Что проверяют у сотрудника. Как работодатель проверяет Вас на «вшивость. Какие нарушения имеют место при оформлении трудовых договоров, Наиболее частые нарушения в кадровом учете

  • Дата: 10.12.2023

Служба безопасности должна направлять свою деятельность не только на предотвращение нанесения морального или экономического ущерба извне, но и на обеспечение гарантий внутренней безопасности, то есть предупреждать возможное нанесение ущерба организации ее работниками.

При определении направления своей работы службой безопасности должны учитываться: организационная структура компании, территориальное расположение ее подразделений, особенности их функционирования.

Сотрудниками СБ уделяется особое внимание кадровому составу тех подразделений, в которых сосредоточены или хранятся материальные ценности, а также документы, в которых содержатся конфиденциальные сведения (с целью предотвращения утечки информации, являющейся коммерческой тайной).

Помимо того, работники СБ уделяют особое внимание тем категориям работников, которыми могут быть совершены неправомерные действия, нанесен ущерб экономической безопасности организации. Прежде всего здесь имеются в виду сотрудники, работающие с договорами, бухгалтерский состав, лица, имеющие право распоряжения бланками и печатями, сотрудники информационно-технического отдела, персонал, имеющий доступ к коммерческой тайне.

Секюрити в работе с кадровым составом компании используются самые различные методики предупредительно-профилактического характера, а именно: инструктажи, обучение, санкции и т.д.

Работа с кадрами в компании работниками СБ осуществляется по следующим направлениям:

  • проверка претендентов при трудоустройстве, выявление возможных угроз и рисков для организации;
  • обеспечение безопасности в ходе исполнения работниками должностных обязанностей;
  • предупреждение утечки информации, являющейся коммерческой тайной, или нанесения компании экономического ущерба в случае увольнения работника.

Как проверяет служба безопасности при приеме на работу

Подбор персонала организации осуществляется согласно требованиям, предъявляемыми к каждой вакантной должности, с учетом личностных качеств, профессиональных навыков и умений претендента.

Осуществляя отбор кандидатов, нужно руководствоваться тем, что потенциальный работник должен:

  • обладать надлежащей квалификацие й или возможностью быстрого ее приобретения;
  • относиться лояльно к компании ;
  • иметь высокие моральные качества .

Предварительная работа

Служба безопасности при приеме на работу новых сотрудников подключается к работе кадровиков еще на этапе составления объявлений о свободных рабочих местах.

Поиск потенциальных сотрудников на данном этапе осуществляется самыми различными способами:

  • анализируются предложения рекрутинговых агентств, службы занятости;
  • размещаются соответствующие объявления в периодических изданиях;
  • рассматриваются имеющиеся в базе резюме и ;
  • просматриваются предложения лояльных сотрудников, работающих в организации на протяжении длительного времени;
  • изучаются предложения специалистов из узкоспециализированных периодических изданий, на интернет-ресурсах и т.п.

Сотрудники СБ принимают участие в разработке психологических тестов, составлении профессиональных опросников, детально оценивая каждый из них совместно с специалистами подразделений, в которых имеются открытые вакансии.

Все предоставляемые кандидатами документы детально анализируются сотрудниками отдела по управлению персоналом и секьюрити. При этом оценивается полученное кандидатом образование, опыт работы, навыки грамотного оформления документов и прочее.

Цель СБ – собрать максимально возможное количество дополнительных сведений о кандидате, что позволит минимизировать возможность нанесения им после трудоустройства ущерба компании. Проверка службой безопасности при приеме на работу кандидата ориентирована на выяснение того:

  • не привлекался ли он к уголовной ответственности за правонарушения на прежних местах работы, связанные с финансовой или другой деятельностью;
  • не увольняли ли его с предыдущих мест работы на основании финансовых или иных нарушений, которым официально не дали огласки;
  • не работал ли он ранее в организациях, практикующих «теневые» схемы бизнеса.

Кандидаты, рекомендованные сотрудниками компании, проходят проверку по общей комплексной схеме. Кроме того, ко вниманию принимается и репутация рекомендующего, а также степень родственных связей, мотивы приглашения и наличие у них совместных интересов в плане бизнеса.

Современные приемы проведения собеседования : Видео

Собеседование

Проверка службы безопасности при приёме на работу посредством личных разговоров с кандидатами является неотъемлемым этапом отбора специалистов. Такие беседы строятся так, чтобы достичь определенного уровня свободы в общении и доверительности. Основной задачей сотрудников СБ на собеседовании является получение от кандидата максимального количества информации установочно-биографического характера, а также проверка достоверности представленных в поданной документации сведений (опыт работы, уровень образования и т.д.).

В случае отказа претендента в предоставлении каких-либо дополнительных документов важно проанализировать его причины.

Беседуя с кандидатами, секьюрити руководствуются установкой на выяснение:

  • основных побудительных мотивов устройства на работу в данную организацию;
  • наличия требуемого опыта работы;
  • планов претендента в перспективе (карьерный рост, повышение квалификации, зарплатные ожидания и др.);
  • причин увольнения с прежнего места работы;
  • наличия полезных деловых и личных связей;
  • характера взаимоотношений с персоналом и руководителями на прежнем месте работы и пр.;
  • готовности, в случае необходимости, оказать помощь коллегам, работать в выходные и праздничные дни, сверхурочно;
  • наиболее предпочтительного для претендента режима работы (активный, рутинный, с командировками и др.).

В ходе общения с потенциальными работниками, секьюрити обращают внимание на интонацию, стилистику речи, аргументацию ответов, жестикуляцию, мимику.

Если человеку сложно логично и последовательно рассказать об имеющемся опыте работы, то не лишним будет проверить его уровень интеллекта посредством дополнительного тестирования.

При анализе ответов претендента можно определить такие моменты, как:

  • неумение четко и лаконично излагать свои мысли, быстро отвечать на вопросы различного типа;
  • отсутствие системности мышления;
  • чрезмерная обидчивость, конфликтность;
  • неумение слушать собеседника;
  • чрезмерное упрямство при отстаивании собственных убеждений и взглядов, амбициозность.

На практике очень часто к собеседованиям кандидатов с службой безопасности привлекаются работники того подразделения, в котором новичок будет в дальнейшем работать. Актуальность этого обуславливается тем, что претендентами будущие коллеги на психологическом уровне не воспринимаются как проверяющие, поэтому по ответам на их вопросы можно многое понять о профессионализме кандидата.

Анализ и проверка информации

Служба безопасности в обязательном порядке при приеме на работу проверяет документы кандидатов и анализирует их содержимое.

На практике довольно часто с целью получения дополнительных сведений о новом сотруднике сеькюрити обращаются за помощью к частным компаниям, специализирующимся на предоставлении услуг информационного характера. Таким образом СБ может уточнить или выяснить:

  1. Перечень организаций , в которых потенциальный сотрудник являлся учредителем , главным бухгалтером, руководителем, а также организационно-финансовое состояние этих учреждений в настоящее время.
  2. Наличие у претендента судимостей , причастие к деятельности каких-либо преступных группировок.
  3. Наличие связей с конкурирующими организациями .

Проверка документов при приеме на работу позволяет сотрудникам СБ выявить и некоторые негативные особенности потенциального работника, в частности, посредством разбора причин увольнений и взысканий с прежних рабочих мест.

По результатам оценки биографических документов кандидата должна составляться логически непротиворечивая цепь событий. Кроме того, особое внимание стоит уделить непрерывности стажа работы, причем, если вопрос о причинах перерывов в деятельности человека «выбьет из колеи», или же он даст неубедительный ответ, необходимо произвести дополнительную проверку.

Анализ должностей, которые занимал потенциальный работник в различных компаниях, может дать представление о его карьерном росте как специалиста. Сотрудники службы безопасности вправе уточнять причины понижений (повышений) кандидата в должности на предыдущих местах работы, причем ответы должны быть четкими и непротиворечивыми.

Одной из форм проверки является получение информации о соискателе с прежнего места работы или даже учебы. Однако стоит отметить, что, опрашивая контактных лиц, зачастую объективных сведений получить не удается. Более достоверную информацию о претенденте можно получить в ходе разговора с бывшими его сослуживцами, менеджерами по кадрам, руководителями подразделений и сотрудниками СБ, если такова была в организации, где ранее работал потенциальный сотрудник. Такие беседы могут проводиться как посредством выезда в организацию, так и в «телефонном» режиме.

В отдельных случаях актуальным является способ сбора информации о кандидате по месту его жительства. При этом внимание стоит уделить и месту проживания соискателя, его поведению в быту и др. Важным моментом здесь является то, что собирать данные подобным образом может только сотрудник СБ с соответствующей подготовкой.

После тщательно анализа всей полученной информации секьюрити проводит с кандидатом заключительное собеседование.

Допуск нового сотрудника к исполнению должностных обязанностей

С целью обеспечения безопасности организации не рекомендуется трудоустраивать кандидатов, если в ходе их проверок было определено:

  • неискренность ответов на вопросы во время собеседования или сокрытие важных для нанимателя сведений;
  • связь с конкурирующей компанией;
  • наличие деловых интересов в отрасли функционирования компании (дружеские или родственные связи, собственный бизнес);
  • наличие сомнительных или крупных долговых обязательств;
  • представление недостоверной информации;
  • конфликтное увольнение с прежнего места работы.

Зачастую новые работники в компанию принимаются с определенным испытательным сроком. Это делается в том числе для того, чтобы службе безопасности удалось проверить достоверность поданной при трудоустройстве новым рабочим информации и завершить изучение его личности. Однако важно отметить, что слово «завершение» в данном случае носит чисто условный характер, поскольку процесс ознакомления с личностью работника не должен прекращаться никогда.

После принятия решения о трудоустройстве кандидата на вакантную должность, сотрудники СБ инструктируют его по следующему кругу вопросов:

  • правилам работы с коммерческими данными организации;
  • предотвращением нанесения фирме ущерба в экономическом аспекте.

Затем новый работник должен подписать «Обязательства в связи с допуском к конфиденциальной информации», где должны быть четко прописаны требования по исполнению обязательств и ответственность в случае их нарушения.

Комплексная проверка претендентов на работу предоставит возможность работодателям существенно уменьшить риск нанесения ущерба деятельности компании, а безупречность личных и деловых качеств сотрудников является наилучшей гарантией внутренней ее безопасности.

Проверка кандидатов при приеме на работу — обязательная процедура во многих организациях. Как правило, проверкой кандидатов при приеме на работу занимается служба безопасности или специалисты отдела кадров. Об этапах процедуры и целях ее проведения расскажем в нашей статье.

Этапы проверки кандидата на должность

Проверка кандидатов на ту или иную должность — нередкая процедура перед трудоустройством. Если речь идет, например, о государственной, муниципальной или гражданской службе, а тем более военной, то проверка граждан — обязательный этап перед заключением с ними трудового контракта. Что же касается частных компаний, то в них, как правило, проверяются работники, претендующие на замещение руководящих должностей или должностей, подразумевающих работу с материальными ресурсами.

Контроль за потенциальными работниками на этапе приема необходим для того, чтобы не допустить:

  • утечки информации к конкурирующим организациям;
  • оформления на работу гражданина, не обладающего достаточным уровнем образования;
  • оформления на должность работника, который представил заведомо ложные сведения.

Можно выделить несколько этапов проверки:

Не знаете свои права?

  1. Заполнение анкеты и прохождение собеседования со специалистом отдела кадров или непосредственным руководителем. При успешном окончании переговоров анкета и все приложенные к ней документы передаются в службу безопасности компании.
  2. Оценка правдивости сведений, изложенных в анкете службой безопасности. На этом этапе главным образом проверяется наличие/отсутствие судимости, иные факты биографии, которые могут служить препятствием к занятию должности. Уполномоченные сотрудники могут сделать запрос в правоохранительные органы для предоставления более точной информации о кандидате.
  3. Проверка на детекторе лжи. Этот этап обязателен не во всех случаях, а только по желанию работодателя. Гражданин вправе отказаться от прохождения проверки на полиграфе. Отказ фиксируется в акте и прикладывается к анкете соискателя.
  4. Прохождение различных тестов или выполнение заданий. Как правило, эта часть проверки используется для лиц, претендующих на замещение творческих или руководящих профессий, с тем чтобы оценить их реакцию на то или иное событие.

Законодатель не предъявляет к данной процедуре никаких требований, поэтому работодатель вправе проводить ее по своему усмотрению. Желательно отразить всю процедуру проверки в локальном акте организации.

Ниже рассмотрим методы проведения проверки, которые также могут меняться в зависимости от решения работодателя.

Методы проверки кандидата

Работодателю разрешается проверять сотрудника, но не нарушая тем самым его прав. В частности, речь идет о защите персональных данных согласно положениям закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. То есть с соискателя берется согласие на обработку данных о нем, и служба безопасности получает право проверять его документы.

Рассмотрим несколько основных методов проверки кандидата на определенную должность:

  1. Собеседование. Представитель работодателя отмечает реакцию на вопросы, мимику, жесты соискателя и интерпретирует их согласно психологии общения. Помимо этого, на собеседовании можно выявить манеру поведения гражданина во внештатной ситуации (например, проводящий собеседование сотрудник задал каверзный вопрос).
  2. Проверка переданных кандидатом документов. Как правило, начинают с паспорта, подлинность которого можно проверить на официальном сайте ФМС России (сервис называется «Проверка недействительных российских паспортов» http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000). Также сотрудник службы безопасности может сделать запрос в учебное заведение, выдавшее документ об образовании, с целью подтверждения наличия у соискателя на должность именно того уровня образования, который был заявлен в анкете. Следующим шагом может стать направление запросов в правоохранительные органы на предмет отсутствия/наличия у гражданина судимости.
  3. Тестирование. Метод довольно прост, но его результат зависит от качества составленных тестов, так как на один и тот же вопрос можно дать разные ответы. Многие специалисты из сферы кадров рекомендуют составлять открытые вопросы, чтобы у кандидата на должность была возможность реального выбора.
  4. Проверка информации о предыдущем опыте работы. Для этого необходимо запросить у гражданина характеристику прошлого работодателя и уточнить контактные номера руководителей с целью совершения им звонка.
  5. Проверка на детекторе лжи. Данный вид контроля потребует материальных затрат, так как не в любой организации есть полиграф и специалист, умеющий на нем работать. Как правило, его используют при проверке кандидатов в силовых структурах или банковской сфере.

Анализ и проверка полученной информации

После того как вся информация о кандидате из внешних и внутренних источников будет получена, служба безопасности и сотрудники отдела кадров должны проанализировать ее на предмет того, насколько кандидат подходит для работы в данной компании:

  1. Оценить реальное положение на предыдущем месте работы гражданина. Если он, например, работал на руководящих должностях, сравнить состояние дел предприятия до его прихода и после увольнения.
  2. Оценить его потенциально возможную связь с конкурентами и способность сливать информацию, которая будет получена им в ходе работы.
  3. Проверка кандидата на предмет его психического состояния, бытового поведения, связей с преступным миром в прошлом. Это поможет составить целостный образ человека, который претендует на занимаемую должность. Такие черты характера, как, например, упрямство, жесткость, на определенных должностях могут быть полезны. Но если речь идет о работе с клиентами, между сторонами могут возникнуть конфликты.

После того как личность кандидата и его документы будут проанализированы, служба безопасности должна вынести свой вердикт и оформить его в форме заключения. Далее документ передается в отдел кадров, который прикладывает его к остальным бумагам соискателя на должность и отправляет на утверждение руководителю компании.

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

Подбор сотрудников в серьезную организацию – это важная задача. Ведь от действий и решений лица определенного должностного уровня может зависеть прибыль или убытки компании.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На предприятиях с помощью собственных служб безопасности или сторонних организаций проводится проверка кандидатов при приеме на работу.

Цели организации и структура служб безопасности предприятий

Служба безопасности на предприятии организуется не только для проверки соискателей, она предназначена для защиты предпринимательской деятельности организации от внутренних и внешних угроз в целом.

Основные цели службы безопасности:

  • сохранность материальных ценностей;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • обеспечение охранно-режимных мероприятий;
  • изучение кандидатов и выявление недобросовестных лиц;
  • предупреждение и выявление источников экономического ущерба предприятия.

Структура службы безопасности зависит от специфики конкретного предприятия. В простейшем случае в небольшой фирме может быть один человек, который заведует всеми вопросами безопасности.

В крупных предприятиях служба безопасности состоит из нескольких отделов, каждый из которых решает конкретную задачу.

Обобщенная схема службы безопасности:

Перед приемом на работу соискатель проходит несколько этапов проверки. Находится она в ведении кадровой службы и службы безопасности.

Этапы:

  • Сначала кандидат заполняет анкету и проходит собеседование в отделе кадров. При успешном прохождении анкета отправляется на согласование в службу безопасности.
  • Кадровики в основном оценивают профессиональные качества, а служба безопасности проверяет правдивость сведений, предоставленных кандидатом, и выявляет наличие подозрительных связей или фактов биографии.
  • В отдельных организациях кандидаты проходят .

Зачем проводится?

Финансовый успех организации во многом определяется ее персоналом. Ошибки в политике кадровой безопасности могут дорого обойтись предприятию.

Проверка службы безопасности необходима, чтобы не допустить:

  • утечки информации к конкурентам;
  • приема на работу сотрудника с недостаточным уровнем квалификации;
  • приема на работу недобросовестного сотрудника.

Уровни проверки

В зависимости от уровня претендуемой вакансии возможны различные уровни проверки персонала.

Наиболее тщательно рассматривают соискателей на должности с материальной и финансовой ответственностью, а также на руководящие посты.

Уровень Описание Когда проводится
Поверхностный

Информацию предоставляет сам кандидат во время .

Служба безопасности рассматривает , оценивает подлинность документов визуально.

Результаты проверки получают быстро, а ресурсы затрачиваются минимально. Но нет гарантии, что документы или отдельные записи в них не сфальсифицированы, а впоследствии могут всплыть негативные факты из прошлого.

Поверхностная проверка проводится при массовом приеме и для рядовых сотрудников.
Средний Информацию от кандидата и его документы проверяют с использованием различных источников, в том числе неофициальных.Собираются сведения с предыдущего места работы. Проверяется подлинность документов, данных в них. Например, проверяются записи в трудовой книжке, подлинность паспорта и прочее.

Сотрудник службы безопасности может пригласить на собеседование, проводить анализ поведения.

Средний уровень проверки проводят при приеме менеджеров среднего звена, сотрудников, имеющих доступ к материальным ценностям
Углубленный Службы безопасности собирает информацию о финансовом положении соискателя, его окружении, интересах, связях.Сбор данных происходит в процессе негласного наблюдения, при опросе соседей.

Запрашивается информация об административных и уголовных нарушениях из правоохранительных органов.

Углубленный уровень необходим для проверки кандидатов в топ-менеджеры, руководители подразделений

Методы проверки кандидата

Существуют различные способы, как проверить кандидата и его документы. Необходимо действовать в рамках закона.

От соискателя должно быть согласие на проверку его данных.

Собеседование

Во время собеседования представитель службы безопасности наблюдает за поведением, жестами, мимикой кандидата. Анализируется внешний вид, стиль речи.

Проверка документов

При использовании подложных документов иногда просто переклеивают фотографию на краденый паспорт.

Следует знать, что существует специальный сервис от УФМС, где можно проверить, не является ли данный паспорт недействительным.

При фальсификации документа об образовании могут использовать чистые бланки ВУЗа с настоящими печатями.

При наличии сомнений можно сделать запрос в учебное заведение, чтобы проверить, выдавался ли он данному человеку.

Тестирование

Метод простой и привлекательный, но достоверность сведений, получаемых по нему, не велика – около 50%. Результат во многом зависит от качества .

Вопросы не должны быть тривиальными, а ответы должны содержать и нейтральные варианты.

Проверка информации от кандидата

Проверяется достоверность данных о причине увольнения с прошлой работы, исполняемые обязанности, наличие судимости.

Желательно подтверждение информации документами, фактами.

Проверка на детекторе лжи

Такой метод обязательно используется при приеме на работу в силовые структуры, но применяться может и в других сферах, например, банковской деятельности.

Проверка требует обязательного согласия испытуемого.

Бланк проверки содержит ряд вопросов, которые зависят от специфики предприятия и должности, на которую идет кандидат.

Анализ и проверка информации

Служба безопасности проверяет и анализирует информацию о кандидате.

Прежде всего, для нее интересна следующая информация:

  • в каких организациях соискатель занимал руководящие должности или был главным бухгалтером, и каково положение дел в настоящее время у этих компаний;
  • наличие уголовного прошлого и связи с преступностью;
  • связь с конкурентами.

Отрицательные качества нового сотрудника могут всплыть при выяснении причин увольнения с прошлого места работы.

Требует внимания и непрерывность стажа работы - если были большие перерывы, важно выяснить их причину. Анализ трудовой деятельности поможет составить характеристику соискателя как специалиста, наблюдается ли у него рост или спад в карьере.

Иногда паспортные данные и личные данные испытуемого проверяются сбором информации по месту жительства. Проводится опрос соседей, наблюдается бытовое поведение.

После проверки служба безопасности выдает свое заключение. Результаты направляются в кадровую службу, и принимается окончательное решение о приеме или об кандидату.

Допуск сотрудника к работе

Допуск к работе осуществляется оформлением или другого правового акта организации.

Должны быть проведены определенные процедуры: подписание , проведение по технике безопасности и охране труда. Служба безопасности проводит инструктаж по правилам работы с конфиденциальными данными, предупреждению нанесения финансового ущерба предприятию.

Часто организации принимают кандидата на , в течение которого ему не дают доступ к важным данным. А служба безопасности продолжает проверять соискателя, и если находят компрометирующие факты, происходит .

Пример:

В одну компанию на должность менеджера по продажам трудоустроился молодой человек из приличной семьи, с отличными характеристиками и знанием иностранного языка (испанский) на разговорном уровне. Начальника службы безопасности последний факт насторожил, однако отдел кадров и начальник отдела продаж настояли на найме.

Начальник службы безопасности продолжил проверку сотрудника, и выяснил, что его семья недавно сменила квартиру, а по старому месту жительства он общался в компании наркоманов, хулиганов, воров. Тогда начальник службы безопасности понял, что в Испании молодой человек был в специализированной клинике по лечению от наркозависимости.

Вызвав сотрудника на личную беседу, он подтвердил свои догадки, более того, сотрудник продолжал употреблять наркотики и после приема на работу. Дело закончилось .

Как защитить свои права при неправомерном отказе?

Если соискатель получил отказ, он может обратиться за разъяснением причин к работодателю и получить их в течение 7 дней после обращения.

Ю.В. Капанина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Руководству компании надо жить дружно со своими работниками. Ведь самые «обидчивые» из них могут и пожаловаться на работодателя «куда следует». И даже если работник ошибется с выбором инстанции, его жалобу перенаправят в те органы, которые имеют полномочия по его вопросу. Жалобы могут быть на что угодно. Мы сузим тему и поговорим о задержке выплаты зарплаты или пособий и о зарплате «в конверте». Каковы последствия таких жалоб для организации? Возможны ли проверки по наводке?

К чему приводят жалобы сотрудников

Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

ВНИМАНИЕ

Позиция контролирующих органов: компенсацию за задержку зарплаты нельзя учесть в расходах для целей налога на прибыл ьПисьмо Минфина от 31.10.2011 № 03-03-06/2/164 . Но судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщико вПостановления ФАС ПО от 30.08.2010 № А55-35672/2009 ; ФАС МО от 11.03.2009 № КА-А40/1267-09 .

Если работник проинформирует о «зарплатных» проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок сумм ыст. 236 ТК РФ . Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие «уважительные» причин ып. 55 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2 .

А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату «в конверте» - нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

Кто может прийти с проверкой

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

Генпрокуратура ведет статистику, касающуюся привлечения должностных лиц к ответственности (как административной, так и уголовной) за различные нарушения в сфере оплаты труда: сайт Генпрокуратуры → Взаимодействие со СМИ → Архив новостей от 23 июля 2014

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалоб еп. 1 ст. 22 Закона от 17.01.92 № 2202-1 (далее - Закон № 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45 . Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запрос ап. 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ .

Прокуратура также может провести проверку на территории предприяти яп. 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45 ; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ . Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетс яп. 1 ст. 22 Закона № 2202-1 .

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение - наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организаци ист. 23 Закона № 2202-1 . Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  • внести представление с требованием устранить допущенные нарушени яст. 24 Закона № 2202-1 . И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
  • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то орга нст. 25 , п. 3 ст. 27 Закона № 2202-1 . Дела по вопросам нарушения законодательства о труд еч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются государственными инспекторами труд аст. 23.12 КоАП РФ , а также судам ич. 2 ст. 23.1 КоАП РФ .

За нарушение трудового законодательства грозит штра фст. 5.27 КоАП РФ :

  • для организаций - от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП - от 1000 до 5000 руб.

Если должностное лицо уже подвергалось административной ответственности за аналогичное правонарушение и при этом не прошел 1 год со дня окончания исполнения предыдущего постановлени яст. 4.6 КоАП РФ ; пп. 16, 17 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5 , то оно может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет.

Если же это повторное аналогичное нарушени еч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , то по таким делам трудинспекторы составляют протокол ып. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ , а рассматривают эти дела судь ич. 1 ст. 23.1 КоАП РФ .

Требования прокурора, вытекающие из его полномочи йст. 22 Закона № 2202-1 , подлежат безусловному исполнению в установленный срокп. 1 ст. 6 Закона № 2202-1 . Умышленное их невыполнение грозит штрафо мст. 17.7 КоАП РФ ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 № 4а-139/13 :

  • организациям - от 50 000 до 100 000 руб.;
  • должностным лицам - от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой - это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

Трудинспекция

Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способо мч. 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетс яч. 9 ст. 360 ТК РФ . Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражда нп. 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 . Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуро йч. 8 ст. 360 ТК РФ .

Как организовать работу с кадровой документацией, чтобы избежать «трудовых» штрафов, читайте:

При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целево йп. 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работнико в” .

Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах «в конверте».

А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Невыполнение в установленный срок предписания госоргана об устранении нарушений влечет штра фст. 19.5 КоАП РФ :

  • для организаций - от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.

С 1 января 2015 г. штраф за невыполнение предписания трудинспекции состави тп. 5 ст. 11 , п. 2 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ :

  • для организаций - от 100 000 до 200 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП - от 30 000 до 50 000 руб.

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФст. 357 ТК РФ ; ст. 23.12 КоАП РФ .

Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушени яПостановление ВС от 15.08.2014 № 60-АД 14-11 . Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой - минимум 600 000 руб. (30 000 руб. х 20 нарушений).

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверко йп. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

Налоговая инспекция

Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставя тп. 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организаци иПостановления ФАС ПО от 08.08.2012 № А12-12839/2011 , от 05.03.2013 № А65-18177/2012 . Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательств аПостановления ФАС МО от 18.01.2012 № А40-71623/10-111-46 ; ФАС ДВО от 11.04.2012 № Ф03-501/2012 .

Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании.

Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

“ Бывший сотрудник пожаловался на нас в трудинспекцию. Инспекция вызывает к себе с «зарплатными» документами. Зарплату мы выплачиваем своевременно, но беда в том, что не всегда работники расписываются в ведомостях. То есть при проверке нас заставят выплачивать суммы, которые не подтверждены подписями. Да еще и оштрафуют.
Мне советуют вот что. Если бывший сотрудник готов отказаться от жалобы за энную сумму, то лучше договориться с таким «шантажистом», чем встречаться с трудинспектором. Ведь проверка отнимает немало времени и нерво в” .

Светлана,
главный бухгалтер, Московская обл.

Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислени юст. 123 НК РФ , а также начислить ей пенист. 75 НК РФ .

Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату «в конверте», тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъяснял аПисьмо ФНС от 02.12.2009 № 3-5-04/1774 , что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить нало гподп. 4 п. 1 , п. 4 ст. 228 , п. 1 ст. 229 НК РФ . Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штра фст. 75 , п. 1 ст. 119 НК РФ ; ст. 198 УК РФ .

А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работник уПисьмо ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@ . Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

ФСС и ПФР

Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“ Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты «в конверте», это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления серых схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними” .

А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР)№ 255-ФЗ проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверк а” .

Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПОЗДНЯКОВА Ирина Владимировна

Заместитель начальника отдела организации обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ

“ При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страховани юч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверо кст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) ” .

О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

  • доплатить неправильно выплаченное пособие;
  • отразить расходы в расчетной ведомости по форме-4 ФСС за период, в котором будет произведена доплат аабз. 16 п. 18 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81 . При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 КоАП Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штра фст. 47 Закона № 212-ФЗ . При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40%ч. 1, 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ . Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании пенич. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ .

От слова «проверка» бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только из-за боязни нахождения ошибок, но и из-за огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.