Презентация "этапы автоматизации звуков". Материалы для автоматизации звуков в форме компьютерной презентации Этапы автоматизации звуков

  • Дата: 06.03.2024

Презентация: «Составь пары слов по звучанию»

Цель: развитие фонематического восприятия, совершенствование умения подбирать слова, близкие по звуковому составу.

Ребѐнок нажимает мышкой, называет появившиеся картинки. Затем на нижнем поле возникает картинка, к ней нужно подобрать подходящую по звучанию картинку с верхнего поля. Нажав на картинку мышкой, ребѐнок по звуку проверяет правильность своего выбора.

Затем, нажав мышкой на нижнее поле (картинка при этом перемещается), ребѐнок ещѐ раз проговаривает получившуюся пару слов. Можно предложить составить предложения с данными словами.

Презентация: Игра «Найди место звука ш»

Цель: закрепить умение определять место звука Ш в названии картинок. Ребёнок, нажав мышкой на нужный квадрат, по звуку услышит, правильно ли он определил положение звука Ш в слове.

Презентация: «Дифференциация звуков С-Ш»

Цель: закрепить умение детей различать звуки С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.

Закрепить умение образовывать притяжательные местоимения;

Закрепить умение составлять предложения с союзом «а»;

Закрепить умение правильно употреблять в речи существительные в предложном падеже единственного числа.

Игра-презентация «Доскажи словечко»

Автоматизация звука Л

Перебирая картинки, ребёнок должен подобрать подходящее к чистоговорке по рифме слово. Если ответ правильный, ребёнок услышит звук, а если картинка подобрана неправильно — звука не будет.

После этого ребёнок повторяет чистоговорку.

Выполнила учитель-логопед 1-ой категории
Березняк Ирина Анатольевна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54» г. Саратова

Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из пособия Л.Н.смирновой "Играем со звуками", картинки с разных сайтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл презентаций для индивидуальных и подгрупповых занятий по закреплению произношения и автоматизации звука [С] - [Ш] для дошкольников и младших школьников, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР.

Автоматизация звука в словах

1. Мы учим звук С - Автоматизация звука в словах в начале, середине и конце слова. Игра

« Четвёртый лишний»

Миска, носок, лиса, стул (в этом слове звука [С] в начале слова)

Самолёт, самокат, самосвал, абрикос (в этом слове звука [С] в конце слова)

2. Проговори слова тройками - Автоматизация звука в словах в начале, середине и конце слова. Обращаем внимание на изменения значений слова при заменах одной или двух букв.

3. Повтори слова – Единственное и множественное число существительных мужского женского, среднего рода.

4. Чего не бывает – Родительный падеж существительных мужского женского, среднего рода.

5. Предлог рядом. – Творительный падеж

Автоматизация звука в предложениях и словосочетаниях.

6. Что у нас, а что у вас.

7. Что с чем рядом.

8. Из чего сделан предмет – образование качественных и относительных прилагательных.

Автоматизация звука в потешках, чистоговорках и скороговорках.

9.Чудесная сумочка + Игра « Четвёртый лишний»

Колбаса , сыр, сырок, сахар.(в этом слове звука [С] в середине слова)

Колбаса, кусочек фасоль, соль. (в этом слове звука [С] в начале слова)

10. Повтори чистоговорки

11. Повтори скороговорки

Литература.

1.Л.Н.Смирнова ИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ. Речевой дидактический материал. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2004.Составитель: Бахарева И. Н.

2. Картинки с разных сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для автоматизации звука [ш] в рассказе "Шуба для Пушка"

Закрепляя заданный звук с помощью презентации можно быстрее добиться необходимого результата, так как ребенку будет интресно не только услышать историю про Пушка, но и увидеть ее своими глазами....

Цикл презентаций по автоматизации звука С для дошкольнико имладших школьников.

Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из п...

Игровые формы автоматизации звуков у старших дошкольников.

Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов еще в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети с нарушениями в речевом развитии обычно интеллектуально здоровы, сле...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Автоматизация звука [ с ] в словах Для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - укреплять мышцы артикуляторного аппарата. - закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом) - автоматизировать правильное произношение звука в начале слова. - учить изменять слова по падежам (родит. п.) - учить согласовывать числительные и существительные. - развивать логическое мышление. - развивать зрительное внимание.

Улыбается щенок, зубки напоказ. Я ведь тоже так могу, вот смотри сейчас.

Мои губы – трубочка, превратились в дудочку. Громко я дудеть могу:ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Щеткой кухню уберу, наведу там чистоту. Вправо – влево гну щетинки. Не оставлю ни соринки.

Вот так горка, Что за чудо. Выгнулся язык упруго, Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются.

Носом – вдох, а выдох ртом, дуем на кораблик. Поплывет красавец наш, Маме за подарком.

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? - губки улыбаются. между зубами небольшая щель. - язычок выгибается горкой. - воздушная струя холодная. (произносит звук, поднося ладонь ко рту) - звук глухой (прикладываем к горлышку тыльную сторону ладони) - бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.

Третий лишний.

Найди отгадку. Ножек четыре, шляпок – одна. Нужен коль станет обедать семья.

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это?

Поднимает великан груз тяжелый к облакам. А если станет душно, себя польет из душа.

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома. Если дождь, у нас работа: Топать, шлепать по болотам.

На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать.

Два колеса, одна доска, Конструкция его легка. Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам.

Закончи предложение. На завтрак у Сони …

Весной на улице ярко светит…

Дети сели обедать за ….

В руках у мамы ….

В реке плавает усатый …

Кого нет?

Чего нет?

Кого нет?

Чего нет?

Посчитай предметы.

Посчитай самолеты.

Посчитай собак.

Посчитай свитера.

Предварительный просмотр:

Презентация: автоматизация звука [с] в начале слова.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила учитель - логопед Филиппова Е. Ю.

ГБДОУ д/с №16.

Слайд №2.

Задачи:

- укреплять мышцы артикуляторного аппарата.

Закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом)

Автоматизировать правильное произношение звука в начале слова.

Учить изменять слова по падежам (родит. п.)

Учить согласовывать числительные и существительные.

Развивать логическое мышление.

Развивать зрительное внимание.

Слайд №3 – 6.

Артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляторного аппарата, для закрепления правильного артикуляционного уклада автоматизируемого звука.

Слайд №3: упражнение «Заборчик». Губы улыбаются, зубы открыты. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я ведь тоже так могу,

Вот смотри, сейчас.

Инструкция: «Улыбнись и покажи зубки, как щенок в стихотворении. Представь, что твои зубки превратились в заборчик. Держи заборчик закрытым, пока я буду считать»

Слайд №4: упражнение «Трубочка». Губы вытянуты вперед. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Мои губы трубочка,

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Инструкция: «вытяни губы вперед, чтобы твои губы превратились в трубочку» или «представь, что ты будешь играть на дудочке, для этого тебе нужно сильно вытянуть губы вперед». «Держи трубочку, пока я буду считать»

Слайд №5: упражнение «Чистим зубы». Рот открыт, губы улыбаются. Кончиком языка водить по наружной и внутренней части верхних и нижних зубов (по всей челюстной дуге). Предварительная работа: чтение стихотворения.

Щеткой кухню уберу,

Наведу там чистоту.

Вправо – влево гну щетинки,

Не оставлю ни соринки.

Инструкция: «Представь, что твой язычок это зубная щетка и тебе нужно как следует почистить зубы. Тебе надо водить кончиком языка сначала по верхним, потом по нижним зубам. Слева – направо, а потом справа – налево»

Слайд №6: упражнение «Горка». Широкий кончик языка упирается в нижние зубы, «тело» языка поднимается вверх. Выполняется в несколько подходов под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Вот так горка, что за чудо.

Выгнулся язык упруго,

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

Инструкция: «Сильно упри кончик языка в нижние зубки и подними его, представь, что твой язык превратился в горку. Держи ее, пока я буду считать»

Слайд №7-8.

Работа над дыханием. Выработка центрально-направленной воздушной струи, дифференциация вдоха и выдоха (вдох носом – выдох ртом). Упражнение «Кораблик».

Слайд №7.

Предварительная работа: чтение стихотворения.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дуем на кораблик.

Поплывет красавец наш,

Маме за подарком.

Инструкция: «Сделай глубокий вдох носом, выдыхай медленно через трубочку. Если ты все сделаешь правильно, наш кораблик поплывет»

Слайд №8.

Ребенок выполняет упражнение, по инструкции. Далее, если он все делает правильно, педагог нажимает на слайд и кораблик начинает медленно двигаться («плыть»). Далее упражнение можно повторить или перейти к следующему слайду.

Слайд №9.

Уточнение характеристик звука [с]. Ребенку предлагается ряд картинок, обозначающих характеристики звука.

Инструкция: «Посмотри на картинки и вспомни чем звук [с] отличается от других. Объясни, что означают эти картинки»

Объяснение:

Губы улыбаются, между зубами небольшая щель (картинка «губы»)

Язык выгибается горкой (картинка «горка»)

Воздух, при произнесении звука холодный (картинка «тучка»). При этом ребенок может себя проверить: произносит звук и подносит ладонь ко рту.

Звук глухой (картинка «колокольчик»). Ребенок произносит звук и прикладывает к горлу тыльную сторону ладони.

Звук бывает твердый и мягкий (картинки «орех» и «вата»)

Слайд №10. Повторение правильного произношения изолированного звука.

Примечание: произнесение может быть длительным или кратковременным.

Инструкция: «Произноси звук [с], пока сыпется песок в часах» или «Произноси звук, пока песок в часах пересыпается сверху – вниз. Потом начинай сначала»

Слайд №11 – 34. Непосредственная автоматизация звука в начале слова.

Слайд №11 – 13. Игра: «Третий лишний»

Ребенку предлагается найти лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. При этом при правильном выборе картинки, педагог предлагает ребенку нажать на нее. Картинка начинает мигать.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи: что (кто) здесь лишнее (лишний). Проверь себя, нажми на картинку. Если она мигает, значит ты прав»

Слайд №11.

Описание: картинки – помидор, огурец, Слива.

Примерный ответ ребенка: лишняя слива, потому что это фрукт, а помидор и огурец – овощи.

Слайд №12.

Описание: картинки – медведь, собака, заяц.

Примерный ответ ребенка: лишняя собака, это домашнее животное, а заяц и медведь – дикие животные.

Слайд №13.

Описание: картинки – комбинезон, шуба, сарафан.

Примерный ответ ребенка: лишний сарафан, потому что это летняя одежда, а шуба и комбинезон – зимняя.

Слайд № 14 -19. Игра «Найди отгадку».

Ребенку предлагается несколько слайдов с картинками, среди которых есть ответы на загадки, читаемые педагогом. Слайды показываются без текста. Если ребенок отвечает правильно, ему предлагается нажать на картинку, которая начинает вращаться.

Слайд №14.

Описание:

Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен коль станет обедать семья (Ответ: стол)

Слайд №15.

Описание:

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.

Человек им управляет, что же это (Ответ: самолет)

Слайд №16.

Описание:

Поднимает великан груз тяжелый к облакам,

А если станет душно, себя польет из душа (Ответ: слон)

Слайд №17.

Описание:

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома.

Если дождь у нас работа: топать, шлепать по болотам (Ответ: сапоги)

Слайд №18.

Описание:

На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (Ответ: стул)

Слайд №19.

Описание:

Два колеса, одна доска, конструкция его легка.

Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам (Ответ: самокат)

Слайд №20-24. Игра закончи предложение.

Педагог читает ребенку начало предложения, которое он заканчивает, используя предложенные на слайдах картинки.

Слайд №20.

Описание: на завтрак у Сони … (картинка «сыр»)

Слайд №21.

Описание: весной на улице ярко светит … (картинка «солнце»)

Слайд №22.

Описание: дети сели обедать за … (картинка «стол»)

Слайд №23.

Описание: в руках у мамы … (картинка «сумка»)

Слайд №24.

Описание: в реке плавает усатый … (картинка «сом»)

Слайд №25 – 28. Игра «Чего (кого) нет?»

Ребенку предлагается ряд слайдов, на который расположены четыре картинки. Педагог или ребенок нажимает на слайд, после чего одна картинка исчезает. Ребенок должен ответь на вопрос: «Чего (кого) не стало?» или «Чего (кого) нет?». Подбор картинок может осуществляться с учетом лексической темы.

Примечание: задание может выполнятся в двух вариантах.

1. Ребенка просят запомнить все картинки, после чего закрыть глаза. Педагог самостоятельно убирает одну картинку и просит ребенка назвать ее по памяти.

2. Ребенок сам нажимает на экран, после чего картинка убирается и ребенок отвечает на вопрос «чего (кого) нет?»

Слайд №25.

Описание: картинки – сом, свинья, слон.

Выполняется по второму варианту. Ребенку предлагается сначала назвать все предложенные картинки, затем нажимать по очереди на каждую картинку и отвечать на вопрос: «Кого нет?»

Слайд №26.

Описание: стул, диван, кресло, шкаф. Лексическая тема: мебель.

Слайд №27.

Описание: коза, овца, кошка собака. Лексическая тема: домашние животные.

Слайд №28.

Описание: машина, самолет, трамвай, поезд. Лексическая тема: транспорт.

Слайд №29 – 31. Игра «Посчитай предметы (от одного до пяти)».

Ребенку предлагается ряд слайдов с изображением одинаковых предметов (животных), которые ему необходимо посчитать.

Слайд №29.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем стульев, вот так один стул, два стула …»

Слайд №30.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем столов»

Слайд №31.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем собак»

Слайд № 32 – 34. Игра «Считаем, не пропускаем»

Слайд №32.

Инструкция: «Посчитай только самолеты, которые есть на картинке»

Слайд №33.

Инструкция: «Посчитай всех собак»

Слайд №34.

Инструкция: «Посчитай только свитера».


Одной из наиболее актуальных проблем педагогики является совершенствование становления процесса школьного обучения. Эта проблема тесно связана с вопросом подготовки детей 5-6 летнего возраста к успешному обучению в школе.

В данной возрастной категории встречается большое количество детей, имеющих общее недоразвитие речи. Для этих детей школьное обучение связано с целым рядом трудностей, отрицательно влияющих на полноценное овладение программным материалом. Частая неуспеваемость этой группы детей, негативное отношение к учебному процессу оказывается обусловленным недоразвитием или несформированностью звукопроизношения, фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи и вторичной неполноценностью общего психического развития.

Одним из основных направлений в работе учителя-логопеда является нормализация зкукопроизношения и звуконаполняемости речи детей. Используя различные приемы в подготовительный период, способствующие развитию артикуляционного аппарата, учитывая индивидуальные особенности детей, звук можно вызвать или “поставить” с применением зондов или шпателя. Затем наступает процесс автоматизации звуков, чаще в своей работе я использую чистоговорки, затем перехожу к автоматизации в словах. Можно показывать иллюстрации или фотографии на бумажном носителе, но детям гораздо интереснее “заниматься на компьютере”. Для этого мною разработаны презентации для автоматизации звуков. Детям можно предложить:

Называть иллюстрации появляющиеся на экране;

После просмотра попросите ребенка вспомнить слова, которые он видел;

Некоторые слова могут быть незнакомы детям, нужно разъяснить их значения.

Так же картотеку слов в презентации можно расширить, попросить ребенка придумать свои слова с автоматизируемым звуком.

Когда ребенок будет правильно проговаривать слова, предлагаем составить рассказ, используя иллюстрации.

Автоматизируя поставленный звук в конце слова, можно предложить повторить чистоговорки.

ол-ол-ол - сено ел вол

ол-ол-ол - я вымыл(а) пол

ол-ол-ол - я накрыл(а) стол

ол-ол-ол - у очков красивый чехол

ол-ол-ол - в лесу поет щегол

ол-ол-ол - я люблю играть в футбол

ул-ул-ул - мы купили новый стул

ол-ол-ол - звонит колокол

ал-ал-ал - на параде был маршал

ул-ул-ул - вот новый котел

ир-ир-ир - мама любит зефир

ер-ер-ер - за нами приехал шофер

ар-ар-ар - очень большой омар

ор-ор-ор - около дома ажурный забор

ир-ир-ир - я люблю пить кефир

ер-ер-ер - у дамы красивый веер

ер-ер-ер - у Димы пес – боксер

ур-ур-ур - на лампе новый абажур

ар-ар-ар - в окно влетел комар

ор-ор-ор - очень красивый собор

ур-ур-ур - для шашлыка нужен шампур

ышь-ышь-ышь - по полям бегает мышь

ыш-ыш-ыш - нарядный малыш

ошь-ошь-ошь - у бабушки красивая брошь

ыш-ыш-ыш - около озера высокий камыш

аш-аш-аш - у меня карандаш

ыш-ыш-ыш - нельзя рвать ландыш

уш-уш-уш - я ходил(а) в душ

ыс-ыс-ыс - около пляжа есть мыс

ас-ас-ас - папа пил квас

ос-ос-ос - у Буратино длинный нос

ас-ас-ас - очень вкусный ананас

ос-ос-ос - папа ушел на покос

ес-ес-ес - у меня лохматый пес

ас-ас-ас - у дедушки компас

ус-ус-ус - я поливал(а) кактус

Надеюсь, разработанная мною презентация поможет в автоматизации звуков, обогащении активного и пассивного словаря детей.