Еткс специалист по снабжению. Должности в компании: генеральный директор, главный инженер, технический директор. Из чего состоит квалификационная характеристика

  • Дата: 26.12.2023

С чего начинается любая компания? С идеи и людей, совместно ее осуществляющих. Каждый из участников имеет определенную роль, список обязанностей и компетенций. Все это определяется занимаемой должностью. В этой статье рассматривается, какие бывают должности в компании в зависимости от отрасли и направления деятельности, минимальный состав штатного расписания, а также краткий экскурс в обязанности руководящих должностей, специалистов и рабочих.

Какие должности могут быть

Должности в компании, как роли у актеров в театре, - у каждой свой сценарий работы, обязанности, компетенции, задачи, функции. Для каждой отдельной должности нужен определенный человек, обладающий специализированным набором знаний, умений, опыта и личных качеств. В любой организации все существующие должности можно разделить на три группы:

  • специалисты;
  • рабочие должности.

Каждая группа требует определенных знаний и умений, опыта и образования.

Самая главная должность

Любая группа людей, объединенная общими целями и интересами, не может нормально функционировать без лидера. Один человек или группа людей должны находится у руля компании, принимать важные решения, корректировать курс развития организации и решать внутренние проблемы. В российских компаниях эту роль выполняет человек, занимающий высшую должность в компании. В зависимости от типа компании, ее правовой формы, количества собственников и учетной политики главенствующая должность может носить разные названия. В обществах с ограниченной ответственностью - директор или генеральный директор. В акционерных обществах - совет директоров или акционеров. В сельскохозяйственных производственных кооперативах - председатель.

ООО может быть открыто и одним человеком. В этом случае основатель общества и директор может быть одним и тем же лицом, принимать решения единолично и самостоятельно управлять всеми процессами организации. В ОАО и ЗАО уже сложнее. В акционерных обществах директора выбирают на совете акционеров. Выполняя свои должностные обязанности, он обязан прислушиваться к мнению держателей акций компании.

Руководители в компании

Только что открывшееся ООО, штат которого не превышает двух-трех человек, вряд ли нуждается в большом количестве руководящих должностей. Но если компания разрастается, появляются отделы, выполняющие принципиально разные функции, штат сотрудников увеличивается до десятков и даже сотен человек, тогда без руководителей среднего звена просто не обойтись. Человек, занимающий такую должность, не обладает абсолютной властью над подчиненными, не принимает единолично важных решений, не руководит компанией в целом. Его задача состоит в контроле за работой своего отдела, координировании занятости его людей, решении вопросов, входящих в его компетенцию. Среди наиболее часто встречающихся руководящих должностей можно выделить следующие:

  • финансовый директор, или руководитель финансового отдела;
  • технический директор;
  • директор по производству и выпуску продукции;
  • главный инженер;
  • руководитель кадрового отдела;
  • главный бухгалтер;
  • руководитель отдела торговли;
  • руководитель отдела закупок;
  • руководитель отдела по связям с общественностью.

Безусловно, у каждой организации есть право на включение в штатное расписание должностей, которые необходимы именно в их направлении. Наименования отделов и должностей людей, ими руководящих, может различаться, при этом функционал работников достаточно схож.

Работа главного инженера

Главный инженер - должность, которая встречается в организациях, производящих продукцию, содержащих собственный автопарк или парк специализированной техники: сельскохозяйственные организации, заводы, фабрики, транспортные фирмы и так далее. Работа главного инженера требует высшего технического образования по направлению деятельности организации. Именно от него зависит техническая оснащенность предприятия запасными частями, ГСМ, необходимой техникой и станками, слаженная работа механиков и обслуживающего персонала. С его предложения производятся закупки всех технических узлов, их запчастей, прием на работу людей, которые обслуживают все эти машины и устройства. Схожий функционал у работы техническим директором. В некоторых организациях это тождественные понятия.

Производственный директор

Директор по производству - должность, имеющая смысл в организациях, осуществляющих выпуск какой-либо продукции. Это должностное лицо занято тем, что исследует структуру рынка, спроса и предложения, изучает предложения конкурентов, определяет, что необходимо выпускать, по каким ценам и в каких объемах. От эффективности его работы зависит объем и качество выпущенной продукции, ее цена и размещение на рынке сбыта. В его задачи входит поиск поставщиков сырья надлежащего качества и с приемлемой стоимостью, запуск процесса выпуска, контроль за ним на протяжении всего производственного цикла.

Специалисты

Должности в компании не ограничиваются руководителями разных уровней. Без обычных специалистов им просто некем будет управлять. Специалистами принято называть соискателей с высшим или средним профессиональным образованием, окончившим учебное заведение по определенной специальности. В организациях к должностям специалистов относятся: бухгалтер, менеджеры разного направления, операционисты, инженеры, врачи и другие.

Рабочие должности

Существуют еще и рабочие должности в компании. В отличие от вышеописанных должностей рабочие не требуют определенного образования, опыта или характеристик. На такой работе обычно требуется выполнение определенных физических действий: грузчики, комплектовщики, водители, уборщики. Для выполнения этих работ нет нужды в высшем образовании, опыте работы, организаторских или лидерских способностях. Достаточно обладать физическим здоровьем и выносливостью.

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.

Разработкой ЕТКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787).

До утверждения новых выпусков ЕТКС применяются выпуски, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС и действующие на территории России в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.05.1992 N 15а.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30) (с изменениями от 12 октября 1987 г., 18 декабря 1989 г., 15 мая, 22 июня, 18 декабря 1990 г., 24 декабря 1992 г., 11 февраля, 19 июля 1993 г., 29 июня 1995 г., 1 июня 1998 г., 17 мая 2001 г., 31 июля 2007 г., 20 октября 2008 г., 17 апреля 2009 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 2 Разделы: «Литейные работы», «Сварочные работы», «Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы», «Кузнечно-прессовые и термические работы», «Механическая обработка металлов и других материалов», «Металлопокрытия и окраска»; «Эмалирование», «Слесарные и слесарно-сборочные работы» (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45) (с изменениями от 13 ноября 2008 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 3 Раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 апреля 2007 г. N 243) (с изменениями от 28 ноября 2008 г., 30 апреля 2009 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 4 Разделы: "Общие профессии горных и горнокапитальных работ"; "Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию"; "Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов"; "Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения"; "Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых"; "Агломерация руд"; "Добыча и обогащение горнохимического сырья"; "Добыча и обогащение строительных материалов"; "Добыча и переработка торфа"; "Переработка бурых углей и озокеритовых руд" (утв. постановлением Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 61) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 5 Раздел "Геологоразведочные и топографо-геодезические работы (утв. постановлением Минтруда РФ от 17 февраля 2000 г. N 16) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 6 Разделы: "Бурение скважин", "Добыча нефти и газа" (утв. постановлением Минтруда РФ от 14 ноября 2000 г. N 81) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 7 Разделы: "Общие профессии черной металлургии"; "Доменное производство", "Сталеплавильное производство"; "Прокатное производство"; "Трубное производство"; "Ферросплавное производство"; "Коксохимическое производство"; "Производство огнеупоров"; "Переработка вторичных металлов" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 27 декабря 1984 г. N 381/23-157) (с изменениями от 12 июня 1990 г., 20 октября 2008 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 8 Разделы: "Общие профессии цветной металлургии"; "Производство цветных, редких металлов и порошков из цветных металлов"; "Обработка цветных металлов"; "Производство твердых сплавов, тугоплавких металлов и изделий порошковой металлургии"; "Производство электродной продукции". Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 9 Разделы: "Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии"; "Ремонт оборудования электростанций и сетей" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 января 1985 г. N 18/2-55) (с изменениями от 7 июня 1988 г., 12 июня, 13 декабря 1990 г., 12 марта 1999 г., 3 октября 2005 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 10 Раздел "Производство часов и технических камней, ремонт часов" (утв. постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 г. N 72) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 11 Раздел "Игольное производство" (приложение к постановлению Минтруда РФ от 18 марта 2002 г. N 18) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 12 Раздел "Ремизо-бердочное производство" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 22 марта 1984 г. N 82/6-38) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 13 Раздел "Жестяно-баночное и тубное производство" (утв. постановлением Минтруда РФ от 17 апреля 2000 г. N 32) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 14 Раздел "Производство металлических электродов" утвержден постановлением Минтруда России от 5 марта 2004 г. N 37. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 15 Раздел "Производство металлических канатов, сеток, пружин, щеток и цепей" Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 16 Раздел "Производство медицинского инструмента, приборов и оборудования" (утв. постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 38) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 17 Раздел: "Производство абразивов" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 8 февраля 1983 г. N 20/4-41) (с изменениями от 20 октября 2008 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 18 Раздел "Производство синтетических алмазов, сверхтвердых материалов и изделий из них и природных алмазов" (утв. постановлением Минтруда РФ от 26 июля 2002 г. N 52) (с изменениями от 20 октября 2008 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 19 Разделы: "Общие профессии электротехнического производства", "Производство электроизоляционных материалов", "Электроугольное производство", "Кабельное производство", "Изоляционные и амоточно-обмоточные работы", "Производство химических и других источников тока" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 26 апреля 1985 г. N 113/10-32) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 20 Производство изделий электронной техники Разделы: "Общие профессии производства изделий электронной техники", "Полупроводниковое производство", "Производство радиодеталей", "Электровакуумное производство", "Пьезотехническое производство" (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 января 2000 г. N 5) (с изменениями от 12 сентября 2001 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 21 Раздел "Производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи" (утв. постановлением Минтруда РФ от 7 марта 2001 г. N 23) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 22 Раздел "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования" (утв. постановлением Минтруда РФ от 26 марта 2002 г. N 24) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 23. Раздел: Судостроение и судоремонт (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 апреля 1985 г. N 109/10-17) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 24 Раздел "Общие профессии химических производств" (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 марта 2006 г. N 208) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 25 Разделы: "Азотные производства и продукты органического синтеза", "Основные химические производства" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 марта 1985 г. N 79/6-86) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 26. Разделы: Анилино-красочные производства; производство полиграфических красок; лакокрасочные производства (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 17 июля 1985 г. N 228/15-90) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 27 Раздел "Производство полимерных материалов и изделий из них" Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 28 Раздел "Производство химических волокон, стекловолокон, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и изделий из них" Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 29 Разделы: "Производство медикаментов, витаминов, медицинских, бактерийных и биологических препаратов и материалов. Производство дрожжей. Производство лимонной и виннокаменной кислот. Гидролизное производство и переработка сульфитных щелоков. Ацетонобутиловое производство" Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 30 Утратил действие. Разделы: "Гидролизное производство и переработка сульфитных щелоков. Ацетонобутиловое производство. Производство лимонной и виннокаменной кислот. Производство дрожжей" перенесены в ЕТКС выпуск №29 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 31 Утратил действие. Раздел: "Производство медикаментов, витаминов, медицинских, бактерийных и биологических препаратов и материалов" перенесён в ЕТКС выпуск №29 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 32 Содержит раздел: "Производство синтетических каучуков, жирозаменителей и продуктов нефтехимии" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 31.05.1984 N 163/10-53) и раздел "Химико-фотографическое производство" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.11.2000 N 80) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 33 Разделы: "Общие профессии производства и переработки резиновых смесей", "Производство резиновых технических изделий, резиновой обуви и резиновых изделий широкого потребления", "Производство, восстановление и ремонт шин", "Производство технического углерода", "Производство регенерата" Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 34 Утратил действие. Раздел: "Химико-фотографическое производство" перенесён в ЕТКС выпуск №32 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 35 Раздел: "Производство искусственной кожи" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 19 ноября 1984 г. N 333/22-73) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 36 Содержит разделы: "Переработка нефти, нефтепродуктов, газа, сланцев, угля и обслуживание магистральных трубопроводов" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 июня 1984 г. N 171/10-109) (с изменениями от 3 февраля 1988 г., 14 августа 1990 г., 21 ноября 1994 г., 31 июля 1995 г.) и "Производство асбестовых технических изделий" (утв. постановлением Минтруда РФ от 5 февраля 2004 г. N 8) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 37 Содержит раздел "Производство изделий из коры пробкового дерева" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 23 июля 1984 г. N 216/14-3) и разделы: "Общие профессии лесозаготовительного производства", "Лесозаготовительные работы", "Лесосплав", "Подсочка леса", "Заготовка и переработка тростника" (утв. постановлением Минтруда РФ от 29 августа 2001 г. N 65) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 38 Утратил действие. Раздел: "Производство асбестовых технических изделий" перенесён в ЕТКС выпуск №36 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 39 Утратил действие. Раздел: "Производство изделий из коры пробкового дерева" перенесён в ЕТКС выпуск №37 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 40 Содержит разделы: "Общие профессии деревообрабатывающих производств", "Лесопиление и деревообработка", "Производство древесных и костровых плит", "Производство фанеры", "Производство мебели", "Производство спичек", "Производство карандашей" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 января 1985 г. N 7/2-13) и раздел "Производство строительных материалов" (утв. постановлением Минтруда РФ от 17 мая 2001 г. N 41) (с изменениями от 12 июля 2002 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 41 Содержит раздел "Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них" (с изменениями от 9 сентября 1986 г., 21 ноября 1994 г.) и раздел "Производство стекла и стеклоизделий" (утв. постановлением Минтруда РФ от 28 мая 2002 г. N 37) (с изменениями от 11 ноября 2008 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 42 Утратил действие. Раздел: "Производство строительных материалов" перенесён в ЕТКС выпуск №40 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 43 Содержит раздел "Первичная обработка хлопка и лубяных культур" (утв. постановлением Минтруда РФ от 13 марта 2000 г. N 23) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 44 Содержит разделы: "Общие профессии производства текстиля", "Хлопчатобумажное производство", "Льняное производство", "Шерстяное производство" "Шелковое производство", "Шелкомотальное производство", "Трикотажное производство", "Валяльно-войлочное производство", "Производство текстильной галантереи", "Пенькоджутовое производство", "Производство ваты", "Производство нетканых материалов", "Сетевязальное производство", "Ручное ткачество" Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 45 Содержит разделы: "Общие профессии производства керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий"; "Производство изделий строительной керамики"; "Производство электрокерамических изделий"; "Производство фарфоровых и фаянсовых изделий" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 23 июля 1984 г. N 218/14-5) и разделы: "Общие профессии производств легкой промышленности", "Кожевенное и кожсырьевое производства", "Производство кожаной обуви", "Меховое производство", "Кожгалантерейное производство", "Шорно-седельное производство", "Производство технических изделий из кожи", "Щетинно-щеточное производство", "Дубильно-экстрактовое производство" (утв. постановлением Минтруда РФ от 24 февраля 2004 г. N 22) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 46 Раздел "Швейное производство" (утв. постановлением Минтруда РФ от 3 июля 2002 г. N 47) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 47 Раздел "Парашютное производство" (утв. постановлением Минтруда РФ от 14 июля 2003 г. N 52) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 48 Раздел "Общие профессии производств пищевой продукции" (утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 32) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 49 Разделы: "Производство мясных продуктов", "Костеперерабатывающее и клеевое производства", "Переработка птицы и кроликов", "Маслодельное, сыродельное и молочное производства" (утв. постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 33) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 50 Раздел "Добыча и переработка рыбы и морепродуктов" (утв. постановлением Минтруда РФ от 12 октября 2000 г. N 73) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 51 Содержит азделы: "Производство алкогольной и безалкогольной продукции", "Хлебопекарно-макаронное производство", "Кондитерское производство", "Крахмалопаточное производство", "Производство сахара", "Производство пищевых концентратов", "Табачно-махорочное и ферментационное производства", "Эфиромасличное производство", "Производство чая", "Парфюмерно-косметическое производство", "Масложировое производство", "Добыча и производство поваренной соли", "Добыча и переработка солодкового корня", "Элеваторное, мукомольно-крупяное и комбикормовое производства", "Торговля и общественное питание", "Производство консервов" (утв. постановлением Минтруда России от 5 марта 2004 г. N 30) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 52 Разделы: "Железнодорожный транспорт"; "Морской и речной транспорт" Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 53 Раздел "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)" (утв. постановлением Минтруда РФ от 13 апреля 2000 г. N 30) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 54 Не используется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 55 Разделы: "Общие профессии полиграфического производства", "Формные процессы полиграфического производства", "Печатные процессы", "Брошюровочно-переплетные и отделочные процессы", "Шрифтовое производство" (утв. постановлением Минтруда РФ от 30 января 2002 г. N 4) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 56 Раздел: Железнодорожный транспорт и метрополитен (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) (с изменениями от 3 октября, 26 декабря 1988 г., 11 ноября, 19, 25 декабря 1996 г., 28 мая 1997 г., 8, 29 июня 1998 г., 11 ноября 2008 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 57 Разделы: "Рекламно-оформительские и макетные работы"; "Реставрационные работы" (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21 марта 2008 г. N 135) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 58 Содержит Раздел: "Работы и профессии рабочих связи" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27 апреля 1984 г. N 122/8-43 с изменениями от 11 ноября 2008 г.) и разделы: "Общие профессии", "Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания", "Киносеть и кинопрокат", "Театрально-зрелищные предприятия" (утв. постановлением Минтруда РФ от 16 июля 2003 г. N 54) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 59 Разделы: "Общие профессии производства музыкальных инструментов", "Производство клавишных инструментов", "Производство смычковых инструментов", "Производство щипковых инструментов", "Производство язычковых инструментов", "Производство духовых и ударных инструментов", "Ремонт и реставрация музыкальных инструментов" (утв. постановлением Минюста РФ от 26 апреля 2004 г. N 63) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 60 Содержит раздел: "Производство наглядных пособий" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 23 июля 1984 г. N 217/14-4) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 61 Содержит разделы: "Общие профессии производства художественных изделий"; "Ювелирно-филигранное производство"; "Производство художественных изделий из металла"; "Производство художественных изделий из дерева, капокорня и бересты"; "Гранильное производство"; "Производство художественных изделий из камня"; "Производство художественных изделий из папье-маше с миниатюрной живописью"; "Производство художественных изделий из кости и рога"; "Производство художественных изделий из янтаря"; "Скульптурное производство"; "Производство художественных изделий из кожи и меха"; "Производство изделий народных художественных промыслов" (утв. постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 40) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 62 Не применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 63 Не применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 64 Раздел: "Производство игрушек" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 мая 1983 г. N 88/10-32) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 65 Не применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 66 Разделы: "Химическая чистка и крашение одежды", "Работы и профессии рабочих прачечных" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 октября 1984 г. N 320/21-22) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 67 Не применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 68 Не применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 69 Содержит разделы: "Газовое хозяйство городов, поселков и населенных пунктов", "Водопроводно-канализационное хозяйство", "Зеленое хозяйство", "Фотоработы" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 18 сентября 1984 г. N 272/17-70) (с изменениями от 9 сентября 1986 г., 22 июля 1988 г., 29 января 1991 г., 29 июня 1995 г., 11 ноября 2008 г.) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 70 Содержит раздел "Работы и профессии рабочих в животноводстве" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 19 июля 1983 г. N 156/15-28) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 71 Раздел "Оптико-механическое производство" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 июля 1985 г. N 239/16-26) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Выпуск 72 Раздел "Ремонт и испытание изделий спецпроизводств" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 октября 1985 г. N 352/22-55)

Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.

Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2019 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2019 году (далее – КХД), имеющий второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать .

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2019

Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:

  1. Должности руководителей;
  2. Должности педагогических работников;
  3. Должности учебно-вспомогательного персонала.

Должности руководителей:

  • Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

  • Заместитель руководителя.

ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

  • Руководитель структурного подразделения.

ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.

  • Старший мастер.

ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.

Должности педагогических работников:

  • Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

  • Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.

ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

  • Педагог-организатор.

ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.

  • Социальный педагог.

ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.

  • Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.

ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.

ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.

  • Педагог-психолог.

ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.

  • Воспитатель (старший).

ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.

  • Тьютор. Исключение: тьюторы работающие в сфере высшего и профессионального образования.

ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.

ТК: Высшее образование, направление “Образование и педагогика”, стаж работы педагогом не мене 2 лет.

  • Педагог-библиотекарь .

ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

  • Старший вожатый.

ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.

ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Педагог дополнительного образования.

ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.

  • Музыкальный руководитель.

ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.

  • Концертмейстер.

ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.

ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.

  • Руководитель физического воспитания.

ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.

ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.

  • Инструктор по физической культуре.

ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.

ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Методист.

ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.

  • (Старший) Инструктор-методист.

ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.

ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.

  • Инструктор по труду.

ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, Гражданская оборона. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Тренер-преподаватель .

ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.

ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.

  • Мастер производственного обучения.

ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.

ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

Должности учебно-вспомогательного персонала:

  • (Старший) Дежурный по режиму.

ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.

ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.

  • Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

  • Помощник воспитателя.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

  • Младший воспитатель.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.

ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Секретарь учебной части.

ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.

ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.

  • Диспетчер образовательного учреждения.

ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.

ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.

    Сущность и назначение тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих

    Структура тарифно-квалификационного справочника

    Разделы тарифно-квалификационных характеристик

Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­ бочих (ТКС) - это нормативный документ федерального зна­чения, содержащий систематизированный перечень работ и профессий.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий, ос­нованные на балльной аналитической системе оценки сложно­сти труда, сгруппированы в разделы по производствам и видам работ. Совокупность этих разделов представляет собой Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­ бочих (ЕТКС).

Первый выпуск ЕТКС включает тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, общим для всех отрас­лей экономики (более 100 наименований); последующие вы­пуски - по специфическим отраслевым профессиям.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабо­чих разработаны применительно к восьмиразрядной группиров­ке работ по сложности как наиболее оптимальной при сло­жившемся разделении труда, достигнутом уровне техники, тех­нологии, организации труда и производства. При этом 7 и 8 разряды имеют место только в отдельных видах производств.

3. Тарифно-квалификаиионные характеристики профессий по разря­ дам, приведенные в тарифно-квалификационном справочнике, со­ стоят из трех разделов :

Раздел "Характеристика работ" содержит:

описание работ, наиболее типичных для данной профессии, которые должен выполнять рабочий, - подготовительно-заключительные действия; функции по обслуживанию рабочего места, уходу за оборудованием; операции по непосредственному ведению технологического процесса;

степень самостоятельности рабочего при выполнении работ;

Раздел "Должен знать " включает:

основные требования к уровню квалификации рабочего, необ­ходимому для выполнения работ, приведенных в первом разделе характеристики. От рабочего требуется знание физико-химических свойств предметов труда, конструктивных особенностей оборудования и измерительных инструментов, этапов технологического процесса, рациональных режимов работы оборудования, технической, технологической доку­ментации и др.;

требования к уровню профессионального образования - по от­дельным профессиям рабочих, выполняющих работы повышенной сложности;

раздел "Примеры работ" включает перечень работ, наиболее ти­пичных и представительных для данных профессии или разряда, которые должен уметь выполнять рабочий и по аналогии с ко­торыми быстро и точно может быть определен разряд других работ.

В случаях, когда в разделе "Характеристика работ" достаточно полно изложено описание выполняемых работ, раздел "Приме­ры работ" в тарифно-квалификационной характеристике отсут­ствует. В необходимых случаях на предприятиях с учетом спе­цифики производства могут разрабатываться дополнительные примеры работ того или иного уровня сложности.

Вопрос 51. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

    Роль квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих в организации оплаты труда

    Структура квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих

    Состав квалификационных характеристик

1 . циалистов и других служащих представляет собой нормативный документ, содержащий перечень должностных обязанностей ра­ ботников и предъявляемых к ним квалификационных требований в . целях.

    обоснования рационального разделения и организации труда;

    создания действенного механизма разграничения функций, пра­вильного подбора и расстановки кадров;

    обеспечения единства в определении должностных обязан­ностей.

Наименования должностей, которые включены в справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификато­ ром профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Квалификационные характеристики должностей служат в ка­честве нормативов прямого действия на предприятиях, в учреж­дениях и организациях.

Квалификац ионный справочник должностей руководителей, спе­ циалистов и других служащих служит основой .

    для разработки должностных инструкций - документов, регла­ментирующих права, обязанности и ответственность работни­ка, занимающего ту или иную должность;-

    составления положений о структурных подразделениях пред­приятия;

    осуществления подбора и расстановки кадров;

    ведения контроля за правильностью использования персонала в соответствии со специальностью и квалификацией;

у проведения аттестации административно-управленческого пер­сонала.

. Квалификационный справочник должностей руководителей, спе­ циалистов и других служащих состоит из двух разделов :

в первом разделе - приведены квалификационные характери­стики общеотраслевых должностей руководителей, специали­стов и других служащих, распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики (промышленности, строительства, транс­порта и др.), в том числе находящихся на бюджетном финан­сировании (197 наименований должностей);

второй раздел - содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскатель­ских организациях, а также в редакционно-издательских под­разделениях (46 наименований должностей).

3.Квалификаиионная характеристика каждой должности служа­ щего включает три раздела :

"Должностные обязанности" - отражены основные трудовые функции с учетом технологической однородности и взаимосвя­занности работ, позволяющих обеспечить оптимальную реали­зацию специализации служащих;

"Должен знать " - содержатся требования:

    наличия специальных знаний работника;

    по применению норм законодательных актов, положений и инструкций, методик и средств;

"Требования к квалификации" - определены уровень профессио­ нальной подготовки работника в соответствии с Законом Россий­ской Федерации "Об образовании", необходимый для выпол­нения должностных обязанностей, и требования к стажу рабо­ты, которые являются условием для занятия той или иной должности.

В квалификационных характеристиках должностей специали­стов предусматривается в пределах одной и той же должности внутридолжностное квалификационное категорирование (без изменения наименования должности).

Оно осуществляется по следующей схеме :

    специалист;

    специалист III категории;

    ведущий специалист (высшая ступень).

Квалификационные характеристики производных должностей (например экономист по труду II категории) не включены в Квалификационный справочник и определяются на основе ха­рактеристик базовых должностей.

Присвоение квалификационных категорий производится руково­дителем предприятия с учетом:

    самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения;

    отношения к работе;

    эффективности труда;

    профессиональных знаний и опыта практической работы.

Степень соответствия фактически выполняемых работником обязанностей и уровня его подготовленности требованиям ква­лификационных характеристик определяется квалификацион­ной комиссией предприятия, учреждения, организации.

Уровень профессиональной подготовки и квалификации работника, сложность его труда определяют порядок тарификации работ, т. е. отнесение их к определенным тарифным разрядам или квалификационным категориям. Указанная тарификация производится с учетом (ст. 57 , 143 ТК РФ):

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);

ЕТКС: бухгалтер

Говоря о тарификации труда бухгалтера, мы имеем в виду не ЕТКС, а ЕКС, ведь бухгалтер относится к перечню должностей руководителей и специалистов, а не рабочих специальностей.

Бухгалтер в ЕКС

ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих (абз. 3 п. 1 Постановления Правительства от 31.10.2002 № 787).

Эти квалификационные характеристики должны способствовать (п. 4 Порядка, утв. Постановлением Минтруда от 09.02.2004 № 9):

  • правильному подбору и расстановке кадров;
  • рациональному разделению труда;
  • эффективному разграничению функций, полномочий и ответственности между категориями работников;
  • установлению единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Квалификационные характеристики каждой должности в ЕКС состоят из трех разделов:

1) «Должностные обязанности»;

2) «Должен знать»;

3) «Требования к квалификации».

Ведущий бухгалтер (ЕТКС)

Как мы уже сказали ранее, в ЕТКС мы не найдем упоминяния о бухгалтерах, в том числе о ведущем бухгалтере. Но в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37) должность «ведущий бухгалтер» тоже отсутствует. Поименованы лишь следующие бухгалтерские должности:

  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер;
  • бухгалтер-ревизор.

Ведущий бухгалтер: квалификационные требования

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 367) должность ведущего бухгалтера предусмотрена и имеет следующую кодировку: .

Это означает, что при определении квалификационных характеристик ведущего бухгалтера работодатель самостоятельно определяет состав предъявляемых требований, руководствуясь своими отраслевыми особенностями, размером организации, численностью, структурой и иными факторами, а также классификаторами и требованиями профстандартов.