Презентация исследовательской работы. Презентация к исследовательской работе Презентация по темам исследовательской деятельности на тему

  • Дата: 19.11.2023

Цыгвинцев Сергей (1 класс)

Презентации о любимой книге, об исследовании снега, а также работа об уходе за зубами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

2013 год МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА Выполнил ученик 1 класса МБОУ Редькинской ООШ Цыгвинцев Сергей

Все люди в детстве любят читать сказки. Есть и взрослые, которые тайком от своих детей читают красочные детские книжки, но все же сказки – любимое занятие именно детей. У каждого ребенка есть своя любимая книжка и свой любимый сказочный герой. Моя самая любимая книга называется « Волшебный мир сказок». В ней собраны известные русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Они учат добру, справедливости, смелости.

Мой любимый писатель это Шарль Перро Недавно я прочитал его сказку « Кот в сапогах».

Кот в сапогах» - одна из моих самых любимых сказок. Мне лично, к примеру, понравился такой находчивый и талантливый кот. Который, к тому же, делает своего хозяина богачом. Думаю, каждый из нас хотел бы иметь такого личного котика. Ну а пока его нет - остается только мечтать и верить в чудеса, которые порой встречаются и в реальной жизни.

Пусть сказка – вымысел и ложь, Но здесь прочтете между строк, Что в жизнь уверенно войдешь Лишь через школьный ты порог. Прозрачным солнечным лучом Проложится твой путь на свете, И жизнь основана на чем, Поймешь, проснувшись на рассвете!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектно-исследовательская работа на тему: « Почему нужно чистить зубы?» Выполнил: Ученик 1 класса МБОУ Редькинской ООШ Цыгвинцев Сергей 2013г

Цель работы: Понять почему нужно чистить зубы и как зубная паста влияем на зубную эмаль. Объект исследования: полость рта, зубная паста. Предмет исследования: влияние зубной пасты « Дракоша » на зубную эмаль. Задачи: - Изучить строение и состав зуба - Узнать виды зубов - Правила чистки зубов и средства по уходу за полостью рта. - Провести опрос и эксперимент. - Сделать выводы. Методы исследования:- собрать информацию о зубных пастах - провести эксперимент.

Постановка проблемы Однажды день подошел к концу. Я устал, но мама настаивала, что нужно почистить зубы. Я задумался: Почему нужно чистить зубы? Почему зубная паста, которая продается в магазине разная и как паста влияет на зубную эмаль? Я решил сам найти ответы на эти вопросы.

Понятие зуба Зуб - это костное образование, расположенное в ротовой полости у человека,выполняющие функции захватывания, удержания пищи, её механической переработки - пережёвывания. 1 неделя: Я решил прочитать книги и статьи в Интернете по моей теме, чтобы понять, что из себя представляют зубы. И вот, что я узнал:

Состав зуба Корень зуба (3) находится в специальном углублении челюсти. Основная функция корня – крепление зуба к челюсти. Шейка зуба (2) отделяет корень от коронки. Шейка начинается там, где заканчивается слой эмали. Коронка зуба (1) в норме выступает над краем десны. Коронка покрыта эмалью – самой твердой, жевательной частью зуба. В коронке зуба находится полость зуба, которая переходит в зубной канал.

Виды зубов Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части полости рта расположены резцы - зубы с режущим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки - конусовидные зубы, предназначенные для отрывания кусочков пищи. Далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные. У них есть жевательная поверхность и они имеют более одного корня. На жевательной поверхности таких зубов имеются углубления, называемые фиссурами. Эти зубы измельчают и перемалывают пищу.

Правила чистки зубов Зубная щетка должна двигаться по зубу сверху вниз Не забывай очищать внутреннюю часть зуба Обязательно очищай пространство между зубами Аккуратно вычисти задние (коренные) зубы.

Средства для ухода за зубами Современные средства для ухода за зубами и полостью рта по их предназначению можно систематизировать на группы, представленные на схеме. К средствам для механического очищения зубов относят: - зубные щетки; - межзубные средства: зубочистки, зубные нити (флоссы), ленты, щетки; - зубные пасты, порошки; - зубные эликсиры (ополаскиватели).

Результаты опроса В результате опроса я выяснил, что 90% (18 человек из 20) моих одноклассников регулярно 2 раза в день (утром и вечером) чистят зубы. Опрос показал, что ребята из нашего класса пользуются различными зубными пастами, но все они относятся к виду детских зубных паст. Пастой « Colgate Заяц» пользуются 20% (4 человека) учеников, предпочтение пасте « Смешарики » отдают 10% (2 человека), пасту « Новый жемчуг» и « Мое Солнышко» выбрали 15% (3человека) опрошенных. Наименьшей популярностью в классе пользуется паста « Аквафреш ». Ей пользуется 1 человек в классе (2%). Большинство моих одноклассников, по данным опроса – это 25% (5 человек), пользуются зубной пастой « Дракоша ».

3 неделя: Проведение эксперимента Изучив теоретическую информацию и проведя опрос в классе, я решил провести опыт и узнать на практике, как зубная паста « Дракоша » влияет на зубную эмаль и защищает ее от воздействия вредных кислот. Для эксперимента я взял: 2 куриных яйца 2 емкости Уксусная кислота (9%) Лимонная кислота (9%) Зубная паста « Дракоша » Зубная щетка

Эксперимент 1) Разделяем лейкопластырем яйца пополам 2) Наносим зубную пасту на одну из половинок яйца 3) Помещаем одно яйцо в уксусную кислоту, а другое в лимонную.

Наблюдения Я наблюдал что, под воздействием кислот, на необработанных половинах скорлупы появились пузырьки. В результате чего, спустя 5-6 часов необработанные половины яиц стали мягкими, а обработанные зубной пастой « Дракоша » остались твердыми. Исходя из этого, я сделал выводы, что кислоты разрушают зубную эмаль. Зубная паста, содержащая фтор и кальций, укрепляет зубную эмаль.

Выводы и заключения Проведя исследования я уяснил для себя несколько правил, которые необходимо соблюдать: 1) Зубы нужно чистить зубной щеткой с пастой каждый день: утром после завтрака и вечером перед сном 2) Зубную щетку тщательно нужно промывать. Не хранить ее в закрытом футляре. Щетку нужно периодически менять. 3) Пользоваться нужно специальными детскими зубными пастами. И выбирать ту, которая больше тебе подходит. 4) Не забывайте посещать врача стоматолога два раза в год, даже если зубы не болят. 5) После каждой еды рот стоит прополоскать водой. Если у тебя нет такой возможности, употребляй жевательную резинку, но не долго! Если вы будете выполнять эти несложные правила по уходу за полостью рта, то ваша улыбка всегда будет белоснежной, а зубы здоровыми. Несмотря на то, что я многое узнал о том, как правильно и почему нужно чистить зубы, какими пастами, мои исследования на этом не заканчиваются. В будущем мне бы хотелось рассмотреть вопрос о том, почему болят зубы? Что такое кариес и как с ним бороться?

Мы чистим, чистим зубы И весело живем. А тем, кто их не чистит, Мы песенку поем: - Эй, давай не зевай, О зубах не забывай, Снизу вверх, сверху вниз Чистить зубы не ленись.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектно-исследовательская работа по теме: «Почему снег белый?» 2012 год Выполнил: Ученик 1 класса МБОУ Редькинской ООШ Цыгвинцев Сергей

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. А под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.

Постановка проблемы Наступила зима. На улице стало холодно. Однажды утром я проснулся и выглянул в окно. Я увидел, что все вокруг: земля, деревья, крыши домов, стало белым. Это выпал первый снег. Я задумался: Почему снег всегда белый?

как я проводил исследование 1 день Прочитал книги по теме. Решил проверить догадку о том, что белый цвет снега связан с отражением света.

из книг я узнал: -каждая снежинка – это маленькая льдинка -снежинки лежат по - разному -снежинки отражают свет в разные стороны

Как я проводил опыты. 2 день Опыт 1. Взял стакан, кусок полиэтилена, ножницы. Целый кусок полиэтилена прозрачен.

Затем я его порезал на мелкие кусочки и положил в стакан. Каждый кусочек – модель снежинки. Результат: « Снег» в стакане белого цвета.

Опыт 2. Налил воду в стакан и поставил в морозильную камеру. Через некоторое время вода замёрзла и превратилась в прозрачный лёд.

Разбил его на мелкие кусочки. Он стал белого цвета.

Заключение. Из опытов я понял: полиэтилен и кусок льда – прозрачны. Свет через них проходит не отражаясь. Кусочки полиэтилена и льда лежат по – разному и отражают свет в разных направлениях. Вывод. Снег белый, потому – что каждая снежинка отражает свет в разные стороны. Свет, как говорят учёные, «рассеивается». Так получается белый цвет.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: ученица 3 класса Редькинской ООШ Мальцева Дарья Проектная работа «Шоколад: польза или вред»

Цель исследования: изучить вопрос о положительных и отрицательных воздействиях шоколада на организм человека Задачи: 1. Познакомиться с историей шоколада. 2. Собрать сведения о вреде и пользе шоколада. 3. Установить влияние шоколада на здоровье человека. 4. Изучить состав шоколада.

История шоколада началась очень давно, более 500 лет назад. Христофор Колумб привёз какао – бобы королю Фердинанду из экспедиции в Новый Свет.

Шоколад бывает разный, его изготавливают из шоколадной массы с добавлением молока. Выпускают шоколад в виде плиток, батончиков и других фигур с различными начинками: ореховой, кремовой, молочной и сливочной.

Польза. 1. Шоколад придаёт энергию человеку. 2. Богат сахаром и жирами. 3. Содержит калий и магний А ещё шоколад полезен для сердца, врачами установлено, что в какао – бобах есть вещества, которые благоприятно воздействуют на сердечно – сосудистую систему. Есть такое поверь, что шоколад вреден для зубов. Шоколад не вреден для зубов, потому что какао препятствует разрушению зубной эмали.

1. Существует несколько химических элементов, придающих шоколаду, которые вызывают зависимость от него, например, кофеин. 2. А ещё сладости могут вызвать боли в животе, изжогу и тошноту. Вред.

Вывод. Умеренное употребление шоколада в пищу, благотворно влияет на человека. В шоколаде содержатся полезные вещества, положительно влияющие на работу организма, но превышение этих веществ способно нанести вред организму.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РЕДЬКИНСКАЯ ООШ Исследовательская работа. «Что означают наши имена?» Комиссарова Татьяна 3 класс Тавлиханова Наталья Николаевна Г. Бор, 2015г.

Цель: разобраться в чем состоится тайна имени, и как оно влияет на судьбу человека. Задачи: -изучить историю появления моего имени; -изучить значения имен своих одноклассников; -научиться выполнять полученные результаты.

Загадка - что принадлежит только тебе, но другие пользуются им чаще? Это загадка об имени. Имя - неотъемлемая часть личности. Прикоснуться к имени, значит прикоснуться к человеку. Имя человека несет в себе огромную информацию и даёт ответы на многочисленные вопросы. В какой профессии наиболее полно раскрываются природные задатки будущего гражданина? Как сложатся отношения семье? Как будет он растить своих детей?

Имя раскрывает характер человека, может влиять на судьбу человека, и выбор будущей профессии. С древнейших времен человечество трепетно относилось к имени. Как правило оно свидетельствовало о предназначении новорожденного, и, давая имя, рассчитывали на покровительство и защиту Бога.

Источником множества имен, которые используются и посей день, стала Библия, в которой каждое имя что-то значит для человека. Я узнала, что имена моих одноклассников означают следующее: Ангелина - ангельская, Татьяна - учредительница, Валентин - здоровый, Максим - величайший, Давид - возлюбленный, Августин -блаженный, Сергей - послушливый, Анна - госпожа, Анастасия – воскрешая, Михаил - кто как Бог, Евгении - благородный, Владимир - владеть миром, Кристина -христианка, Дарья – сильная, Василиса – царица, Кира – хозяйка, Никита – победитель, Александр – защитник людей.

ТАЙНА ИМЕНИ ТАТЬЯНА. Что в имени моем? Меня зовут Татьяна. Мама и папа назвали меня по святцам, потому что я родилась в январе, когда у Татьян имянины-25 января. Планета-Марс. Цвета - жёлто-зеленый, небесно-голубой, символизирующий душу, красный. Имя Татьяна, греческое по происхождению, в переводе означает "устроительница". Покровительница всех Татьян - Татиана, жившая в 3 веке нашей эры. Татьяна посвятила свою жизнь преподаванию христианства. Казнена во время гонений на веру. В России Татьяна считается покровительницей студентов, потому что 25 января 1755 года был подписан указ об основании Московского университета, а университетская церковь получила имя святой мученицы Татианы.

Храм великомученицы Татьяны в М оскве.

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ТАТЬЯНА. Татьяна с самых ранних лет знает, чего она хочет, не терпит возражений, обладает отличной памятью, обаятельна, любит принимать гостей, с успехом проявляет себя в разных областях, но предпочтение отдает профессиям творческим. В мире природы являются её символами черника и рысь, а имени Татьяна соответствует число 3, которое указывает на талант, на мир искусства.

Я узнала, что у многих известных людей есть такое же имя: Татьяна Самойлова - актриса Татьяна Пельтцер - актриса Татьяна Тарасова - тренер по фигурному катанию Татьяна Горбунова - гимнастка Татьяна Навка - фигуристка Татьяна Плохих - самая маленькая женщина России рост-81см вес 11кг В нашей школе есть 2 преподавателя с именем Татьяна.

Проведя все эти исследования, я узнала много интересного, и теперь я знаю все о своем имени, поняла, что судьба человека тесно связана с его именем. Научилась находить интересную информацию в разных источниках.

ИСТОЧНИКИ. 1) Православный церковный календарь. 2) Как выбрать имя вашему ребенку Б. Хигер. 3) Интернет.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Меня заинтересовал вопрос: Какие есть наиболее распространенные болезни зубов? Как их вылечить? Я поставил себе цель найти ответы на эти вопросы. Цель работы: 1) узнать о наиболее распространенных болезнях зубов; 2) изучить различные способы лечения зубной боли. Объект исследования: полость рта, настойка из луковой шелухи. Предмет исследования: лечение кариеса настойкой из луковой шелухи. Задачи: - Изучить понятие зубной боли. - Узнать - что такое стоматология. - Узнать такие болезни зубов, как кариес, пульпит, периодонтит и методы их лечения. - Провести опрос и эксперимент о лечении зубной боли. - Сделать выводы. Методы исследования:- собрать информацию о болезнях зубов - провести эксперимент.

Зубная боль, как и любая другая боль – это защитная функция организма, своеобразный сигнал о том, что с зубами не все благополучно. 1 неделя: Я решил прочитать книги и статьи в Интернете по моей теме, чтобы понять, что такое зубная боль. И вот, что я узнал: Стоматология – медицинская дисциплина, изучающая органы полости рта, их физиологические и патологические состояния, а также занимающаяся предупреждением и лечением заболеваний этих органов.

КАРИЕС Кариес зубов – одно из наиболее распространенных заболеваний, встречающееся в стоматологической практике. В той или иной форме кариесом больны зубы 95% населения. Основные причины возникновения и развития кариеса зубов: неудовлетворительная гигиена полости рта (недостаточный уход за зубами и их нерегулярная чистка) нерегулярное посещение стоматолога слабый иммунитет организма неправильное питание (недостаток витаминов, обилие пищи, содержащей сахар, отсутствие в рационе сырых овощей и фруктов) низкое содержание кальция, фтора и фосфора в питьевой воде наследственная предрасположенность организма к кариесу. В зависимости от стадии заболевания различают следующие виды кариеса: начальный кариес зубов, поверхностный кариес зубов, средний кариес зубов, глубокий кариес зубов ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА Гигиеническая чистка зубов Сбалансированное питание Регулярное посещение стоматолога Чистка зубного камня

ПУЛЬПИТ Пульпит – заболевание зубов, связанное с воспалением пульпы (мягких тканей зуба, включая зубной нерв), которое происходит, как правило, в результате запущенного развития кариеса. Основные причины пульпита микробы и продукты их жизнедеятельности, которые проникают к нерву зуба из кариозной полости различные механические травмы зуба, в результате которых происходит отлом или скол значительной части зуба; воздействие температурных или химических раздражителей часто пульпит зуба является осложнением кариеса, а также может быть следствием неправильных действий врача (некачественные пломбы, воздействие химических веществ).

Лечение и профилактика пульпита ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА Раньше начинать лечение у стоматолога Своевременное лечение кариеса Следить за гигиеной полости рта ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Периодонтит Периодонтит – это воспаление периодонта (плотных соединительных тканей, удерживающих корень зуба в его ячейке). Симптомы периодонтита Первым признаком периодонтита является кровоточивость десен при чистке зубов и постоянный неприятный запах изо рта. Неприятные ощущения могут возникать при приеме пищи, особенно остро реакция «нытья десен» может возникнуть при холодной или горячей пище. По симптомам различают острый и хронический периодонтит. ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА Соблюдение гигиены ротовой полости Своевременное стоматологическое удаление налета Внимательное отношение к своему рациону питания

2 неделя: Исследования в классе

3 неделя: Проведение эксперимента Изучив теоретическую информацию и проведя опрос в классе, я решил провести опыт и узнать на практике, как настойка из луковой шелухи помогает при лечении кариеса. Для приготовления нам нужно: Луковая шелуха (3 чайных ложки) Вода (0,5 литра) Марля или ситечко, для процеживания отвара Небольшая кастрюля

Эксперимент Последовательность моих действий: Берем пол литра воды и кипятим ее в чайнике После того как вода вскипела, берем кастрюлю, высыпаем в нее луковые перья и заливаем кипятком.

Эксперимент 3) После этого доводим полученную смесь до кипения. 4) После процедить раствор сквозь марлю, и дать ему настояться в течение восьми часов. 5) Препарат готов к употреблению.

Наблюдения Целый месяц 2 раза в день (утром и вечером) я полоскал зубы отваром из луковой шелухи. После этого я пришел на прием к стоматологу, и его ответ о состоянии моей полости рта очень порадовал: на тех зубах где был начальный кариес, он прошел. на тех где был глубокий он остался неизменным т.к по словам стоматолога, глубокий кариес без вмешательства врача не вылечить. ВЫВОДЫ Проведя исследования я уяснил для себя несколько правил, которые необходимо соблюдать: Всегда лучше предупредить возникновение заболеваний, чем бороться с его последствиями, это является прописной истиной. Банально, просто, и максимально эффективно – регулярно чистите зубы. Жуйте жевательную резинку без сахара. Воздержитесь от употребления всего липкого и сладкого. Регулярно посещайте стоматолога. В следующей работе я буду рассматривать тему об имплантах т.к в наши дни здоровые зубы и красивая улыбка являются неотъемлемым атрибутом благополучия и успешности человека в социуме.

Список литературы 1) Волкова Ю., Шапиро Е., Липовская И. Профилактика стоматологических заболеваний. Спб.: ООО «МЕДИ издательство», 2008. 2) Дрожжина В.А., Федоров Ю.А., Блохин В. П. Применение зубных эликсиров на основе природных биологически активных веществ в лечении и профилактике заболеваний пародонта //Стоматология. 1996. Спец. вып 3)Домашняя Медицинская Энциклопедия. Москва «Медицина» 1993 г 4) Макеева И.М.Болезни зубов: кариес, некариозные поражения, пульпит, периодонтит: учебное пособие для студентов стоматологических факультетов //Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 5) Ронь И.Г. Актуальные вопросы стоматологии // Сборник научных трудов. [Сб. ст.] Екатеринбург: ИД «Тираж», 2011. 6) www.pochemuchka.ru 7) http\www. Wikipedia.org 8) http\www. medicus.ru


Исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетов современного образования.

Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

Без навыков исследовательской учебной деятельности учащимся сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.



Спецификой исследовательской работы в начальной школе является систематическая, направляющая, стимулирующая, корректирующая роль учителя; привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы.


  • Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод изучения чего-либо.
  • Выбор темы – весьма трудный и ответственный этап исследования.
  • Следующим и очень важным этапом в работе над проектом и исследованием является определение актуальности и практической значимости работы.

  • Всякая цель должна обладать пятью основными признаками:
  • полнотой содержания;
  • временной определённостью;
  • реальностью (соответствием возможностям);
  • побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности);
  • операциональностью определения ожидаемого результата.

  • К гипотезе предъявляют определённые требования:
  • она должна содержать предположение;
  • она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;
  • она должна быть логически непротиворечивой;
  • она должна быть реально опровергаемая или доказуемая.
  • Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из неё вытекают.

  • Поставив цель и определив задачи, необходимо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования.
  • Метод – способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. Основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определения понятий.

На этапе планирования исследования работы необходимо составить план, который представляет собой более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

Итогом исследовательской работы младших школьников является подготовка к защите и сама защита. Собранные материалы могут быть представлены в виде макета, выполненного из разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.


В 2012-2013 году являлась руководителем НОУ «Эврика». С моей ученицей мы создали проект «Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека».

Данный проект представлен на районной ученической конференции исследовательских работ «Мой первый доклад», заняли 2 место.



Приняли участие в районном конкурсе исследовательских работ

«Твои люди Север!»,

заняли 2 место.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организация исследовательской деятельности учащихся Ширяева Галина Михайловна учитель МКОУ СОШ с УИОП №7 города Кирово- Чепецка Кировской области

2 слайд

Описание слайда:

Учебно-исследовательская деятельность школьников- процесс решения ими научных или личностных проблем. Цель –построение субъективного знания. Учебный проект -организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Учебный проект с точки зрения: учащегося –это возможность делать что-то самостоятельно, проявить себя, принести пользу и показать результат; учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое помогает формировать ключевые компетентности учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

Технология организации деятельности учащихся Первый этап – создание мотивации, выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Второй этап – ознакомление с методами и приемами доступной для учащихся научно-исследовательской работы

4 слайд

Описание слайда:

Выбор темы исследовательской работы Требования к теме: Актуальность для школы, государства или науки. Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему («Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?» Может иметь два названия: теоретическое и творческое. («Когда звонят колокола…Особенности инфразвукового звучания колокола») Реализуема. Доступна и конкретна для разработчиков.

5 слайд

Описание слайда:

Различия между темами для рефератов и исследовательских работ Тема реферата Тема исследовательской работы Название достаточно простое, общее, охватывает широкий круг вопросов Название сложное, указывает на конкретность исследуемого вопроса. В нем присутствуют такие слова как, «причины, особенности, роль, моделирование, оценка, проблемы, анализ, влияние, характеристика и т.д.

6 слайд

Описание слайда:

Примеры тем исследовательских работ 1. Смертная казнь: за и против 2. История одной медали 3. Картофель и солонин - непростая дружба 4. Масляные краски.Можно ли их сделать самому? 5. Цветущий рай 6. Судьба детских площадок 7. Создание солнечной батареи 8. Физическое оборудование из пластиковых бутылок. 9. Влияние различных факторов на скорость химических реакций 10.…И мы сохраним тебя, русская речь… 11. Изучение зрительской аудитории сериалов. 12. Частотность употребления личных имен. 13 Отношение старшеклассников к музеям 14. Подросток и суицид. (Исследование отношения подростков к суициду)

7 слайд

Описание слайда:

Виды тем Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях. Эмпирические или экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках

8 слайд

Описание слайда:

Определение проблемы, как начала исследования Проблема - в переводе с греческого задача, трудность. Условие возникновения проблемы – потребность в чем-либо Определить проблему – установить несоответствие между желаемым и действительным. Проблема может быть сформулирована в виде: -Вопроса (использование слов: каковы, как, в какой мере?) -Проблемной ситуации (отражает реальное состояние субъекта, объекта и внешней среды -Проблемной теоретической или практической задачи Проблема: Субъективная: для себя (пробел в образованности) Объективная: решения проблемы пока не существует, его никто не знает)

9 слайд

Описание слайда:

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. (М. Н. Арцев) Актуальность темы Научная новизна элемент новизны – это введение новых понятий, использование новых методологических подходов Практическая и теоретическая значимость Актуальность исследования

10 слайд

Описание слайда:

Основные методы исследования. Эксперимент –научно-поставленный опыт, главное условие которого – повторяемость. Наблюдение –исследование предметов и явлений объективной действительности в том виде, в котором они происходят в естественных условиях. Сравнение –для установления общих свойств, признаков, присущих данным предметам или явлениям. Описание –перечисление ряда признаков, которые раскрывают предмет. Анализ –предмет мысленно или практически расчленяют на составные элементы. Исследуют их в отдельности и выделенные элементы соединяют с помощью синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями.

11 слайд

Описание слайда:

Общее и частное в исследовании Определяя объект исследования, необходимо ответить на вопрос: что рассматривается? Устанавливая предмет, вы определяете как будете рассматривать объект в данном исследовании. Предмет обозначает аспект рассмотрения объекта. Объект объективен Предмет субъективен Например, в работе «Влияние темперамента на формирование характера» объект – влияние темперамента на человека, предмет – влияние темперамента на формирование характера.

12 слайд

Описание слайда:

Формулирование гипотезы Гипотеза – это предвидение событий, предположение по решению проблемы. Грамматические конструкции, используемые при формулировке гипотез: Может быть… Предположим Допустим Возможно Если….., то….. (Предположим, что общение с животными приводит к стабилизации психоэмоционального состояния человека)

13 слайд

Описание слайда:

Определение цели и задач исследования Цель исследования – это сформулированный в общем виде желаемый результат. Цель в исследовательской работе бывает одна. При формулировании цели могут быть использованы глаголы: доказать, изучить, выявить и т.д. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Задачи могут быть поставлены для теоретической и практической части.

14 слайд

Описание слайда:

Планирование хода исследования. Вопросы для планирования: Что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку; Какие источники информации необходимо изучит; Какие способы сбора и анализа информации можно использовать; В какой форме или каким способом можно представить результаты работы; Каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности; Как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется в группе)

15 слайд

Описание слайда:

Использованные источники 1 .Г.Б. Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Основы проектной деятельности школьников: Методической пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе). Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006 г.-224 с. 2. Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Метод проектов-технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006 г.- 176с. 3. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие – 9е издание, исправленное и дополненное. - М: Интернет-Университет Информационных технологий, 2008г.-144с. + СD 4.Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников». № 1,2,3-2008г. 5.Основы проектной деятельности: Программа курса регионального компонента БУП 5-9 классы, под редакцией С.И.Мелехиной. Киров: КИПК и ПРО, 2007г.-138с. 6.С.И.Мелехина. Основы проектной деятельности учащихся 5-9 классов: учебно-методическое пособие, 1 часть.- Киров; КИПК и ПРО, 2008г.-221 с. 7.Ю.В.Семенов. Основы проектирования: Исследовательский проект; учебно-методическое пособие. Киров: Издательство КИПК и ПРО, 1007г.-55 с. 8.Ю.В.Семенов. Основы проектирования: Исследовательский проект; рабочая тетрадь. Киров: Издательство КИПК и ПРО, 2007г.-31с.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Материалы для помощи в организации исследовательской деятельности МОУ Уйско-Чебаркульская сош Паначёва И.Е.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

1. Подготовительный этап: 1.Выбор примерной темы (заглавия) работы, которая задает направление исследования. Тема окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Она отражает суть выполненной работы 2.Определение цели работы. Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно. 3.Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы. Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. 4.Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Расшифровка отдельных этапов выполнения индивидуальной исследовательской работы:

2. Основной этап: 1.Поиск и изучение литературы по теме исследования. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. 2.Формирование главы: «Обзор литературы». Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. 3.Выбор методов исследования. Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов. 4.Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы. 5.Подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи. Содержит следующие разделы введение с целью работы; гл.: «обзор литературы»;гл.: «материалы и методы»;гл.: «результаты и их обсуждение» выводы; список использованной литературы. 6.Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы. 7.Подготовка работы к презентации Определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.

Характерная для исследовательской деятельности ситуация, когда и учитель и ученик становятся как бы «рука об руку» (в отличие от традиционный схемы, где учащийся и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, проверяющий и проверяемый), учащийся чувствует в учителе соратника, помощника, наставника. При этом и реализуется связь «коллега-коллега». Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором экспериментального материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося, контроля его собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика. А в процессе личностного общения неизбежно происходит выход за рамки исследуемого предмета. В результате реализуется вторая характерная функциональная связь – «духовный наставник – младший товарищ», посредством которой происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.

Это означает что главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются безусловно главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы: Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Ученический исследовательский проект - констатация факта, подтверждение гипотезы.

Структура исследовательской работы Название темы Краткое обоснование актуальности темы (из каких потребностей и противоречий практики вытекает необходимость организации именно данного исследования). Предмет исследования. Цель исследования Гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, нововведение, за счёт которого ожидается получить высокую эффективность. Задачи. Методы и конкретные методики исследования (виды анкет, тесты, экспериментальный дидактический материал, карты, графики, статистические данные). Сроки исследования (время начала, время предполагаемого завершения). Критерии оценки. Прогноз: а) положительных результатов; 6) возможных потерь; в)продумывание компенсаций. Форма представления результатов эксперимента (реферат, презентация, публикация, Web -сайт) Выводы (соотношение между гипотезой и полученным результатом).

ВЫВОДЫ Теоретическая и практическая значимость исследования и ее новизна. Раскрывается, как влияют результаты исследования (эксперимента) на развитие теории, какую практическую ценность они имеют и какие новые, ранее неизвестные факты открыты в процессе исследования (эксперимента). Внедрение результатов исследования в практику (тиражирование или распространение). Показывается, как результаты проведенной работы сообщены на конференциях, семинарах, совещаниях, отражены в публикациях К отчету предъявляются следующие основные требования: четкость построения, логическая последовательность изложения материла, убедительная аргументация, краткость и четкость формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Методы исследования: Картографический метод исследования – это анализ географических условий государства по карте. Статистический метод - это метод исследования количественной стороны массовых общественных и др. явлений и процессов. Статистический метод дает возможность в цифровом выражении характеризовать происходящие изменения в общественных процессах Аналитический метод исследования – это анализ массива информации по какому-либо предмету, вопросу Сравнительный метод исследования – это проведение исследования путем сравнения двух или нескольких объектов между собой Проектный метод как средство организации исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования): Изучение теоретического материала Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы Освоение методики исследования Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Представление исследовательской работы

Представление исследований Представление исследования, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Планирование содержания презентации учащегося Общая цель проведения самостоятельных исследований учащихся в рамках проекта: ___ Проблема, обозначенная учащимся для проведения самостоятельного исследования: ___ На какие вопросы учебной темы даст ответы учащийся в своем исследовании:__ Какие этапы и результаты исследования могут быть представлены в презентации учащегося:____ Как могут быть представлены в презентации методики (анализ или оценка, интерпретация, сравнение, развитие и др.), на основе которого производится исследование учащегося:___ Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать при создании презентации (Интернет-ресурсы, мультимедийные энциклопедии, учебники и др.):___ Для достижения задач, поставленных в учебном проекте, презентация ученика будет в себя включать следующее:____ Название презентации (в рамках основополагающего вопроса) индивидуального исследования ученика (или группы учеников): ___ Имя и фамилия автора (авторов) презентации: ____ Краткое описание целей и задач исследования, которые решает конкретный участник (группа учеников) в рамках проекта: _____ Гипотеза, которая была положена в начало самостоятельного исследования: __ Цитата по теме исследования: ___ Основные результаты, полученные данным участником (группы учеников) в итоге работы в проекте:____ Анализ или оценка:__ Интерпретация: ___ Сравнение/противопоставление: ___ Развитие: ___ Ссылки на информационные ресурсы, используемые в исследовании, и описание необходимых для самостоятельного исследования ученика (группы учеников) веб-сайтов: ___ Список использованной литературы:____-_________________________________________

Сценарий презентации: 1 слайд. Тема исследования. Авторы. 2 слайд. Цель исследования. 3 слайд. Задачи исследования. 4 слайд. Ход работы: Описание работы. Промежуточные результаты. Таблицы. Графики. (n количество слайдов) n+1 слайд. Вывод по работе (учитывайте поставленную цель) n+ 2 слайд. Список ресурсов. n+ 3 слайд. Благодарность тем, кто участвовал в работе над проектом

Формы организации исследовательской деятельности учащихся Элементы исследования в рамках учебных предметов Предметы в рамках базисного компонента Элективные курсы – школьный компонент Группы дополнительного образования Экскурсия Интегрированная программа общего и дополнительного образования Поход или экспедиция Конференция или конкурс Клуб или молодежное объединение

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности: www . researcher . ru Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. www . vernadsky . dnttm . ru сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on - line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. www . issl . dnttm . ru сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. www . konkurs . dnttm . ru обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on - line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. www .subscribe. dnttm . ru рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке)  по материалам В.А. Леонтовича. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. – http:// www.iteach.ru / metodika.esp .


Слайд 2

Чем исследовательская работа отличается от реферата?

Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere - докладывать, сообщать)-письменный доклад или выступление по определённой теме, в которых обобщается информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т.п.

Слайд 3

Исследование -

(англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung) Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных методов (эксперимент, наблюдение и т.д.).

Слайд 4

Метод проектов – метод проблем

Метод проектов зародился во второй половине XIX века, основоположником был философ-идеалист Джон Дьюи. Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского - “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: “Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта”.

Слайд 5

Основные элементы структурыисследовательской работы

Титульный лист Оглавление Введение Глава I. Теоретическая часть Глава II. Исследовательская часть (количество глав может быть различным, в зависимости от задач, поставленных в работе) Заключение Список используемой литературы Приложения (при необходимости)

Слайд 6

Введение

Актуальность работы; - цель работы; - задачи исследовательской работы (обычно сколько глав, столько и задач); - объект (то, что изучается); - предмет (поле изучения объекта); - гипотеза; - методы исследования; - обзор литературы.

Слайд 7

Основная часть

В главах основной части исследовательской работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются резульB0ты. Все мате@и0лы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Слайд 8

Слайд 9

Заключение

Эта часть работы играет роль концовки, вывода. В заключении автор указывает достиг ли он цели работы, подтвердилась ли выдвинутая им гипотеза? Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные научные результаты получены.

Слайд 10

В конце работы приводится список использованной литературы. В тексте работы могут быть ссылки на тот или иной научный источник. В приложении помещаются вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, графики, рисунки, и т.д.

Слайд 11

Слайд 12

Актуальность

Для определения актуальности необходимо оценить теоретическую и практическую значимость темы, для чего необходимо ответить на след. вопросы: Чем эта тема интересна не только автору работы, но и другим людям. Чем эта тема важна сейчас, в данное время. Может быть, эта тема плохо исследована, может быть, напрямую касается автора, может быть связана с теми событиями, что происходят в мире, в стране или даже в нашей школе. Важно доказать значимость выбранной темы.

Слайд 13

Цельисследования формулируется с учетом заявленной темы и содержится, как правило, в самой теме. Цель работы должна чётко соответствовать теме работы. Цель исследовательской работы должна быть сформулирована чётко и ясно, она должна быть конкретна и выполнима. Исходя из поставленной цели, выдвигаются задачи исследовательской работы. Задачи должны объяснять, как мы будем поэтапно, пошагово достигать поставленной цели.

Слайд 14

Гипотезадолжна быть прогностической и предсказывать научный или практический вклад. Ключевые слова: «Гипотеза исследования основана на предположении о том, что…» гипотеза, т.е. предположение автора о том, какие результаты в ходе исследовательской работы могут быть достигнуты. И уже в ходе исследовательской работы гипотеза или подтверждается или опровергается исследователем. Гипотеза не должна быть слишком простой, примитивной.

Слайд 15

Методы исследования

Эмпирические (опытные) методы: - наблюдение - измерение - описание - эксперимент Общелогические (теоретические) методы: - анализ - аналогия - синтез - сравнение - обобщение - моделирование Методики: - опрос - проведение опытов - анкетирование - контент-анализ - интервьюирование - и другие

Слайд 16

Обзор литературы – это не механическое переписывание фраз из разных книг и статей. Сведения, полученные из литературы, должны быть изменены словами автора. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно сделали до вас. Ключевые фразы: «Анализ литературы по вопросам…» «Наиболее полно содержание данного вопроса раскрыто в работах…(фамилии)»

Посмотреть все слайды