Смысл жизни человека. Наследники октября и февральская революция Андрей Пионтковский о выводах Майдана: Путин не остановится ни перед какой кровью ради сохранения своей пожизненной власти

  • Дата: 27.11.2023

Все мы хотим счастья и стремимся к росту. Наша природа – расти и развиваться, а через рост и развитие стремиться к внутренней гармонии.

У каждого есть лишь одно жизненное предназначение – развить свою личность до максимального уровня.

Как это сделать – должен каждый решать сам. Оглядываясь на других, пытаясь «догнать и перегнать», скопировать, или отнять человек получает только лишь чувство глубокой неудовлетворенности и непонимания своего места в жизни.

И не потому, что люди имеют разное социальное происхождение, уровень образования, физические и интеллектуальные возможности, а потому, что у каждого свой, именной «талант», раскрыть который и есть жизненное предназначение. И не только раскрыть, а развить и «вынести» к людям, как пирог выносят родители на свадьбе молодых. Угостить всех желающих этим «пирогом», а потом «испечь» новый – есть рост и развитие личности.

Часто «талант» человека «виден» с детства, и столь же часто он забывается – задвигается в период юношеского взросления, а потом уже взрослых забот. А к 30 годам накатывает апатия и нежелание жить. Это у тех, кто «похоронил» свой «талант» и к тому же туговат на оба уха, не слыша и не понимая, что жизнь отсыпает колотушки и бьет в колокола, пытаясь образумить человека.

Есть только один критерий и очень яркий показатель того, что человек занимается именно тем, что ему предназначено – это чувство тихой радости внутри от процесса «делания».

Как говорится

разум поет, а душа тихонько потирает ручки

Это состояние не спутать ни с чем. Причем обычно не важно, насколько этот «талант» востребован, знают ли о нем люди, можно ли с помощью него заработать денег.

Это не о том. Это о том, что ты не можешь не делать .

– Учитель, как научиться регулярно практиковать йогу?

– Если ты можешь не практиковать, не практикуй.

Именно так. Если человек просто не может не писать, не рисовать, не сочинять музыку – это предназначение. Если человек не мыслит себя без общения, без драйва от заключения сделки, без спорта, без вышивки бисером или изготовления авторских украшений – это предназначение.

Главной показатель – состояние спокойствия и тихой радости от процесса «делания».

И если вы не знаете, о чем я вообще говорю – значит вы еще только на пути к реализации своих талантов.

«Талант» может быть любым.

Понимание этого однажды сняло целый пласт вопросов к самой себе. Всегда считала себя человеком без особых талантов, склонностей и способностей. Просто как все. Правда в детстве неплохо копировала с оригинала изображения диснеевских героев, но нарисовав на первом уроке в художественной школе кособокого коня, разочаровалась в рисовании на всю жизнь. Хотя это – талант, который потом проявлялся в стремлении нарисовать таблички, графики, диаграммы там, где вроде бы не требовалось. Или подравнять все по линеечке, чтоб было «красиво», чтоб ничего не переезжало, и даже лекции писались разноцветными ручками. Так мой талант пытался прорваться через «хочу стать директором», «хочу свою машину и много денег».

«Хотелки» рано или поздно осуществились, но ощущения радости и спокойствия не принесли.

А еще я обнаружила в себе талант к структурированию и организации. Вообще всего. Информации, окружающих вещей, времени, это проявляется в отношении работы и отдыха. Не люблю хаос и неразбериху. Поэтому стараюсь всегда организовать людей, пространство и время вокруг себя. И я не могу это не делать, потому что иначе ощущаю тревогу и беспокойство.

Увлечение психологией, саморазвитие, стремление найти простые и эффективные инструменты для управления совей жизнью – следствие таланта к самоорганизации и структурированию. Желание помогать в этом людям – мечта.. нет, не с детства… скорее с подросткового возраста – трансформировалась в проект «Balance In Life – Жизнь в равновесии». Но путь для этой трансформации – это путь проб и ошибок, путь внутреннего протеста и опустошения, путь в непонимании и нежелании жить «навязанной» жизнью.

У каждой души есть свои устремления и свои таланты. Задача человека – понять их, услышать голос своей души.

Проблема только в том, что людям тяжело интерпретировать то, что душа пытается сказать. Все пеняют на то, что плохо ставят цели, не имеют талантов, возможностей или вообще обвиняют лень, хотя на самом деле люди просто не слышат голос своей души.

Жить в постоянном недовольство собой и окружающими намного проще, чем прислушаться к себе и понять, наконец,

А душа не может без роста и развития.

Ей не нужны иллюзии, через большую часть которых проходят абсолютно все:

  • Когда я разбогатею, я стану счастливой;
  • Когда я встречу настоящего мужчину, я смогу не париться ни о чем;
  • Когда я похудею, я стану уверенной в себе;
  • Когда я рожу детей, я стану полностью реализовавшейся;
  • А когда дети вырастут, я стану свободной;
  • Когда меня повысят, исчезнет большая часть моих проблем..

Ну и самое весомое в жизненном пространстве человека:

  • Когда я найду свое предназначение, свою главную цель в жизни – все наконец-то станет на свои места.

И я так же искала предназначение и цель в жизни, шла и шла к горизонту моего жизненного благополучия, не понимая, что это лишь иллюзия. Морковка, отвлекающий маневр для ума, который с убийственной тупостью пёр мою душу вперед, но совершенно в другую сторону.

Дойти до дома на горизонте можно, но до горизонта дойти нельзя, тем более что горизонт – обманка.

Вернее, за горизонт принимается обычно финансовая и материальная свобода, «жизнь у моря», «богатый муж», квартиры-машины и прочие блага цивилизации.

Я не призываю отказываться от этого, нет. Просто чем раньше придет понимание, что счастье человеку приносить только процесс роста и развития своей личности через реализацию любым способом своих талантов, тем действительно счастливее будет человек.

Счастье – это процесс роста личности через реализацию своего предназначения (таланта). Процесс «делания», а не сиюминутное состояние.

Именно поэтому реализация целей, особенно тех, что касается материальных благ – не приносит долговременной радости. Да, человек дошел до «дома на горизонте», а там ему открылся новый вид и новый горизонт.

Так, достигая определенной материальной цели, люди ждут счастья, удовлетворения и не получают его. Плохо старались, плохие цели, плохая реализация – надо же как – то объяснить себе отсутствие радости и внутренней гармонии.

Люди, ориентированные на результат сравнимы с человеком, бредущим долгое время по пустыне. Человек поставил себе цель непременно найти воду, и вот он пересекает одну дюну за другой, ища глазами оазис на горизонте. И вот нашел, напился вдоволь, и радость от этого переполняет и … исчезает через несколько дней. Потому что встает вопрос, а что же делать дальше. Человек шел, что бы придти.

Так и неудовлетворение у тех, кто долго «искал воду» в «доме на горизонте», нашел ее и не знает, что делать дальше. Они шли, чтобы придти.

Все мы хотим счастья и поиск счастья – корень любой нашей цели.

Так куда двигаться?

А двигаться нужно туда, где вы растете и развиваетесь:

  • туда, где ощущается внутреннее спокойствие;
  • туда, где живет уверенность, что занятие, которым занимаешься – твое;
  • туда – где процесс «делания» доставляет огромное удовольствие, а процесс «не делания» – душевную боль.
  1. Грандиозные цели – вредят долгосрочному процессу.

Вы никогда не заставите себя бегать, если поставите себе цель пробежать марафон. А вот если вы захотите бегать для улучшения своего здоровья, и этот процесс будет приносить вам радость, то вы продолжите бегать и после марафона.

  1. Грандиозные цели дают ложное ощущение контроля.

Потому что такие цели игнорируют реальность. Никто не знает своего будущего, и никто не может повлиять на стихийные бедствия, войну, смену правительства и прочие внешние неподконтрольные нам обстоятельства.

Вместо этого предлагаю применять систему маленьких шагов .

Обозначьте для себя занятия, процессы, желания – самые радостные для вас, те, которые приносят удовольствия от «делания».

Ваши самые светлые и радостные порывы – это именно то, что позволяет расти и развиваться личности, а значит именно это – счастье.

Начинайте двигаться вместе с этими порывами, просто двигаться, а остальное приложится. И цели появятся и способы их реализации. Главное – начать движение. Если лень – это «навязанное» желание/стремление. Настоящему светлому, радостному порыву – не лень. Тут и упрашивать никого не надо.

Душа стремится к росту, и как только мы начинаем осознанно слушать душу и обеспечивать это стремление – мы начинаем все отчетливее понимать самих себя.

И если даже на каком-то этапе вы поймете, что выбранный порыв – не то, это не значит, что он был выбран неверно. Просто мироздание такими кривыми путями пытается вывести вас именно туда, куда вы стремитесь. Одно всегда вытекает из другого, и ничего «навсегда» не бывает, и если пристально приглядеться, то без этих кривых дорожек невозможно бывает найти свое предназначение.

Цель нашей жизни - стать счастливыми. 20 уроков жизни Далай-Ламы January 16th, 2017

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло, - я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую».
Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе потому, что все наоборот.
Помните, что не всегда то, что вы хотите, действительно, вам нужно. Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда.
Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.
Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведёт тебя самой трудной дорогой, потому что лёгких путей к счастью не бывает.

Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Если можешь помочь, помоги. Если нет, хотя бы не вреди.

Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день - день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.

Цель нашей жизни - стать счастливыми.

Сохраняя положительное отношение к жизни, можно быть счастливым даже в самых неблагоприятных условиях.

Наши враги дают нам прекрасную возможность практиковать терпение, стойкость и сострадание. Я считаю, что действительно настоящая религия - это доброе сердце.

Мы должны властвовать над технологиями, а не становиться их рабами.

Великие перемены начинаются с отдельных людей; в основе мира во всем мире лежат внутреннее спокойствие и мир в сердце каждого отдельного человека. Каждый из нас может внести свой вклад.

Каждый из нас несет ответственность за все человечество.

В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце - вот наш храм; наша философия - доброта.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить.

Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным.

А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе. Далай-Ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил:

– Человек.

Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим.

В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая, сожалеет о том, что не жил.

Далай-лама – духовный лидер тибетского народа и эта традиция уходит корнями к 1391 году. Тибетцы верят, что их духовный наставник перерождается в разных обличьях, храня мудрость веков.

В настоящее время 14-й Далай-лама – Данцзин Джамцо.

Он пережил немало испытаний во время вторжения войск Китая на территорию Тибета и мечтает создать на территории своей страны зону мира и ненасилия, гармонии человека и природы. В 1989 году удостоен Нобелевской премии за план по восстановлению мира и прав человека в Тибете.

Его урокам добра и света следуют миллионы людей, которые поняли, что нет ничего важнее, чем мир и покой в душе:

Счастье для человека, особенно растущего, всегда понятие многостороннее, комплексное, протяженное, изменяющееся и развивающееся. Счастье есть истина жизни в ее постепенном становлении.

Итак, каковы же составляющие компоненты комплексного явления счастья, из гармонического слияния, сочетания каких элементов оно возникает и образуется? Очевидно, что прежде всего условием человеческого счастья является окружающая его природная и социальная среда. Человек, ребенок в особенности, пребывает в нормальном состоянии тела и духа, способен чувствовать себя спокойно, свободным и, при наличии других условий, когда гармоничен нормальный цикл движения природы, отсутствуют такие естественные катастрофы, как линевые дожди и наводнения, огромные лесные пожары, землетрясения, горные обвалы и сели, засухи и связанные с ними эпидемические заболевания гриппом, тифом, холерой, чумой, спидом, венерическими болезнями.

Необходимо наличие и нормальных социальных условий, прежде всего общечеловеческого, общенационального, регионального и микросоциального значения. Речь идет об отсутствии войн, межнациональных и гражданских столкновений, экономических потрясений, кризисов, социальной и политической напряженности, проявлений вражды, национализма и шовинизма, лавинообразного роста преступности, проявлений безнравственности, массового распада семей, вырождения массовой культуры. Необходимы ясное историческое сознание, глубокое понимание происходящего и социальный оптимистический взгляд в будущее. Без этого ставится под угрозу не только физическое, но и психическое здоровье нации. Таковы общие условия. Однако общее, абстрактное в обществе всегда приобретает конкретно-исторический характер.

Другим условиям человеческого счастья, наряду с окружающей средой, является биологическая и психофизическая среда становления и развития человека. Человеческое существо представляет собой неделимое, органически цельное существо, состоящее из физического организма и естественной организации, эмоциональной и рациональной сфер, включающих в себя как инстинктивное, бессознательное, так и разумное и интуитивное. Для погружения человека в состояние счастья необходимо не только здоровье, генетически качественное состояние каждой из вышеназванных сфер, составляющих человеческую личность, но и их гармоническое единство, взаимообусловленность и взаимозамещаемость.

Таким образом, возможность быть счастливым обеспечивается детям не только глобальными обстоятельствами, но и природными, биологическими, психофизиологическими условиями, гармонией взаимодействия внутренних и внешних начал.

Третьим условием обеспечения счастья ребенка можно с полным основанием считать наличие возможностей полноценного и всестороннего развития его сущностных природных и духовных сил, самореализации его индивидуально-личностной сущности в трудовой и всякой иной деятельности. Каждый ребенок – многостороннее одаренное человеческое существо, обладающее заложенной в него биоэнергией, действующей и проявляющейся через его сущностные силы, каждая из которых естественно требует своего развития в деятельности и отношениях.

До сих пор речь шла о важнейших органических и социальных условиях обеспечения счастья человека. Однако условия, будучи необходимыми для счастья, автоматически не рождают счастливого человека, не обеспечивают счастливости. Благоприятная окружающая среда, способствующая саморазвитию личности, общее здоровье и полноценное функционирование органической биоэнергии могут оставить человека в его отношении к жизни на уровне бытового удовлетворения, удовольствия, ощущения приятного благополучия. В буржуазной идеологии, в мещанском мироощущении это и принимается за счастье. Человек погружается в эгоистический кайф, приводящий его в конце концов к чувственному и нравственному отупению, ожирению, гордыне, чванству, в общем, к животности и человекоподобию.

Вот почему, при прочих необходимых и равных условиях, стержнем, основанием человеческого счастья является здоровая духовность, то, что составляет самую сущность человечности и человечества. Каждому человеку для счастья необходимо в своем сознании преодолеть барьер, отделяющий человеческую животность от человеческой духовности, переступить через себя животного, войти в себя духовного.

Однако дети различных возрастов, объективно и субъективно стремящиеся к счастью, часто переживают кажущиеся им существенными и значительными, омрачающими их жизнь несчастья. В зависимости от возраста и уровня развития личности, индивидуальности, несчастья переживаются ими в виде кратких, временных случайных огорчений или длительных неудач, или длительных устойчивых неприятностей, или не всегда осознанного подлинного несчастья. К временным, случайным огорчениям можно отнести размолвки с родителями, братьями и сестрами, друзьями, товарищами по неформальному объединению. В этой группе явлений, порождающих у детей временные переживания, несчастья и срывы в учебе, и конфликты с учителями, и временные неудачи в играх, конкурсах, соревнованиях, деловых отношениях, предприятиях. Как несчастье воспринимаются детьми и подростками препятствия к исполнению мелких желаний, крушению иллюзий, стычки друг с другом, мелкие унижения и насилие со стороны старших ребят, принудительные воздействия взрослых.

Ощущение длительного несчастья возникает у детей различных возрастных групп в результате плохого состояния здоровья, серьезного заболевания; утраты успешности в учении и систематической неуспеваемости; утраты позитивного статуса в коллективе, ссоры с друзьями и бойкота с их стороны, изолированности и одиночества, дефицита общения; постоянной неудовлетворенности материальных потребностей, отсутствия реальных возможностей для самореализации в практической и творческой деятельности; а для подросткового и юношеского возраста и в результате противоречий между идеальной влюбленностью и сексуальными неудовлетворенными влечениями, влюбленности без взаимности.

Подростков, юношей и девушек в сегодняшних кризисных условиях жизни общества нередко подстерегают и преследуют устойчивые несчастья. Среди них – отчуждение от школы и семьи, разрыв со школой и бсперспективность социального устройства, самовыражения и самоутверждения как личности; вступление на путь мелких спекуляций и крупных правонарушений; распад в семье, господство нищеты и пьянства в ней; заражение психологией наживы, подверженность манипуляциям буржуазной массовой культуры и политических махинаций; одиночество, ущемленность в свободе, чувстве чести и человеческого достоинства; ощущение и переживание чувств ущербности, униженности и оскорбленности в результате углубляющегося социального расслоения в обществе, поляризации богатства и бедности; погружение в порочные пристрастия алкоголизма, токсикомании, наркомании, курения; сползание на социальное дно. Результатом всех этих временных, случайных, длительных и устойчивых огорчений, неудач и несчастий, при стечении неблагоприятных обстоятельств, для ребенка может случиться самое кардинальное человеческое несчастье – утрата возможности обретения подлинной духовности, нравственно-эстетического отношения к жизни, обретения нравственной свободы выбора, совести и ответственности. В светском, социокультурном смысле понимания духовности ей противостоит безнравственность и жизнь за гранью добра и зла. В религиозном толковании духовности ей противостоит греховность.

Все эти детские несчастья необходимо преодолевать на основе общих положений о счастье и счастливости в процессе педагогической организации детской жизни с учетом особенностей развития детей различных возрастных групп.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –
М., 1995. – С.124-125.

2.5. Любовь – цель, содержание и средство воспитания

Трудно переоценить значение, место и роль любви в жизни людей и в системе воспитательных отношений детей и взрослых. С любви начинается нормальное зачатие ребенка; любовью сопровождается его внутриутробное развитие и появление на свет; любовь витает над счастливой семьей; любовью расцвечивается жизнь счастливого человека. Он любит интуитивно и готовится к большой интимной любви. Любовь к людям и всему живому делает в конце концов человека человечным, способным радоваться жизни и передавать эстафету любви будущим поколениям детей и взрослых людей. Любовь – одна из естественных и социальных основ нравственности, существования человеческого общества. В педагогике немало и нередко говорили о любви к детям как об обязательном условии педагогической деятельности взрослых. Но весьма редко поднимался вопрос о любви как основном духовном содержании нравственности личности, как цели и средстве воспитания. Пожалуй, только в христианстве говорится о воспитании в человеке любви к людям как решающем условии его нравственности и человечности. В других, особенно светских педагогических системах, речь идет скорее об отношениях любви детей и взрослых в замкнутом педагогическом пространстве, о любви как одном из средств формирования личности, ее отдельных нравственных черт и качеств. И это, конечно, важно. Однако с точки зрения общечеловеческих идеалов воспитания, любовь не только средство, но и цель, обусловливающая нравственность, гуманизм и человечность личности.

Содержательную сущность воспитательской, сознательной педагогической любви можно охарактеризовать несколькими смыслообразующими идеями. Прежде всего любовь – это искреннее и неистребимое желание педагога счастья детям. Разумеется, счастья, понимаемого не как обыденное благополучие и самодовольство, а как развитие всех сущностных сил ребенка, его нравственности, способности достигать гармонии в отношениях с людьми и к самому себе. В этом отличие педагогической любви от любви родительской, нередко замыкающейся на потакании детям, ограждении и оберегании их от забот, тревог, труда, беспокойства, усилий по самообеспечению и саморазвитию.

Однако одного желания счастья детям для его реализации недостаточно. Необходимо активно-деятельное отношение к ребенку как любимому существу. Признавая ребенка субъектом воспитания, любящий педагог видит эту субъективность не в том, чтобы предоставлять ребенка самому себе, оставлять его на произвол судьбы, а в том, чтобы постоянно вступать с ним в тесные деятельные, содержательные отношения и взаимодействия сотрудничества, содружества, содействия, сотворчества, общения. Только в этих тесных взаимодействиях и рождается детская личность, раскрывается ее активно-деятельное начало, проявляются искры таланта, рождается ощущение радости и переживание счастья бытия.

Любовь педагога к детям характеризуется также такими нравственными чертами личности, как преданность своим воспитанникам и жертвенность по отношению к ним. Педагогическая любовь не просто сентиментальное чувство, симпатия и эмпатия, спонтанно и свободно возникающие и затухающие в воспитателе. Это еще и исполнение высших обязанностей взрослого человека по отношению к растущему, это его высочайшая ответственность за детей перед собственной совестью и людьми, доверившими ему свое самое дорогое и святое. А, как известно, любовь –ответственность есть проявление высшей человеческой нравственности, связанной с подвижничеством, самоограничением. Отречением в ряде случает от личных удовольствий и удобств. Однако это подвижничество не негативное явление. Оно дает радостное сознание человечности и духовности, высочайшее нравственно-эстетическое удовлетворение как следствие любви к детям.

Педагогической любви свойственны также терпение и способность утешения. Процесс воспитания детей – длителен, сложен, кропотлив в своем многообразии и разнообразии жизненных отношений. Человеческая природа обогащается и развивается медленно и неторопливо. И только любящий воспитатель, исполненный терпения во взаимодействиях с ребенком, способен попасть в размеренный ритм становления детской личности, вовремя поддержать воспитанника. Утешить в неудаче и стимулировать в успехе.

Наконец, нельзя не отметить и такого непременного свойства педагогической любви, как требовательность воспитателя к самому себе, как самосовершенствование. Педагогу, чтобы быть на высоком уровне (духовном) любви к детям, нельзя распускаться, срываться, опускаться до обыденности, спонтанности и бесконтрольности в поведении. Для этого необходимо повседневное совершенствование своего духа, воли, мыслей, обогащение себя духовной культурой человечества и постоянные совершения практических актов любви. Это могут быть действия заботы, милосердия, терпения, сочувствия, помощи, утешения, уважения, внимания, дружеского участия.

Однако педагогическая любовь – явление не одностороннее, замкнутое лишь в личности педагога. Она существует как связь, как окрашенное любовью взаимодействие с детьми, как пробуждение, развитие любви в детях и опора на это чувство в них.

Каковы же основные механизмы развития человеческой духовной любви в людях вообще и в детях особенности?

Прежде всего, это создание в детском коллективе, среди детей, между детьми и взрослыми условий для возникновения и функционирования в отношениях чувств, способствующих свободному зарождению духовной любви. Это и проявление заботы друг о друге, и соблюдение определенного этикета, вежливости, даже галантности, особенно в отношениях между мальчиками и девочками. Это поощрение симпатии и сочувствия, положительных эмоциональных отношений, деликатности, доверительности. Это взаимоподдержка, верность в дружбе, товариществе и даже жертвенность. Особое значение имеет развитие в детях понимания и чувствования красоты человеческих духовных отношений, эстетики поведения, одежды, быта, всей жизни. Любовь в детской среде поддерживает вся духовно-нравственная атмосфера: терпимость по отношению к убеждениям друг друга, но и строгость, требовательность, взаимная обязательность в деловых отношениях к учению, к труду, к самим себе. Невозможно развитие любви в детях вне борьбы с безнравственными отношениями и влияниями среды, отдельных программ средств массовой информации, пропагандирующих секс, эгоизм, насилие, цинизм, допускающих глумление над духовными святынями, распространение сквернословия. Наконец, зарождение нежного, легкого ранимого цветка духовной любви в детских душах неразрывно связано с нравственным самосовершенствованием, самовоспитанием молодых людей. Нельзя любить людей, если не преодолеешь в себе неприязнь, брезгливость к другому человеку, чувство злобы, зависти и мести.

Другой путь зарождения и развития любви к детям – чувствование, познание красоты мира и творение по ее законам. Красота, как объективное явление действительности, пробуждает в человеке свободное, спонтанно проявляющееся, стимулирующее поведение и деятельность субъективное чувство, доставляющее глубокое, возвышенное духовное наслаждение. Можно сказать, что красота есть сердцевина любви, ее сущность.

Наконец, еще один нравственный механизм поддержания и стимулирования ростков любви в душе ребенка. Он связан с самосовершенствованием личности и заключается в развитой способности внутренней эстетической неудовлетворенности, готовности нравственного покаяния. Человеку вообще, а ребенку тем более, важно жить с сознанием и переживанием своего нравственного и эстетического несовершенства. Как бы ни жил человек, в своем развитии он никогда не может достигнуть идеала. Да и суть нравственного и эстетического воспитания вовсе не в том, чтобы добиться невозможного, абсолютных вершин красоты и нравственности. Суть заключается как раз в бесконечном, пока жив человек, самосовершенствовании, в стремлении к недостижимому, ибо нравственность – не застывший абсолют, а именно стремление, деяние, движение, процесс.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1996. – С. 140-154.

Счастье – главная цель и смысл жизни человека!

Что для человека важнее всего в его жизни?

На этот вопрос чаще всего можно получить ответ, что для человека важнее всего его собственная жизнь . Разве человек, скажут некоторые люди, не отдаст все, что имеет, за то, чтобы жить?

Также часто можно услышать в ответ, что для человека важнее всего его здоровье. Когда человек, скажут другие люди, страдает от отсутствия здоровья, он тоже готов очень многим пожертвовать. Иногда отсутствие здоровья приносит человеку такие страдания, что он готов отдать даже свою жизнь, лишь бы избавиться от этих страданий.

Но на самом деле для человека важнее всего собственное счастье, наличие радости в его жизни.

Даже сама жизнь и здоровье имеют для человека меньшее значение, чем его внутреннее духовное состояние. Это подтверждает тот факт, что многие здоровые люди кончают жизнь самоубийством, когда несчастны и не имеют надежды изменить положение дел. Это с одной стороны. А с другой стороны есть не мало примеров счастливых людей, которые имеют большие проблемы со здоровьем, финансовым положением и т. д.

Да что говорить о крайних ситуациях. Человек даже в обычных условиях часто готов жертвовать своим здоровьем, а иногда в перспективе и самой жизнью ради получения положительных эмоций. Например, диабетик может съесть кусочек торта, алкоголик выпить стопку вина, хотя и тот, и другой прекрасно понимают, что это им категорически противопоказано. Но они, тем не менее, идут на это. А все ради того, чтобы лишний раз получить удовольствие.

Это еще раз подчеркивает, что личное счастье, наличие радости для человека важнее собственного здоровья и даже самой жизни.

Если мы внимательно присмотримся к окружающим людям, то увидим, что все они без исключения только и заняты тем, что пытаются получить удовольствие.

Кто-то пытается получить удовольствие через еду, кто-то через алкоголь, кто-то через никотин, кто-то через интимные отношения , кто-то через наслаждение властью, кто-то через обладание денег и т.д.

Даже те, кто совершают тяжелую и неприятную работу, делают это для того, чтобы получить то или иное вознаграждение, а с ним и положительные эмоции. Только в этом случае не сразу, а через некоторое время. Для многих их работа не доставляет удовольствия, но они ходят на нее и выполняют то, что им предписывается делать лишь для того, чтобы потом получить деньги, с помощью которых они наконец-то смогут получить то, что они действительно желают.

Чем бы человек не занимался, он всегда, в конечном счете, занимается одним и тем же. А именно, он всегда стремится к получению положительных эмоций. Различие заключается только в том, посредством чего человек пытается достичь удовольствия.

Даже герои , совершающие подвиги, движимы стремлением получить положительные эмоции. Возможно, кто-то на это мне гневно возразит, что многие люди совершали и совершают героические действия совершенно бескорыстно.

А я это и не отрицаю. Более того, я уверен, что это действительно так. Но, тем не менее, я все-таки смею утверждать, что все они совершали и совершают свои бескорыстные действия ради получения личного удовольствия.

Как такое может быть? Поясню, что я имею в виду. Люди, действующие бескорыстно, получают удовольствие оттого, что приносят радость другим. Это особая категория людей и их особенность заключается в способе получения ими положительных эмоций. Но, не смотря на свою особенность, и они стремятся к личному счастью пусть даже часто на подсознательном уровне.

Кстати, этот способ получения положительных эмоций идеальным образом подходит для совместного проживания людей. В этом случае человек и сам получает удовольствие, и приносит удовольствие окружающим. Только при таких ценностях возможно идеальное человеческое сообщество.

Если человека, действующего бескорыстно, лишить возможности радоваться тому, что его действия приносят радость другим, то он наверняка потеряет всякий интерес к таким действиям. То есть он потеряет стимул к бескорыстной жизни и перестанет совершать бескорыстные поступки.

Если Вы теперь обратите взгляд на себя, то увидите, что и Ваши устремления, в конечном счете, направлены на получение личных положительных эмоций, на достижение личного счастья.

Таким образом, личное счастье – главная цель жизни любого человека!

И не обязательно чтобы человек сознательно ставил для себя личное счастье в качестве главной цели. Счастье воспринимается человеком в качестве главной цели на подсознательном уровне. Человек этого может не понимать и даже отрицать. Но это действительно так.

Что в глазах человека стоит того, чтобы тратить на это свою жизнь? Жизнь – она настолько ценна для человека, что ему жалко тратить ее что-либо напрасно.

В чем смысл жизни человека? Для чего человек живет?

Смысл жизни человека в том, чтобы наслаждаться тем, что он больше всего желает. Именно для этого и рождается человек! Только на это человеку не жалко тратить свою единственную жизнь.

То есть вся деятельность человека, вся его жизнь должна быть построена вокруг своего собственного счастья. И эта деятельность, если человек действительно хочет быть счастливым, будет заключаться в том, чтобы (1) контролировать свои желания, которые должны быть ему только на благо, (2) расширять и (3) углублять свои возможности их достижения, (4) укреплять и (5) защищать достигнутое на пути к своему счастью.

Именно в этом смысл жизни человека. Именно для этого ему стоит жить. Только на это человеку не жалко своей драгоценной жизни.

Таким образом, счастье – это и смысл жизни человека!

То есть, СЧАСТЬЕ – ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!

Поэтому человеку чрезвычайно важно иметь возможность быть счастливым. Иначе он будет страдать, и смысл жизни для него будет потерян.

И здесь человека ожидает приятный сюрприз, который заключается в том, что СЧАСТЛИВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ!!!

Главное знать, как этого добиться.