Черты приспособленности к среде обитания птицы. Приспособленность птиц к полёту. VIII. Домашнее задание

  • Дата: 01.04.2024

Многие пернатые освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету стало возможным из-за многих изменений во внешнем виде и внутреннем строении.

Основные признаки приспособления птиц к полету

  1. Двойное дыхание.
  2. Летательные мышцы содержат большое количество миоглобина.
  3. Перьевой покров.
  4. Легкий скелет.
  5. Развита кровеносная система.
  6. Быстрый обмен веществ.
  7. Видоизменение передних конечностей в крыльях.
  8. Обтекаемая форма тела.
  9. Есть специальная кость — киля.
  10. Теплокровность.
  11. Один яичник.
  12. Уменьшено количество костей.
  13. Увеличен мозжечок.
  14. Хорошо развитая нервная система.

Как птицы приспособлены к полету?

У птиц легкие не имеют возможности расширяться или сжиматься, как у людей. Воздушные мешки выполняют всю эту работу. При вдохе и при выдохе через легкие птицы движется свежий воздух, который запасается в мешках. По этой причине дыхание у птиц называется «двойным». Чтобы запастись достаточным количеством кислорода, у птиц летательные мышцы содержат много миоглобина.

Внутреннее строение птицы схема

Птицы вынуждены много питаться, чтобы получать большое количество энергии. У них очень хорошо развита кровеносная и дыхательная система. Среднее давление пернатых составляет около 130 мм рт. ст., в то время, как у млекопитающих она всего — 95 мм рт. ст.

У птиц очень быстрый обмен веществ, температура тела достигает от 40 до 42 градусов. Высокая температура тела значительно влияет на все процессы жизнедеятельность, также сокращение мышц происходит в разы быстрее.

В большой мере, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к ним уже идут сухожилия.

Птицы пережевывают свою еду в желудке, поэтому все жевательные процессы расположены внутри тела, что улучшает их аэродинамику.

Пернатые имеют перья, которым не нужны кровеносные сосуды, они слишком легкие и мягкие. Также помимо всего этого у птиц легкий скелет, который наполнен воздухом. А для лучшей координации движений был увеличен мозжечок.

Приспособление птиц к среде обитания

В зависимости от места обитания внешнее строение пернатых сильно видоизменено. К примеру, дятел имеет клюв, который похож на долото. Он использует его, чтобы доставать насекомых и личинок из коры деревьев. Вдобавок у него слишком длинный липкий язык и острые когти, которые позволяют ему выполнять все необходимые задачи для продолжения жизнедеятельности.

Птицы, которые живут в водоемах, тоже имеют некоторые изменения. У них есть короткие нижние конечности с плавательными перепонками и сплошной перьевой покров. Пернатые, обитающие в пустынях и степях обладают защитной окраской перьев, у них прекрасное зрение и сильные ноги.

Страусообразные птицы населяют Африку. Они не могут летать, так как у птиц недоразвиты крылья, однако хорошо развиты ноги. Птицы могут развивать скорость до 70 км/ч, их вес составляет 50-90 кг, а рост около 2,5-2,7 метров. Обитают страусообразные в саваннах, пустынях, степях.

  • Статья по теме —

Хищные птицы имеют большой изогнутый клюв, который используют для разрыва добычи на мелкие кусочки. Имея мощные острые когти, они цепляются в добычу, после чего наносят им смертоносные ранения или переносят пищу к себе в гнездо. Хищники могут долго парить в воздухе, у них отличное острое зрение и прекрасный слух.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление общебиологических понятий: среда обитания, приспособленность: формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, справочником) и специальных биологических умений (наблюдать, исследовать натуральные объекты: чучело птицы, скелет, перья. Выявление черты приспособленности к образу жизни (полету) во внешнем строении, изучаемой группы животных (птиц)).
  • Развивающие : развивать логическое мышление учащихся, стимулировать познавательную активность, развивать интерес к предмету, формировать умение выделять главное в изученном материале; проводить сравнение признаков и анализировать их, умение работать с натуральными объектами, таблицами, справочным материалом, опорными конспектами.
  • Воспитательные: формировать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе. Привлечение внимания учеников к проблемам охраны окружающей среды (экологическое воспитание); помочь ощутить красоту и гармонию в природе, раскрыть ее роль как источника вдохновения (эстетическое воспитание); в целях профилактики утомления учащихся на уроке сменять виды деятельности, следить за их осанкой (физическое воспитание). Воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целевые установки.

Мотивация:

тема + презентация + стихотворение

Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну, синички...
Где запомнишь названья
Просто птички и птички.
(А. Яшин)

Проблема.

Чем отличаются птицы от остальных животных? Почему птица летает?

II. Изучение нового материала.

Таблица в учебнике и на доске в виде постера.

III. Работа в группах.

Задание №1

1. Происхождение птиц

2. Определить черты сходства и отличия пресмыкающихся и пицц с археоптериксом.

АРХЕОПТЕРИКС

ПРИЗНАКИ

Археоптерикс. (рельефная таблица).

Электронная таблица.

Задание №2

Определить приспособления к полету во внешнем строении.

Чучело птицы.

Задание №3

Чучело птицы

  • туловище.
  • в.конечности.
  • н.конечности.

Задание №4. Особенности строения опорно-двигательной системы в связи с полетом.

Особенности строения скелет в связи с полетом.

Выступления учащихся по группам. Заполнение тетрадей.

Беседа по вопросам. Между группами.

IV. Лабораторная работа. №8 " Изучение строение пера"

Инструктивные карточки для учащихся прилагаются в виде раздаточного материала.

Учебник стр. 208.

V. Закрепление.

Компьютерная таблица. Строение пера.

Практический вопрос.

1) Помашите пером, как птица в полете, несильно сжимая пальцы. Убедитесь, что перо пытается развернуться между пальцами. Оъясните значение неравенства опахал по разные стороны от стержня пера.

VI. Контроль знаний.

Места обитания и внешнее строение птиц.

Часть А

1. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей степени, чем остальные:

А) теплокровность; б) перьевой покров;

В) способ размножения; г) количество конечностей.

2. К степным птицам относится:

А) дрофа; б) тетерев; в) рябчик; г) глухарь.

3. Часть пера погруженная в кожу, - это:

А) ствол; б) опахало; в) очин; г) стержень.

4. Отсутствие зубов у птиц:

А) обеспечивает легкий захват пищи;

Б) облегчает вес при полете;

В) усложняет ловлю добычи

Г) является доказательством эволюции.

5. Цевка - это часть:

А) верхней конечности; б) грудной клетки;

В) нижней конечности; г) часть скелета.

ОТВЕТЫ: в, а, в, б, в.

Часть В.

Выберите правильные утверждения.

  1. Все птицы теплокровные животные.
  2. Все птицы летают.
  3. На Земле около 9000 видов птиц.
  4. Соколы, ястребы, орлы относятся к хищным птицам.
  5. У летающих птиц нет перьев.
  6. У большинства птиц только одна железа - копчиковая.
  7. Клюв птиц покрыт костными щитками.
  8. Пуховые перья не имеют опахал.
  9. Самые крупные контурные перья - это маховые и рулевые.
  10. Кожа птицы сухая, без потовых желез.

ОТВЕТЫ: 1,3, 4, 6, 9,10.

2) Экологическая задача. /приложение/

VII. Рефлексия.

Какое открытие вы сделали на уроке для себя? (Ответы учащихся. Обобщенение изученного на уроке)

VIII. Домашнее задание.

Параграф 49, стр. 229-233

А. Заполнить графы кроссворда;

Б. Начать работу по оформлению паспорта птиц к теме "Видовое многообразие птиц";

В. Подобрать стихи, загадки, пословицы, поговорки, песни о птицах (по желанию).

Резерв времени:

На непредвиденный случай были заготовлены "запасные варианты заданий":

  • Экологические задачи;
  • Тестовый контроль знаний;
  • Кроссворд по теме "Птицы".

1) Двойное дыхание у птиц - это хитро. Попытаемся разобраться по схеме:

Легкие у птиц губчатые, они не могут расширяться-сжиматься, как наши. Эту работу (расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе) у птиц выполняют воздушные мешки . При вдохе (синие стрелки) воздушные мешки расширяются, и туда заходит воздух. В мешки №2 заходит воздух, прошедший через легкие (насыщенный углекислым газом, "использованный"). В мешках №1 запасается чистый воздух. При выдохе (красные стрелки) мешки сжимаются. Использованный воздух из мешков №2 выдыхается сразу, а чистый воздух из мешков №1, прежде чем выйти наружу, проходит через легкие. Таким образом, и при вдохе, и при выдохе через легкие птицы проходит свежий воздух. Именно поэтому птичье дыхание называется «двойным». Кстати, обратите внимание: воздух через легкие птиц движется все время в одном и том же направлении, что облегчает организацию противотока. За счет двойного дыхания и противотока (получается «четверное дыхание») птицы получают гораздо больше кислорода, чем мы.

2) Для запасания кислорода летательные мышцы содержат много миоглобина .

3) Кровеносная система не отстает от дыхательной: в ней очень высокое давление и частота сердечных сокращений. (Среднее давление у птиц 133 мм рт. ст., а у млекопитающих - всего лишь 97 мм рт. ст. Зато пульс у полукилограммового млекопитающего будет около 250 раз в минуту, а у аналогичной птицы - всего лишь 180. Зато масса сердца птицы составляет в среднем 0,8% от массы тела, а у млекопитающего - всего лишь 0,6%. Короче, кровеносные системы птиц и зверей примерно равны; птицы виыгрывают за счет того, что их кровь содержит гораздо больше кислорода, см. п. 1.)

4) За счет отлично развитых кровеносной и дыхательной систем у птиц очень быстрый обмен веществ и высокая температура тела (у млекопитающих от 36 до 39 °С, а у птиц - от 40 до 42 °С). При высокой температуре быстрее идут все процессы жизнедеятельности, в том числе быстрее происходит сокращение мышц . Это позволяет птицам совершать бóльшую работу за единицу времени. Для не-любителей физики: работа, поделенная на время, называется мощность. Птицы более мощные , поэтому они могут летать.

5) Для получения большого количества энергии птицы едят намного больше , чем млекопитающие с такой же массой тела (на фоне птиц даже бурозубка, которой приходится питаться 80 раз в день, после еды - спать 10 минут, затем снова есть - не выглядит такой уж страдалицей). Чтобы хоть немного сэкономить, некоторые птицы (например, колибри), во время сна умешьшают температуру тела (гетеротермия ).

2. Аэродинамика

6) Обтекаемая форма тела. В частности, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к конечностям идут сухожилия (поэтому птички такие тонконожки).

7) Пережевывание пищи происходит не в голове, а в желудке (с помощью камней). Облегчение тела получается вряд ли, но тяжелые жевательные приспособления хотя бы расположены в центре тела (центровка самолета).

3. Облегчение тела

8) Перья , образующие летательную поверхность крыльев, мертвые (аналоги наших волос). Им не нужны кровеносные сосуды, приносящие питание и кислород, поэтому перья очень легкие.

9) Легкий скелет наполнен воздухом (в костях находятся воздушные мешки из п.1). (В связи с этим у птиц нет красного костного мозга и эритроцитам приходится размножаться самим - для этого у них есть ядро.)

10) Уменьшено количество костей , особенно в крыльях и ногах.

11) Один яичник.

12) Нет слюнных желез.

13) Нет мочевого пузыря (это связано скорее с выделяемым продуктом обмена - мочевой кислотой, которая не ядовита, поэтому её не надо разбавлять).

4. Другие особенности скелета

14) Киль для прикрепления мощных летательных мышц (опускающих крыло).

15) Передние конечности превратились в крылья (что, не ожидали?), поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею.

16) Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.

5. Нервная система и органы чувств

17) Увеличен мозжечок для лучшей координации движений.

18) На высоте бесполезны обоняние и слух, поэтому они у птиц развиты так себе. Зато у них лучшее на земле зрение .

1) Двойное дыхание у птиц – это хитро. Попытаемся разобраться по схеме:

Легкие у птиц губчатые, они не могут расширяться-сжиматься, как наши. Эту работу (расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе) у птиц выполняют воздушные мешки . При вдохе (синие стрелки) воздушные мешки расширяются, и туда заходит воздух. В мешки №2 заходит воздух, прошедший через легкие (насыщенный углекислым газом, «использованный»). В мешках №1 запасается чистый воздух. При выдохе (красные стрелки) мешки сжимаются. Использованный воздух из мешков №2 выдыхается сразу, а чистый воздух из мешков №1, прежде чем выйти наружу, проходит через легкие. Таким образом, и при вдохе, и при выдохе через легкие птицы проходит свежий воздух. Именно поэтому птичье дыхание называется «двойным». Кстати, обратите внимание: воздух через легкие птиц движется все время в одном и том же направлении, что облегчает организацию противотока. За счет двойного дыхания и противотока (получается «четверное дыхание») птицы получают гораздо больше кислорода, чем мы.

2) Для запасания кислорода летательные мышцы содержат много миоглобина .

3) Кровеносная система не отстает от дыхательной: в ней очень высокое давление и частота сердечных сокращений. (Среднее давление у птиц 133 мм рт. ст., а у млекопитающих – всего лишь 97 мм рт. ст. Зато пульс у полукилограммового млекопитающего будет около 250 раз в минуту, а у аналогичной птицы – всего лишь 180. Зато масса сердца птицы составляет в среднем 0,8% от массы тела, а у млекопитающего – всего лишь 0,6%. Короче, кровеносные системы птиц и зверей примерно равны; птицы выигрывают за счет того, что их кровь содержит гораздо больше кислорода, см. п. 1.)

4) За счет отлично развитых кровеносной и дыхательной систем у птиц очень быстрый обмен веществ и высокая температура тела (у млекопитающих от 36 до 39 °С, а у птиц – от 40 до 42 °С). При высокой температуре быстрее идут все процессы жизнедеятельности, в том числе быстрее происходит сокращение мышц . Это позволяет птицам совершать большую работу за единицу времени. Для нелюбителей физики: работа, поделенная на время, называется мощность. Птицы более мощные , поэтому они могут летать.

5) Для получения большого количества энергии птицы едят намного больше , чем млекопитающие с такой же массой тела (на фоне птиц даже бурозубка, которой приходится питаться 80 раз в день, после еды – спать 10 минут, затем снова есть – не выглядит такой уж страдалицей). Чтобы хоть немного сэкономить, некоторые птицы (например, колибри), во время сна уменьшают температуру тела (гетеротермия ).

2. Аэродинамика

6) Обтекаемая форма тела. В частности, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к конечностям идут сухожилия (поэтому птички такие тонконожки).

7) Пережевывание пищи происходит не в голове, а в желудке (с помощью камней). Облегчение тела получается вряд ли, но тяжелые жевательные приспособления хотя бы расположены в центре тела (центровка самолета).

3. Облегчение тела

8) Перья , образующие летательную поверхность крыльев, мертвые (аналоги наших волос). Им не нужны кровеносные сосуды, приносящие питание и кислород, поэтому перья очень легкие.

9) Легкий скелет наполнен воздухом (в костях находятся воздушные мешки из п. 1). (В связи с этим у птиц нет красного костного мозга и эритроцитам приходится размножаться самим – для этого у них есть ядро.)

10) Уменьшено количество костей , особенно в крыльях и ногах.

11) Один яичник.

12) Нет слюнных желез.

13) Нет мочевого пузыря (это связано скорее с выделяемым продуктом обмена – мочевой кислотой, которая не ядовита, поэтому её не надо разбавлять).

4. Другие особенности скелета

14) Киль для прикрепления мощных летательных мышц (опускающих крыло).

15) Передние конечности превратились в крылья (что, не ожидали?), поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею.

16) Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.

5. Нервная система и органы чувств

17) Увеличен мозжечок для лучшей координации движений.

18) На высоте бесполезны обоняние и слух, поэтому они у птиц развиты так себе. Зато у них лучшее на земле зрение

Плавание.

Благодаря оперению и большим воздушным мешкам удельный вес всех птиц меньше единицы. Поэтому любая птица в воде не тонет и при необходимости плывет. Могут присаживаться на воду дрозды и голуби, довольно часто плавают пастушки и многие кулики, иногда садятся на воду и плавают цапли и т.д. Но у птиц, постоянно связанных с водой (их более восьмисот видов), развиваются приспособления, облегчающие плавание, а у многих видов – и ныряние.

Тело плавающих птиц обычно несколько сплюснуто в спинно-брюшном направлении, что увеличивает устойчивость на воде. Более густое и плотное, чем у наземных птиц, оперение (особенно на нижней стороне тела) успешно противостоит намоканию. Плотное, с хорошо развитым пухом оперение и сильное развитие подкожного жирового слоя, свойственные большинству плавающих и ныряющих птиц, предотвращают охлаждение тела в холодной воде. Направленные вперед три пальца лапы соединены хорошо развитой плавательной перепонкой (пингвины, гагары, трубконосые, гуси и утки, чайки и чистиковые); у пеликанообразных (веслоногих) плавательная перепонка соединяет все четыре пальца. У небольшого числа видов (поганки, лысухи, кулики-плавунчики) вместо отсутствующей общей плавательной перепонки развивается плотная ороговевающая кожистая оторочка каждого пальца. Все это увеличивает общую поверхность лапы и тем самым повышает силу толчка при гребле. У плавающих и особенно у ныряющих птиц цевка более или менее уплощается с боков (особенно плоская у поганок), что уменьшает сопротивление воды при занесении конечности вперед для гребка. Опорой туловища плывущей птицы служит вода; ноги отводятся несколько назад, голень занимает почти горизонтальное положение, основные движения осуществляются в интертарзальном суставе (рис. ). При движении лапы назад пальцы растопыриваются и производят толчок; когда дистальная часть ноги (цевка и пальцы) заносится вперед для следующего гребка, пальцы складываются, что резко уменьшает сопротивление воды (рис. ). При медленном плавании, ноги двигаются попеременно, при быстром плавании хороших пловцов ноги двигаются обычно одновременно. Повороты осуществляют либо более сильным гребком противоположной лапы, либо тормозящим движением ноги, с той стороны, куда птица поворачивает. У пингвинов при плавании энергично работают крылья-ласты, а вытянутые назад лапы выполняют лишь функцию руля.

Ныряние

Низкий удельный вес птиц, облегчая плавание, сильно затрудняет ныряние. Довольно много птиц при ловле добычи способны нырять с пикирования: птица летает над водой и, заметив у поверхности добычу, полускладывает крылья и резко пикирует, погружаясь в воду на небольшую глубину за счет инерции (1–2 собственных длины). К такому нырянию прибегают птицы, которые могут плавать – трубконосые, многие веслоногие (фрегаты, фаэтоны, олуши, американский бурый пеликан, чайки, крачки, поморники); но так же ныряют и птицы, обычно не садящиеся на воду и не имеющие внешних признаков водных птиц – скопа, орланы, рыбные филины, многие – зимородки. Специальные приспособления к такому нырянию выражены слабо. По-настоящему ныряет, т.е. погружается на большую глубину и активно передвигается в толще воды, преследуя добычу или спасаясь от опасности, относительно небольшое число видов хорошо плавающих птиц. Приспособления к нырянию у них выражены отчетливее. Все ныряющие виды имеют плотное оперение и хорошо развитый слой подкожной жировой клетчатки. Уменьшается пневматичность скелета. Удельный вес выше 0,7, а в момент ныряния, видимо, приближается к единице благодаря прижиманию оперения и сжиманию воздуха в воздушных мешках подвижной грудиной.

Таз обычно заметно сужен, а тазобедренный сустав несколько сдвинут назад, поэтому при движении по суше тело принимает более или менее вертикальное положение (особенно у пингвинов и чистиковых), или способность двигаться по суше почти утрачивается (гагары, поганки). Пальцы лапы соединены хорошо развитой плавательной перепонкой или каждый палец окружен плотной кожистой оторочкой (поганки, лысухи). Крылья, особенно их дистальный отдел, укорочены; полет довольно быстрый, но не маневренный, прямолинейный. В крови и мышцах по сравнению с неныряющими видами увеличивается содержание гемоглобина и возрастает количество эритроцитов. В глазах появляются приспособления, позволяющие видеть в воде при низкой освещенности (увеличивается толщина склеры и роговицы, возрастает степень аккомодации и т.д.). Необходимость защиты среднего уха при нырянии сопровождается ухудшением слуха. Речные утки, гуси, лебеди при кормежке погружают в воду голову, шею и среднюю часть туловища и сохраняют при этом равновесие гребными движениями лап (напуганные и раненые речные утки ныряют). При настоящем нырянии погружение в толщу воды требует больших усилий: плавающая птица погружается в воду резким рывком головы и корпуса вниз и одновременными быстрыми и мощными толчками обеих лап, направленными назад и вбок; часть нырковых уток и чистиковые птицы в момент заныривания одновременно с толчками лап взмахивают полураскрытыми крыльями (рис. ). У нырнувших бакланов и змеешеек лапы двигаются под корпусом, их толчок направлен прямо назад, а большой и жесткий хвост служит рулем глубины. Поганки, гагары, лысухи, нырковые утки направляют толчок лап назад, в стороны и вверх (рис. ). Детали движения лап и степень вращения лапы и других отделов конечностей варьирует в разных группах; особенно сложны движения лап поганок, напоминающие движение судового винта (Курочкин, 1971). При погружении лапы заносятся выше центра тяжести, при выныривании толчок направлен назад, вбок и несколько вниз.

Многие нырковые утки при движении в толще воды делают взмахи полураскрытыми крыльями; иногда это, видимо, делают и бакланы, гагары и поганки. Но роль основного движителя у них всегда выполняют задние конечности. У чистиковых, ныряющих буревестников и пингвинов роль основного движителя выполняют полураскрытые крылья, совершающие равномерные взмахи; направленные назад задние конечности с растопыренными пальцами несут лишь функцию рулей. При нырянии на мелководье чистики иногда гребут только задними конечностями.

Лысухи обычно ныряют на глубину нескольких метров. Некоторые нырковые утки (гаги, морянки и др.), кайры, гагары, поганки, пингвины ныряют иногда на глубину 50–60 м и крайне редко – несколько глубже. Зарегистрировано погружение императорского пингвина на глубину 265 м – видимо, это предел для ныряющих птиц. Продолжительность погружения чаще близка к 1–1,5 мин, но преследуемые птицы могут находиться в толще воды даже до 10–15 мин (пингвины, гагары). В толще воды скорость передвижения у лысух и большинства уток составляет 0,6–1 м/с, крохалей, поганок, пингвинов – до 2,5–3 м/с (по некоторым данным, пингвины способны временами развивать скорость до 8–10 м/с).

Из воробьиных птиц ныряют оляпки. Они сохраняют типичный облик воробьиных птиц и из приспособлений к нырянию имеют лишь несколько более плотное оперение, сильное развитие пуха на аптериях, укорочение крыльев и особенно хвоста. Способ ныряния оляпок совершенно не походит на ныряние других птиц. Опустившаяся на воду оляпка так держит крылья, что ее течением прижимает ко дну, она бежит, переворачивая камешки и склевывая под ними добычу. Сложившую крылья птицу, как пробку, выбрасывает на поверхность. Живут оляпки по берегам горных речек и ручьев; нырять в стоячей воде они не могут.

Экологическая группа водных птиц

Водные птицы характеризуются плотным оперением, сильным развитием пуха, хорошо развитой копчиковой железой для смазывания оперения, плавательными перепонками на ногах. В эту экологическую группу из наших птиц входят чистиковые, чайки, трубконосые, гагары, поганки, веслоногие, гусеобразные. Характер и степень связи с водной средой, как и морфологические приспособления, у этих птиц довольно разнообразны. В этой группе выделяют следующие основные подгруппы.

Нырцы – в наибольшей степени приспособлены к жизни в воде. Сюда относятся чистиковые, гагары, поганки. В водоемах проводят большую часть жизни, с сушей связаны только в период гнездования. Пищу добывают исключительно в воде, в ее толще и на дне. Ныряют и плавают прекрасно. На суше передвигаются с трудом, летают плохо. Гнезда делают близко от воды.

Воздушно-водные птицы – большую часть жизни проводят в воздухе, высматривая в воде пищу (рыбу и других водных животных). К этому типу относятся чайки, крачки, трубконосые. Заметив добычу, бросаются за ней, слегка погружаясь в воду, и вновь поднимаются на крыло. Хорошо плавают, ноги снабжены перепонками, но не ныряют (за редким исключением). Клюв крепкий, удлиненный, у большинства несколько загнутый на конце. По суше ходят свободно.

Наземно-водные птицы – наименее связаны с водой. Сюда относятся утки, лебеди, гуси. Гнездятся часто далеко от водоемов. Однако связь с водой неодинакова. Больше других с водой связаны нырковые утки, которые кормятся только на водоемах, хорошо ныряют, добывают пищу со значительной глубины. Летают сравнительно хорошо, но поднимаются в воздух с трудом. Менее связаны с водой настоящие или речные утки, которые часто кормятся на суше, а на водоемах предпочитают мелководные заросшие участки с травой и кустами. Ныряют плохо, летают хорошо. В наименьшей степени связаны с водой гуси. Хотя они гнездятся у водоемов, но в воду сходят редко и кормятся почти исключительно на суше. Цедильный аппарат у гусей развит плохо, и роговые зубчики по краям клюва приспособлены к срыванию растений.

Зимний сезон в умеренных и высоких широтах полностью меняет условия питания птиц. В цело набор кормов всех видов сокращается. Целиком пропадают для птиц зеленые побеги, трава, ягоды и плоды травянистых растений и низкорослых кустарников, почти все семена, практически все беспозвоночные, амфибии, пресмыкающиеся и рыбы в замерзающих водоемах. Охота на грызунов и других зверьков становится крайне затруднена, т. к. зверьки прячутся в норах и многие впадают в спячку.

Доступными остаются лишь часть семян, почки и мелкие ветки деревьев, немного семян высоких травянистых растений, скрытые в коре деревьев насекомые и их личинки, некоторые мелкие зверьки и отходы, доступные в человеческих поселениях, на свалках и дорогах. В целом растительные корма в этот период преобладают над животными, но их добыча становится более сложной.

Птицам приходится как менять свой рацион, переходя с животной пищи на растительную, а так же на хозяйственные отбросы, так и менять способ добычи корма, а значит и весь темп своей жизни. Так птицам, привыкшим собирать корм на земле, приходится перебираться на деревья, а собиравшим насекомых с листьев теперь нужно заниматься выдалбливанием зимующих насекомых из-под коры деревьев.

Птицы, способные таким образом менять свои «привычки» обычно не совершают больших перелетов, что усиливает их оседлость. Такие птицы круглы год могут жить в одних и тех же широтах.

Другой прием приспособления в изменению кормовых условий – запасание кормов. Запасание кормов практикуют многие птицы. Запасаются как растительные, так и животные корма, включая трупы мелких зверьков и птиц. Из вороновых больших успехов в запасании корма достигли кедровки и сойки. Кедровки делают большие запасы кедровых орешков под корнями деревьев и мхом. Запасы желудей и ягод, сделанные сойкой осенью, спрятанные в дуплах и под корнями деревьев, достигают 4 кг. Ворона и сорока так же могут прятать небольшие запасы под листья или в снег. Следует отметить, что обычно птица сама находит съедает лишь часть своих запасов и пользуется запасами, сделанными другими птицами ее вида из данной популяции.

Зимой понижение температуры действует на птиц как опосредованно, через изменение кормовых условий, так и напрямую, увеличивая теплоотдачу организма птиц. Если быть точным, то температура является только одним из нескольких показателей, определяющих охлаждающую способность среды , очень важными показателями являются влажность и скорость движения воздуха.

Для компенсации потерь тепла у птиц повышается теплопродукция и улучшается теплоизоляция. Особенно сильно сказывается понижение температуры на мелких птицах, у которых при сезонных изменений температуры теплоотдача увеличивается в несколько раз. А поскольку теплопродукция требует затрат энергии, мелкие птицы вынуждены питаться в течении всего светового дня . Зимой же световой день короток, что является еще одной проблемой для зимовки мелких птиц в холодных широтах.

У зимующих птиц в связи с похолоданием происходят изменения как в организме, так и в поведении.

Изменения в организме направленные на улучшение теплоизоляции состоят в увеличении густоты и пушистости оперения (возрастает количество и длина перьев, развитие пуховой части пера, при всем этом масса оперения к зиме увеличивается до полутора и более раз) и в увеличении собственных энергетических запасов в виде подкожного жира, масса которого увеличивается на 1–5 грамм. Жировые запасы увеличиваются в большей степени у птиц, зимующих вдали от поселений человека, а у птиц, зимующих в непосредственной близости к ним, жировые запасы малы, вероятно из-за наличия более благоприятных кормовых и защитных условий.

Поведенческое приспособление птиц к зимним условиям характеризуется использованием различного вида убежищ, а так же сбором птиц на в группы для ночевок. Ночью наблюдаются наиболее низкая температура, а поскольку для большинства птиц ночь является периодом покоя, когда снижается уровень обмена веществ и теплопродукция не столь эффективной, птицам нужны способы уменьшить теплоотдачу в этот период. Птицы: ведущие наземный образ жизни, зарываются в снег, некоторые роют в снегу норы, некоторые используют дупла в стволах деревьев. Такие способы пригодны как для ночевок, так и для защиты от непогоды. Птицы, зимующие в населенных пунктах, забираются под крыши, в различные пустоты зданий и т.д. Собираясь не по отдельности, а группами, такая защита становится еще эффективнее. Некоторые птицы, ночующие на деревьях, так же устраивают групповые ночлеги (вороны, галки, местами грачи). Они собираются в большие группы , садятся на дерево плотно, по десятку птиц на ветке и более, распушают перья и таким образом ночуют. При такой плотной посадке температура воздуха между сидящими птицами возрастает и теплоотдача уменьшается.

В осенне-зимний период в северном полушарии наблюдается уменьшение светового дня, что особенно выражено в умеренных и высоких широтах, где световой день сокращается вдвое и даже более. Это сказывается на суточной активности птиц. Так, на Крайнем Севере, в условиях полярного летнего дня, птицы активны круглосуточно, они постоянно чередуют отдых и поиск пищи. У умеренной зоне летом у птиц основная активность наступает в утренние и вечерние часы, ночью и в середине дня они отдыхают. Таким образом, если в весенне-летний период птицы имеют достаточно времени на поиск корма и отдых, то в осенне-зимний период птицам приходится весь световой день заниматься поисками корма, довольствуясь только ночным отдыхом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А. Шолохова

Биолого-географический факультет

Кафедра биологии и экологии

Дипломная работа

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПТИЦ К ПОЛЁТУ

Выполнила: студентка 5 курса

Белолипецкая Татьяна Сергеевна

Научный руководитель:

Цветкова Мария Александровна

Москва 2008

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы приспособлений птиц к полёту

1.2 Внешнее строение птиц

1.3 Внутреннее строение птиц

Глава 2. Использование результатов исследования в школьном курсе биологии

Видоизменение передних конечностей в крылья;

Теплокровность;

Легкий скелет;

Наличие специальной кости - киля;

Укороченный кишечник;

Отсутствие одного яичника у самок;

Хорошо развитая нервная система.

Эти особенности строения иллюстрируют, как птицы приспособлены к полету.

Строение скелета

С легкостью подниматься ввысь для птиц становится возможным, прежде всего, благодаря, легкому скелету. Он образован костями, внутри которых находятся воздухоносные полости. Основными отделами являются череп, позвоночник, пояса верхних и нижних конечностей и сами свободные конечности. Многие кости срастаются между собой, обеспечивая прочность всей "конструкции". Отличительной особенностью скелета пернатых является наличие киля. Это особая кость, к которой прикрепляются мышцы, приводящие в движение крылья. Она характерна только для птиц.

Покровы

Черты приспособления птиц к полету во многом связаны с особенностями покровов. Пернатые являются единственной группой животных, тело которых покрыто перьями. Их можно объединить в три группы. Первая носит название "контурные". Благодаря им тело птицы приобретает обтекаемую форму. В зависимости от расположения на теле и выполняемых функций контурные крылья бывают кроющие, маховые и рулевые. Они покрывают тело, образуя контуры крыльев и хвоста. Независимо от вида, каждое крыло состоит из центральной части - стержня, на большей части которого располагаются опахала, образованные бородками первого и второго порядка с крючками. Нижний оголенный участок пера называется очин.


Вторая группа представлена пуховыми перьями. Их бородки лишены крючков, поэтому опахала не сцеплены, а свободны. Третья разновидность - это пух. Характерной особенностью его строения являются пушистые бородки, которые расположены пучком на одном конце сильно укороченного очина.

На примере особенностей оперения легко рассмотреть, как птицы приспособились к полету. Оно обеспечивает терморегуляцию, определяет окраску, возможность передвижения в воздушном пространстве. Кстати, окрас птиц может служить как маскировкой от хищников, так и одной из форм проявления демонстративного поведения.

Теплокровность

Это приспособление птиц к полету является очень важным. Теплокровность подразумевает наличие постоянной температуры тела, не зависящей от окружающей среды. Ведь, как известно, с высотой температура воздуха значительно понижается. И если бы птицы были холоднокровными, как рыбы или земноводные, они просто бы замерзли во время полета. Такая черта присуща данной группе организмов благодаря прогрессивному строению кровеносной системы. Она представлена четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения. Поэтому венозная и не смешиваются, обмен газов и веществ происходит очень интенсивно.

Внешнее строение

Тело птиц подразделяется на следующие части: голову, подвижную шею, туловище, хвост и конечности. На голове расположены глаза, ноздри и клюв, покрытый роговыми чехлами. Отсутствие зубов делает череп еще более легким. Веки на глазах неподвижны, роговица увлажняется при помощи мигательных перепонок.


Основное приспособление птиц к полету,безусловно,заключается и в видоизменении верхних конечностей. Они преобразованы в крылья. Ноги - нижние конечности, часто покрыты роговыми чешуйками. Эта особенность строения осталась у птиц от их предков - пресмыкающихся животных. Когти, находящиеся на пальцах ног, помогают птицам удерживаться на опорной проверхности.

Внутреннее строение птиц

Приспособление птиц к полету отражается и в особенностях строения большинства внутренних органов.

Пищеварительная система представлена ротовой полостью, пищеводом, образующим расширение - зоб. В нем пища подвергается дополнительной ферментативной обработке, становится мягкой и быстрее переваривается. Далее пища поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускульного, а потом - в кишечник. Он открывается наружу клоакой. Кишечник птиц укорочен по сравнению с другими животными. Такое строение также делает их тело более легким. Непереваренные остатки пищи не задерживаются долго в кишечнике и могут выделяться через клоаку даже во время полета.


Адаптация птиц к полету прослеживается и в Благодаря ее развитию, животные обладают достаточно четким цветным зрением, позволяющим без труда ориентироваться в воздухе даже на достаточно большой высоте. Хорошо функционирует и слух. А благодаря развитому мозжечку, на высоком уровне находится и Птицы быстро реагируют во время приближающейся опасности или охоты.

Компактность - характерная черта половой системы. Семенники самцов небольшого размера, бобовидной формы. Они открывают свои протоки прямо в клоаку. У самок есть только один яичник. Такое строение делает вес птиц существенно меньше. Яйцеклетка из половой железы передвигается по яйцеводу, где и происходит процесс оплодотворения, яйцо покрывается оболочками и известковой скорлупой. Далее через клоаку выходит наружу.

Особенности дыхания

Приспособления птиц к полету касаются и дыхательной системы. Ведь для интенсивной работы мышечной системы необходимо непрерывное снабжение тканей и органов кислородом. Поэтому наряду с легочным дыханием у птиц есть дополнительные органы - воздушные мешки. Это дополнительные резервуары воздуха с достаточно большим объемом. Поэтому дыхание птиц еще называют двойным.

Приспособление птиц к среде обитания

Черты внешнего строения часто видоизменяются в зависимости от места обитания. Например, дятел, живущий в лесу, имеет острые когти. С их помощью он передвигается по веткам деревьев, опираясь на хвост с жесткими перьями. Клюв этой птицы похож на долото. Пользуясь им, а также при помощи длинного липкого языка он достает насекомых и личинок из коры, семена из шишек.

Птицы - обитатели водоемов, также имеют ряд важных приспособлений. Это короткие нижние конечности с плавательными перепонками, плотный перьевой покров, смазанный водоотталкивающим секретом особых желез. "Выйти сухим из воды" - эта поговорка, известная всем, появилась благодаря особенностям жизнедеятельности


Обитатели открытых пространств - степей и пустынь, имеют защитную окраску перьев, очень мощные ноги и отличное зрение.

Птицы побережья - мастера планирующего полета. Альбатросы, чайки и буревестники характеризуются наличием сильных и длинных крыльев. А вот хвост у них короткий. Все это позволяет прибрежным обитателям ловить рыбу прямо с воздуха.

Возможно ли увидеть добычу на расстоянии до тысячи метров? Для это не составляет большого труда. Сокол, ястреб, орел - яркие представители этой группы. Они имеют большой изогнутый клюв, которым хватают и разрывают пищу. А мощные острые когти не оставляют шансов на спасение. Хищники способны долго парить в воздухе благодаря очень широким крыльям. А те из них, которые охотятся ночью, дополнительно обладают острым зрением и идеальным слухом. Например, совы и филины.

Все ли птицы летают

Не все представители этого класса способны летать. Например, пингвины являются отличными пловцами, их верхние конечности видоизменены в ласты. Но летать эти птицы не умеют. У них есть киль, однако большой вес не позволяет им взмыть в воздух. А толстая жировая прослойка и густое оперение просто необходимы для жизни в суровых условиях севера.

Надотряд страусовых объединяет эму, киви, казуаров, нанду. У этих пернатых киль отсутствует. А неспособность к полету компенсируется быстрым бегом. Это умение спасает птиц в условиях равнинной Африки.


Подавляющее большинство современных птиц в совершенстве приспособлены к полету и среде обитания. Они живут в лесу, на водоемах и их побережьях, степях и пустынях.

Представители класса птиц поражают своим разнообразием, имеют важное значение в природе и жизни человека, а характерные черты строения обусловливают способность к полету.

Птицы - высокоорганизованные теплокровные животные, приспособленные к полету. Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие:

Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета - крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения.

Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла.

Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями. Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди - килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы. В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы.

Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы - грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета -машущий и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты.

Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта. Это достигается благодаря отсутствию зубов, участию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода -зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию.

Органы дыхания - легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.

Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы - теплокровные животные с постоянной температурой тела.

Отсутствует мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы.

Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты , покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными формами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.

61. Надотряд Страусообразные птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители .

Страусообра́зные (лат. Struthioniformes) - отряд бескилевых птиц. Современные страусообразные населяют Африку. Страусообразные характеризуются рядом черт, обусловленных отсутствием способностей летать. У страусообразных недоразвиты крылья, но развиты ноги, на которых имеется лишь два пальца (единственный случай среди современных птиц), направленных вперёд. Самцы бывают высотой 2,7 м и массой от 50 до 90 кг. Все страусообразные хорошо бегают, развивая скорость до 70 км/ч. Всеядны, с уклоном в растительную пищу.

Скелет не пневматизирован, киль отсутствует, перья имеют простое строение: их бородки не сцепляются друг о другом и не образуют перьевых пластинок.

У страусообразных насиживанием яиц и воспитанием выводковых птенцов занимаются самцы. Эти птицы - кочующие, один самец водит с собой несколько самок. Гнездо устраивает самец; в него откладывают яйца все самки группы - каждая по 7-9 яиц. В результате в гнезде оказывается 15-20 яиц (Северная Африка) или даже 50-60 яиц (Восточная Африка) массой 1,5-2 кг каждое. Насиживают кладку по очереди: днем - самки, ночью - самец; инкубация длится 42 дня. Тип размножения - выводковый: страусята вылупляются зрячие, покрытые пухом и способные к самостоятельному передвижению.

Обитают страусообразные в пустынях, степях, саваннах. Во внегнездовое время иногда объединяются в стада, насчитывающие несколько десятков птиц. Иногда страусообразных разводят в полуодомашненном состоянии.

Представители: Африканский страус.

Птицы - прогрессивная группа гомойотермных позвоночных, приспособленная к полету. В настоящее время известно свыше 8,6 тыс. видов птиц (около 750 видов обитает на территории СНГ).Благодаря большой численности и широкому распространению, птицы играют многообразную роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

Многие черты строения птиц сходны с пресмыкающимися, от которых они предпошли и отделились в самостоятельную ветвь в конце триаса - начале юры.

Кожа у птиц, как и у пресмыкающихся, сухая, почти лишена желез, покрыта роговыми (перьевыми) образованиями, а на цевке и пальцах нижних конечностей - роговыми чешуями. Перьевой покров периодически обновляется. Ребра имеют крючковидные отростки. Присутствует клоака. Сходны с пресмыкающимися строение мочеполовой системы и характер эмбрионального развития. Размножение осуществляется путем откладывания яиц.

Однако, несмотря на отмеченное сходство с пресмыкающимися, эволюция птиц протекала по пути приобретения ими способности к полету.

Приспособления к полету формировались в нескольких направлениях:

  • уменьшение лобового сопротивления тела птицы;
  • облегчения массы тела;
  • повышения интенсивности процессов жизнедеятельности.

Туловише птиц компактное, округлое, голова небольшая, хорошо выражена шея. Передние конечности освободились от функции передвижения и превратились в летательный орган - крылья. Хвост короткий, снабжен рулевыми перьями. Контурные перья образуют летательные плоскости крыльев и хвоста.

Существенные изменения произошли в опорно-двигательной системе птиц. Единственный подвижный отдел позвоночника - шейный (11-25 позвонков). Благодаря особому строению и сочленению позвонков, а также сложно дифференцированным мышцам шеи, птицы способны поворачивать голову на 180° а некоторые (совы, попугаи) на 270°. Грудные позвонки срослись друг с другом и образовали спинную кость, которая соединена со сложным крестцом (сросшиеся поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков). С крестцом неподвижно срослись также подвздошные кости таза. Благодаря жесткой фиксации отделов позвоночника во время полета и при ходьбе он создает прочную опору. Большие размеры грудины и наличие на ней киля (кроме страусоиодобных) обеспечивают возможность прикрепления мощных мышц, двигающих крыло. Короткая подвижная часть хвостового отдела выполняет функции дополнительной несущей летательной плоскости и управления полетом. В связи с высвобождением передних конечностей от функции опоры, всю нагрузку принимают на себя нижние конечности и тазовый пояс. Скелет задних конечностей образован мощными длинными трубчатыми костями. Для увеличения длины шага у птиц сформировалась цевка путем слияния костей предплюсны и всех плюсневых костей.

Мускулатура птиц дифференцирована значительно сильнее, а ее относительная масса больше, чем у пресмыкающихся. Это обеспечивает большую подвижность птиц и разнообразие их движений. Самыми массивными являются мышцы, приводящие в движение крылья. Масса обеих больших грудных мышц, опускающих крыло, у разных видов составляет от 10 до 25 % массы тела птицы. Подключичные мышцы, поднимающие крыло, меньше. Изменение положения перьев на больших участках тела осуществляет хорошо развитая подкожная мускулатура.

Облегчение массы тела птицы достигнуто развитием ряда приспособлений. Кости скелета отличаются прочностью и легкостью. Полости трубчатых костей частично заполнены воздухом. Плоские кости имеют губчатое строение, сохраняя большую прочность при небольшой толщине. Отсутствуют такие органы, как зубы, мочевой пузырь, правый яичник. Сильно укоротилась задняя кишка.

Возрастание уровня обменных процессов у птиц достигнуто интенсификацией пищеварения, дыхания и кровообращения. Потребляемая пища перетирается в кашицу в мускульном отделе желудка, быстро расщепляется ферментами, активность которых высока благодаря постоянной и высокой температуре тела. Всасывание в тонком отделе кишечника происходит быстро, чему способствует обилие ворсинок в его слизистой оболочке. Относительная суточная масса потребляемой пищи значительно выше, чем у других хордовых животных сходных размеров и составляет у мелких птиц 50-80 %, у крупных - 15-40 % массы их тела.

Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью, поскольку в четырехкамерном сердце птиц полностью разделены артериальный и венозный кровотоки. Относительная масса сердца выше, чем у других хордовых животных, и составляет 1-2 % массы тела. Частота сердцебиения высокая.

Кровь обладает высокой кислородной емкостью (в 2-4 раза выше, чем у пресмыкающихся), большим содержанием в ней углеводов. В мышцах птиц, особенно летательных, имеются значительные запасы миоглобина, представляющие собой резерв химически связанного кислорода, который может использоваться при интенсивной работе.

Интенсификация дыхания у птиц в полете достигнута за счет практически непрерывного газообмена, происходящего как на вдохе, так и на выдохе (двойное дыхание). При вдохе часть атмосферного воздуха направляется в легкие, где и происходит газообмен. Большая часть воздуха при вдохе поступает в воздушные мешки, объем которых в 10 раз больше объема легких. При выдохе воздух из воздушных мешков также поступает в легкие, где вновь происходит газообмен. Акт дыхания у летящей птицы осуществляется за счет изменения объема грудной клетки при подъеме и опускании крыльев. Поэтому чем чаше взмахи крыльев, тем интенсивнее происходит газообмен.

Интенсификация процессов пищеварения, дыхания и кровообращения обусловили у птиц развитие гомойтермии - способности поддерживать высокую постоянную температуру тела .

Благодаря способности к полету, высокому уровню процессов жизнедеятельности, их независимости от температуры внешней среды, высокому уровню развития центральной нервной системы и органов чувств (в особенности зрения и слуха), усложнению поведения и разнообразию связей между особями, птицы широко расселились по планете.

Вместе с тем, именно глубокая специализация к полету ограничила размеры их тела (все летающие птицы относительно невелики) и не позволила им заселить почву и воду, что с успехом осуществили млекопитающие.

Тема урока: Среда обитания и внешнее строение птиц.

Цель урока: формирование знаний учащихся оособенностях внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

    обеспечить знание учащимися общей характеристики птиц, особенностей их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

    способствовать развитию у школьников умений анализировать и сравнивать познавательные объекты;

    создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность, исследовательскую работу;

    воспитывать стремление к сохранению видового разнообразия птиц

Форма урока: урок - исследование

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы : частично-поисковый, исследовательский, словесный

Формы: групповая, индивидуальные

Оборудование : чучела птиц, таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», набор перьев, интерактивный микроскоп.

Ход урока:

    Орг.момент:

    Актуализация знаний: Звучит монолог Екатерины из произведения «Гроза» Островского «Отчего люди не летают?

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

Ребята, а вы сможете ответить на этот вопрос?

Мотивация:

Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. О каком классе пойдёт речь? Запись темы урока. Демонстрация видиофильма о птицах.

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 9 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

    Операционно- исполнительский этап.

3.1.Постановка проблемы:

Какие вопросы у вас возникают, глядя на этих удивительных созданий?

    Почему птицылетают?

    Зачем птице летать?

    Зачем птицы прерывают полёт?

На какой вопрос мы должны дать ответ? (О ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ПОЛЁТУ)

Чтобы разрешить возникшие вопросы мы проведем ряд исследований. Наука о птицах называется ОРНИТОЛОГИЯ, а мы будем с вами орнитологами- исследователями.

      Определение темы исследования.

Объектом исследования является Класс Птицы.

Предмет исследования: приспособления птиц к полёту.

      Определение цели исследования.

Целью нашей работы является изучение особенностей внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

      Выдвижение гипотезы.

Каким образом мы сможем достигнуть цели урока? (ответы детей)

      Выбор метода решения проблемной ситуации. (работа с учебником, допол. информацией, микроскопом, набором перьев, чучелами птиц)

      Составление плана исследования:

Исследование 1.

Выполните задание "Внешнее строение птицы" . (Выполняют все)

Работа с чучелами птиц- натуральными объектами по плану:2-3 мин.

1гр.-грач 2 гр.-воробей 3гр.- ласточка

1)Приспособленность во внешнем строении:

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Афиширование результатов. Слайды.

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт.

Покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

2) Изучение отделов тела:

1 гр.

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта»- утверждает народная мудрость(слайд)

Вывод:

2 гр.

Вывод:

3 гр.Особенности покрова тела:

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц»

«С земли ребёнок поднимает, а через забор и силач не перекинет»

    Рассмотрите коллекцию перьев птицы.

    Изучите строение пера, рассмотрев рисунок в учебнике (стр.135). Подпишите части пера.

    Рассмотрите предложенные виды перьев. Определите их название.

    Используя дополнительную информацию, заполните таблицу (стр.134).


У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (3), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(6) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6), они играют роль в осязании.

Группы докладывают о полученных результатах своих исследований.

Учитель дополняет.

1гр. работа с таблицей.

2гр. работа с таблицей

3гр. Как о своём оперении заботятся птицы? (косметика птиц).

Индивидуальная работа:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект:

    Первичное закрепление:

Почему же птицы летают? Как они приспособлены к полёту? Анализ полученной таблицы. Выводы: Птицы очень хорошо приспособлены к полёту во внешнем строении: обтекаемая форма тела- уменьшение трения, перьевой покров, который и защищает от холода, и уменьшает сопротивление в полёте. Наличие хвоста, регулируют направление полёта. Образование цевки- как посадочного устройства. Органы чувств.

Все выводы на слайде.

    Рефлексия познавательная: Почему же люди не летают?

    Закрепление: тест выполнить.

Но не возникал ли у вас вопрос: А зачем птицам летать?

1. Чтобы - строить гнезда повыше.

2. Чтобы - спасаться от врагов.

3. Чтобы - ловить добычу в воздухе.

4. Чтобы - высматривать добычу на земле.

5. Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.

Второй вопрос: Зачем птицы прерывают полет?

1. Чтобы - отдохнуть.

2. Чтобы - уталить жажду.

3. Чтобы - высиживать яйца.

4. Чтобы - кормить птенцов.

5. Чтобы - собирать корм с земли.

Предложите свои варианты ответа.

Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету во внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке.

    Рефлексия учебная: на доске карточки, поставить магниты.

    Д.З.п.44 ;

*Зачем птицам летать?

Зачем птицы прерывают полёт

1

Фамилия, имя_____________________

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод:

Самооценка:_____

Работа в группе

Исследуемый отдел тела

Приспособления

Голова :

    Глаза (где расположены)

    Клюв (строение)

    Ноздри (где расположены)

    Органы слуха

Работа в паре

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта »

Вывод: У птиц хорошо развиты_____________, которые помогают______________ в полёте. Шея___________, обеспечивает лучшую_________тела.

Самооцекнка:_____

2

Фамилия,имя______________

Инструктивная карточка к уроку.

Задание1. Приспособленность во внешнем строении: Работа в группе

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт. _____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

Самооценка:_____

Задание2. Изучение отделов тела:

Работа в группе

Исследуемый отдел тела

Приспособления

Туловище (форма)

Верхние конечности (название, где расположены, покров)

Нижние конечности(где расположены, какая часть не имеет оперения, чем покрыта?)

Работа в паре

Сравните по таблице строение нижних конечностей у разных птиц, с чем связаны отличия?

Вывод: Верхние конечности преобразованы в______________. Нижние конечности имеют___________, которая не имеет пера и необходима для взлёта и посадки птицы.

Самооценка:______

3

Фамилия,имя______________

Инструктивная карточка к уроку.

Задание1. Приспособленность во внешнем строении: Работа в группе

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт. _____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

Самооценка:_____

Задание 2. Особенности покрова тела: Работа в группе:

    Рассмотрите коллекцию перьев птицы.

    Изучите строение пера с помощью интерактивного микроскопа, и рассмотрите рисунок в учебнике. Подпишите части пера.



3.Рассмотрите предложенные виды перьев. Определите их название.

Индивидуально

  1. Используя дополнительную информацию, заполните таблицу.

Вывод: ___________ покров состоит из________,________,________,_______перьев. При полёте играют роль________________и_____________перья. Строение пера делает его_________________,__________________,___________________.

Самооценка:_____

Выполните тест о приспособленности внешнего строения птицы к полёту и среде обитания.

    Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как:

А) состоят из ствола и опахала;

б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью.

В) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью.

Г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть:

А) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.

3. Обтекаемая форма тела птиц- это приспособление к:

А) полёту;

Б) защите от хищников;

В) размножению;

Г) поиску корма

4.На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с:

А) пресмыкающимися;

Б) земноводными;

В) млекопитающими;

Г) кольчатыми червями.

    У птиц не является приспособлением к полёту:

А) обтекаемая форма тела;

Б) крылья;

Г) образование цевки

Самоооценка:______

Индивидуальная работа:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект: МИНИ- ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕНИКА: Нефть. Никто не станет спорить, что она необходима человечеству. И никто не стонет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в воду, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. В результате всех этих случайностей миллионы тонн нефти оказываются в воде. Страдает мировой океан и его жители, страдают птицы. Морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев. Проводится эксперимент. В стакан с водой наливается нефть (на поверхности образуется тонкая пленка) и опускается перо птицы. Чистое перо легко восстанавливает свою целостность. Если отделить бороздки друг от друга, то после легкого поглаживания, которое птица может сделать клювом, целостность пера восстанавливается. У пера, покрытого нефтью, бороздки слипаются, и восстановить прежний вид пера невозможно.

Вид покрытых нефтью птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не может добыть себе пищу. Проводится эксперимент. Попробуем смыть нефть с перьев птицы водой - ведь у птиц это единственное средство. Ничего не получилось. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием небольшого количества нефти, которая действует как яд.