родителей, а не среднее значение.

folder_open

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации (статья 95.2 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»).

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности проводится по критериям: открытости и доступности информации; комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательности, вежливости работников образовательных организаций; удовлетворенности условиями ведения образовательной деятельности; доступности услуг для детей с ограниченными возможностями. Данные критерии устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.

На основе результатов независимой оценки могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. Результаты оценки не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, проводится общественным советом. Состав, порядок формирования, полномочия совета отражены в Федеральном законе от 29.02.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95.2).

Информация о деятельности общественного совета по независимой оценке подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте органа власти, при котором создан данный общественный совет.

Как участвовать в формировании независимой оценки

Все участники образовательных отношений мотивированно могут принять участие в опросах, голосовании, и анкетировании, которые проводит общественный совет. Техническое содействие в проведении этих мероприятий оказывает региональный оператор независимой оценки. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится не чаще чем один раз в год. На нашем сайте появится информация о времени проведения оценки качества. В период её проведения будет активна ссылка на информационный ресурс оператора независимой оценки.

Результаты независимой оценки

Информация о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».

В качестве приоритетных задач в рамках педагогического процесса сегодня выступают контроль и оценка качества образования. Для их реализации создается объективная и прозрачная модель анализа достижения учащихся.

Нормативная база

В современных условиях все более актуальной становится конкуренция образовательных учреждений. Заведения начинают "бороться" за своих учеников. В этой связи, особое значение приобретает независимая оценка качества образования. 7 мая 2012 года президент подписал Указ №597. В нем регламентируются мероприятия по реализации социальной политики государства.

Данный документ предписывал правительству и общественным объединениям до 1 апреля 2013 г. совместно сформировать систему независимой оценки качества деятельности организаций, которые оказывают социальные услуги, определить критерии анализа эффективности их работы, ввести публичные рейтинги. Во исполнение указа было принято Постановление №286. Этим документом утверждались Правила по формированию системы независимой оценки качества деятельности учреждений, предоставляющих социальные, в том числе, образовательные услуги. Кроме того, Распоряжением №487-р был принят план соответствующих мероприятий.

Внедрение норм

Минобрнауки разработало и утвердило Положение о системе оценки качества образования. Для его реализации были приняты Методические рекомендации. В них:

  1. Определено, что такое независимая оценка качества образования, указаны основные пользователи программы.
  2. Описаны формы, в которых проводятся мероприятия.
  3. Определены возможные направления использования программы в работе институтов управления образованием.
  4. Описаны разделы, характеризующие инструменты, объект, заказчиков и участников системы, порядок использования средств независимой оценки для разработки и утверждения управленческих решений.

Методические рекомендации имеют особое практическое значение в рамках педагогического процесса. В документе описаны не только сами мероприятия, но и преимущества, которые дают результаты проведенных процедур для всех участников. К ним в том числе относят и родителей, и самих обучающихся, и педагогов, и руководителей учебных заведений.

Ключевые направления

Независимая оценка качества образования представляет собой процедуру, осуществляемую в отношении работы педагогических учреждений и реализуемых в них программ. Целью ее является установление соответствия предоставляемых услуг:


Заказчики и инициаторы

Независимая оценка качества образования проводится по запросу:

  • учредителя;
  • органов местной власти;
  • руководства образовательных учреждений ;
  • общественной региональной палаты;
  • институтов управления образованием федерального, субъектного и муниципального уровней;
  • физических лиц или организаций;
  • родителей;
  • общественного совета при муниципальном/региональном исполнительном органе;
  • общественных объединений.

Заказчиками процедуры независимой оценки могут выступать:

  • руководитель учебного заведения;
  • органы госвласти РФ, субъекта или структуры местного самоуправления;
  • учредитель учебного заведения;
  • родители;
  • педагогический работник учебного заведения;
  • обучающиеся в старших классах.

Объекты анализа

Система оценки качества образования может быть направлена на:


Средства измерения

Для установления уровня освоения педагогических программ организации разрабатываются соответствующие материалы на основе:

  1. Требований заказчика.
  2. Измерительных средств международных сравнительных исследований.
  3. Требований ФГОС.

Инструменты

Центр оценки качества образования может в своем анализе использовать:

  • Публичные доклады муниципальных/региональных органов управления, учебных заведений.
  • Рейтинги.
  • Статистические данные официального учета, которые размещаются на публичном электронном ресурсе в Интернете.
  • Прочие открытые сведения, характеризующие условия и ход педагогической деятельности в учебном заведении.

Размещенная в публичном доступе информация о работе образовательных учреждений может использоваться при независимой оценке при согласовании участия ОУ в этой процедуре.

Ответственные субъекты

Оценка качества образования в школе или ином другом учебном заведении может осуществляться такими органами, как:

  1. Некоммерческая организация, деятельность которой обладает социальной направленностью и осуществляется специалистами, имеющими надлежащий квалификационный уровень.
  2. Рейтинговое коммерческое агентство, у которого есть опыт по созданию рейтингов учреждений.
  3. Центр оценки качества образования.
  4. Один или несколько экспертов, обладающие соответствующим опытом.
  5. Общественно-профессиональная, социальная, некоммерческая автономная, негосударственная организация.

Допускается привлечение нескольких исполнителей, проводящих мониторинг оценки качества образования. При проведении процедур должна обеспечиваться открытость в ходе формирования заказа на оценку работы или результатов деятельности учебных заведений. Перечень лиц, выполняющих мероприятия, размещается на официальном сайте регионального управления. Учебное заведение может самостоятельно выбрать те организации, которые будут оказывать ей содействие в получении независимой оценки.

Итоги

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты. По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур. Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации.

Значение результатов

Результаты, полученные после проведения оценки, могут играть ключевую роль для большого количества заинтересованных лиц. Среди них, в частности, руководители учебных заведений, родители, администрация органов муниципального, федерального, регионального управления. Полученные результаты должны способствовать:

  1. Развитию конкурентных условий.
  2. Повышению качества образования.
  3. Обнаружению и распространению эффективных моделей организации педагогического процесса.
  4. Сохранению и совершенствованию единой образовательной системы, разнообразия учебных программ.

Практическое применение

В соответствии с полученными результатами могут подготавливаться:

  1. Решения управленческого характера на уровне субъекта, МО, учебного заведения. К примеру, это может быть программа выделения дополнительного финансирования за счет средств фонда по поддержке качества образования, методического и кадрового обеспечения и так далее.
  2. Рекомендации для:
  • структур управления разных уровней;
  • заказчика;
  • общественных объединений;
  • родителей;
  • обучающихся;
  • педагогического коллектива или одного преподавателя;
  • учебного заведения.

Важный момент

Руководитель учебного заведения должен изучить Методические рекомендации по проведению процедур оценки качества образовательного процесса. Кроме того, ему надлежит ознакомить с ними всех участников процесса. Знание положений документа будет способствовать более тщательной подготовке к проведению предстоящих мероприятий. Предварительно руководителем учебного заведения может быть организована внутренняя оценка качества образования. В случае необходимости можно запросить экспертизу и использовать полученные в ходе нее результаты для анализа деятельности учреждения, разработки плана развития, выявления приоритетных направлений. Итоги мероприятий позволят:


Сами педагоги, имея возможность запросить независимую оценку, могут проанализировать собственную деятельность, установить профессиональный уровень, готовность к прохождению аттестации.

Преимущества для родителей и учащихся

На законодательном уровне эти субъекты также получили возможность запросить независимую оценку качества образовательного процесса. Родители, таким образом, могут получить достоверные результаты освоения детьми текущих учебных программ. Кроме того, в соответствии с итогами мероприятий, им предоставляются необходимые рекомендации по дальнейшему взаимодействию с обучающимися, самим учебным заведением, а также отдельными преподавателями.

Ученики старших классов, получившие основное общее образование, также могут обратиться в одну из компетентных организаций с запросом на проведение независимой оценки. В ходе мероприятий они могут пройти либо анкетирование, либо тестирование. Ответственные организации в ходе проведения оценочных мероприятий применяют различные формы и методы анализа. По результатам проверки обучающие получат необходимые рекомендации по созданию индивидуального плана обучения, внесению корректировок в него, а также по перспективам получения специального (профессионального) образования.

(утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 1 апреля 2015 г.)

Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1. Общие положения

Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

  • привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
  • координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
  • совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

  • в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:

  • оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

3. Заинтересованными организациями:

  • для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

  • в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:

  • в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;

2. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)

1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:

  • определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
  • выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
  • выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
  • выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
  • определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
  • создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:

  • обучающиеся;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогические работники и их представители;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • работодатели и их объединения;
  • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:

  • организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);
  • коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
  • иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.

  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
  • разработка инструктивных и методических материалов;
  • разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
  • проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);

НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

  • создают условия для развития организаций ОКО;
  • создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
  • координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
  • организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
  • организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

  • сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
  • необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
  • по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
  • использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.

6. Организации-операторы.

Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:

  • установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
  • определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
  • определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
  • разработка инструктивных методических материалов;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
  • разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).

7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

  • повышения эффективности управления образованием;
  • повышения качества подготовки обучающихся;
  • корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
  • популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.

8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:

  • информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
  • условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети "Интернет" достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.

Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.

Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

3. Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)

1. Функции НОК ОД:

  • определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
  • ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
  • повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

2. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:

  • федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;
  • организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);
  • иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.

Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

  • разработка методики и инструментария проведения оценки;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;
  • обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;
  • распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;
  • иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:

  • формируют общественные советы по проведению НОК ОД. Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом;
  • утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образованием должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;
  • разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);
  • размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;
  • рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;
  • обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).

Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации-оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

4. Общественные советы по проведению НОК ОД:

  • определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;
  • формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией оператором;
  • устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" критериям);
  • проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией-оператором;
  • представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.

Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

5. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:

  • предоставляют в открытом доступе в сети "Интернет" отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
  • используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.

6. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В качестве основных критериев НОК ОД выступают:

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.

Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.

7. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:

  • полный охват всех организаций определенного типа;
  • выборочный охват организаций определенного типа.

При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.

В частности, это могут быть:

  • характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);
  • территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);
  • ведомственная принадлежность;
  • объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);
  • специализация образовательных программ;
  • иные характеристики.

8. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:

  • развитию конкурентной среды в системе образования;
  • популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.

Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.

9. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:

  • описание методов и индикаторов, используемых при формировании Форм образовательных организаций;
  • сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
  • анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.

При формировании Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).

Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) и т.п.).

Формы, представленные в открытом доступе, должны содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в Формы, могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.

При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 года.

3. Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее - Формы):

Рейтинг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу "от лучших - к худшим".

Рэнкинг - это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.

Таблица лиг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям.

Топ лучших - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список "лучших". Количество "лучших" для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа: Топ-100. Список "лучших" может также определяться самими оценками, полученными участниками при проведении оценочной процедуры. В этом случае "лучшие" - это те, кто получил оценку не ниже заданного порога.

Аналитические материалы - это форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут вообще не упоминаться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут быть оформлены как инфографика либо как текстовый документ. Примерами текстовых аналитических материалов являются публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем.

4. Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования");
  • Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной Палате Российской Федерации";
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295;
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
  • Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
  • Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. N 951 "О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р";
  • Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
  • "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf ;

В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. N 13-312 "О подготовке публичных докладов".